» » » Сергей Самыгин - Психология и педагогика


Авторские права

Сергей Самыгин - Психология и педагогика

Здесь можно купить и скачать "Сергей Самыгин - Психология и педагогика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Самыгин - Психология и педагогика
Рейтинг:
Название:
Психология и педагогика
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-01486-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология и педагогика"

Описание и краткое содержание "Психология и педагогика" читать бесплатно онлайн.



В краткой и доступной форме изложены современные научные достижения психологии и педагогики, необходимые для усвоения студентами вузов в процессе формирования профессиональных компетенций. Рассматриваются проблемы общей психологии, психологии личности, социальной психологии, зарубежные и отечественные психологические теории личности, а также история и принципы педагогики, методы и формы обучения, педагогические технологии и закономерности, методы воспитания. Включает в себя основные темы курса «Психология и педагогика», вопросы для самоконтроля и список необходимой литературы, а также ответы на все основные вопросы экзаменационных билетов по данному курсу.

Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.

Для бакалавров. Может быть полезно преподавателям школ и других учебных заведений для расширения знаний по психологии и педагогике.






2) константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

3) структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее, если ее исполняет оркестр либо один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны;

4) осмысленность — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Швейцарским психологом Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются людьми как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые, т.е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?»;

5) избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими;

6) объемность — восприятие в трех измерениях.

Эти свойства восприятия не предписаны человеку от рождения, а формируются, развиваются в течение жизни, в процессе общении с другими людьми, в ходе обучения и трудовой деятельности, например константность восприятия формируется к 12–13 годам. Избирательность восприятия связана с движениями глаз, к примеру при рассматривании человеческого лица наблюдатель под влиянием прошлого опыта избирательно больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу собеседника как самым информативным местам, на основе которых можно составить целостное представление о настроении, психологии человека. Для описания избирательности и направленности восприятия психологи стали использовать понятие установки — неосознанной готовности человека определенным образом воспринимать предметы, людей, определенным образом к ним относиться и на них реагировать.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, музыки, человека.

Например, восприятие музыки – это активный процесс, включающий не только слуховое восприятие, но и эмоциональное переживание, скрытую моторную реакцию (покачивание корпуса, напряжение и расслабление дыхательных мышц) и зрительные ощущения. Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры, включая те, которые обычно участвуют в других формах мыслительной деятельности. Исследователи обнаружили, что занятия музыкой увеличивают число нейронов мозга, реагирующих на звук, (объем слуховой коры у музыкантов на 30% больше, чем у людей, не имеющих отношения к музыке), помогают лучшему развитию левой височной доли головного мозга, что в свою очередь улучшает когнитивные способности, связанные с этой долей мозга (улучшалась память на слова, периферийное зрение, музыкальная память, эмоциональность), 70% людей наслаждаются музыкой, потому что она порождает эмоции, чувства, физические реакции (в виде мурашек по телу, слез, смеха и т.д.) Ученые Калифорнийского университета сравнивали влияние музыки Моцарта, Бетховена и поп-музыки на мозг и психику людей, оказалось, что только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, улучшала зрение, моторную координацию, настроение, пространственное мышление, повышала интеллектуальные возможности, снимала болевые ощущения и даже оздоравливала человека.

Возможны иллюзии восприятия (от лат. illusio, ludere — играть; illundere — обманывать) – искажение восприятия частных признаков предметов, возникающие под воздействием внешних условий (физические иллюзии, например мираж) или являющиеся следствием особого психофизиологического состояния повышенной эмоциональной возбудимости (физиологические иллюзии). Появление ряда иллюзий связано с психологическими особенностями процесса восприятия. Если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, окрашенные в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный. Иллюзии широко используют в своей работе не только фокусники, но и парикмахеры, модельеры, дизайнеры, например чтобы комната смотрелась просторнее, ее окрашивают в светлые тона. Наряду с иллюзиями существует и такое явление, как галлюцинации, – восприятие без объекта, чаще всего признак психического расстройства.

2.3. Внимание

Произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без внимания невозможно восприятие.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям или данной деятельности воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность и не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем необъединенные. У взрослого человека объем внимания равен четырем – семи объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях (шофера, летчика, педагога) распределение внимания приобретает особенно важное значение. Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их. Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей в мозге, могут управляться участками коры мозга, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым его условием является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания.

Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15–20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внимания. Оно состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Одни люди могут легко и быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой (у них подвижная нервная система), другие же – с трудом и медленно (у них инертная нервная система). Если у человека хорошее быстрое переключение внимания, то создается иллюзия, что человек совершает сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Например, Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных разных дипломатических документов, успевая быстро переключаться с одного документа на другой.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное — само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного, интересного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Произвольное — сознательное сосредоточение на определенной информации; требует волевых усилий, утомляет через 20 мин. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология и педагогика"

Книги похожие на "Психология и педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Самыгин

Сергей Самыгин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Самыгин - Психология и педагогика"

Отзывы читателей о книге "Психология и педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.