» » » Сергей Самыгин - Психология и педагогика


Авторские права

Сергей Самыгин - Психология и педагогика

Здесь можно купить и скачать "Сергей Самыгин - Психология и педагогика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Самыгин - Психология и педагогика
Рейтинг:
Название:
Психология и педагогика
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-01486-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология и педагогика"

Описание и краткое содержание "Психология и педагогика" читать бесплатно онлайн.



В краткой и доступной форме изложены современные научные достижения психологии и педагогики, необходимые для усвоения студентами вузов в процессе формирования профессиональных компетенций. Рассматриваются проблемы общей психологии, психологии личности, социальной психологии, зарубежные и отечественные психологические теории личности, а также история и принципы педагогики, методы и формы обучения, педагогические технологии и закономерности, методы воспитания. Включает в себя основные темы курса «Психология и педагогика», вопросы для самоконтроля и список необходимой литературы, а также ответы на все основные вопросы экзаменационных билетов по данному курсу.

Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.

Для бакалавров. Может быть полезно преподавателям школ и других учебных заведений для расширения знаний по психологии и педагогике.






Психология учитывает, что в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей различное влияние. Таким образом, личность – не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Субъект активен, сам является продуктом своего действия, способен изменить внешние воздействия.

Поскольку человек живет в трех сферах мира: природа – общество – культура, то можно выделить три типа субъекта: 1) природный субъект — это человек, который гибко приспосабливается к изменяющимся условиям природной среды; 2) социальный субъект — человек как носитель присвоенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе; 3) субъект культуры — субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов. Понятие личности (в широком смысле) включает все три типа субъекта.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью – значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Мотивация, темперамент, способности, характер – основные параметры индивидуальности.

Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Характер — совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств – отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных, экономических, политических, правовых отношений и т.д.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности).

1.4. Развитие психики в филогенезе

Филогенез (от греч. фило — род, племя и генезис — рождение, происхождение) – процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них – к человеку).

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропсихизм (Р. Декарт) – психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы, психика присуща всей природе, всему миру (и камню в том числе);

3) биопсихизм — психика – это свойство живой природы (присуща и растениям);

4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);

6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) – способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Выделяют три основные стадии развития психики у животных в филогенезе:

1) на стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители;

2) на перцептивной стадии психики животных (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие), животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения;

3) стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи и ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Но психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание и способность стать личностью – вот те качества, которые отличают человека от животных. Но сознание и личность возникают на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их не может быть у животных. Важным отличием человека от животных, по мнению большинства ученых, является интеллект и наличие творческих возможностей.

В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции. И хотя видовые биологические морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества. Человечество существует на Земле всего 1600 поколений, при этом 1200 поколений жили в пещерах, а только последние 22 поколения читают напечатанные книги, из них лишь пять поколений – при электрическом освещении.

Материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

1.5. Психика и организм. Психика и мозг

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Функционирование психики зависит не только от деятельности головного мозга и нервной системы человека, но и в целом от физиологического, гормонального функционирования всего организма, тела человека. Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет, поэтому не случайно, что заболевания и нарушения функционирования организма порождают и специфические проявления в психике человека. Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, т.е. влечет изменения психологического тонуса. Уже одно поступление желчи в кровь (а это происходит, когда человек заболевает желтухой) сопровождается значительными изменениями в его психике: подавленностью, раздражительностью, тоскливым настроением, апатией, угнетением интеллектуальных функций. Тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и основные личностные (характерные) особенности психики человека (Э. Кречмер).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология и педагогика"

Книги похожие на "Психология и педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Самыгин

Сергей Самыгин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Самыгин - Психология и педагогика"

Отзывы читателей о книге "Психология и педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.