» » » Сергей Самыгин - Психология и педагогика


Авторские права

Сергей Самыгин - Психология и педагогика

Здесь можно купить и скачать "Сергей Самыгин - Психология и педагогика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Самыгин - Психология и педагогика
Рейтинг:
Название:
Психология и педагогика
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-01486-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология и педагогика"

Описание и краткое содержание "Психология и педагогика" читать бесплатно онлайн.



В краткой и доступной форме изложены современные научные достижения психологии и педагогики, необходимые для усвоения студентами вузов в процессе формирования профессиональных компетенций. Рассматриваются проблемы общей психологии, психологии личности, социальной психологии, зарубежные и отечественные психологические теории личности, а также история и принципы педагогики, методы и формы обучения, педагогические технологии и закономерности, методы воспитания. Включает в себя основные темы курса «Психология и педагогика», вопросы для самоконтроля и список необходимой литературы, а также ответы на все основные вопросы экзаменационных билетов по данному курсу.

Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.

Для бакалавров. Может быть полезно преподавателям школ и других учебных заведений для расширения знаний по психологии и педагогике.






Человек может ставить перед собой цели независимо от инстинктов, а потому способен подавлять или сублимировать инстинкты. Он не может не ощущать инстинктивного стремления, однако в его власти подавить его, когда оно под влиянием воображения, эмоциональных комплексов или даже разумного расчета влечет его к беспорядку или злоупотреблению. Говоря языком Аристотеля, человек не обладает «деспотической властью» над инстинктами, но обладает властью «политической», т.е. человек может воспитывать и обуздывать инстинктивные устремления, ведомый высшими ценностями, путем упражнений он способен вырабатывать в себе поведенческие навыки, поднимающиеся над чисто инстинктивными действиями. Острые противоречия между инстинктивными влечениями и высшими ценностями причиняют большие страдания личности.

Психологи-монотематики сводят все человеческие инстинкты к одному первичному и фундаментальному стремлению, так, З. Фрейд полагал, что либидо, или инстинкт наслаждения, сексуальности, является основным динамичным фактором инстинктивной природы. В конце жизни ученый отмечал существование двух основных инстинктов: Эрос, или инстинкт жизни, и Танатос, или инстинкт разрушения и смерти. Принципы реальности и культуры служат средством подавления инстинктов, делая возможной человеческую жизнь.

Психолог А. Адлер позднее утверждал, что жизнь человека определяется не принципом наслаждения и реальности, как думал З. Фрейд, а волей к власти, стремлением к превосходству. Сексуальные импульсы не являются первичными, но рождаются из жажды господства над другими людьми. Причиной неврозов Адлер считал не подавление сексуальности, а комплекс неполноценности.

Ученые-политематики считают, что у человека существуют многообразные инстинктивные стремления, которые независимы друг от друга. Например, И. Кант называл основными инстинктами человека сексуальность, эгоизм, жажду свободы, честолюбие, деспотизм, жадность. Немецкий психолог Ф. Лерш подразделял инстинкты: на импульсивные переживания витальности (стремление к деятельности и движению, к наслаждению, сексуальное влечение); импульсивные переживания индивидуального «Я» (инстинкт самосохранения, стремление к еде, к борьбе за существование, эгоизм, потребность в уважении, самоуважении, стремление к господству над другими людьми, к власти, авторитаризму, диктатуре, побуждения к мести, злобе); транзитивные импульсивные побуждения (стремление к совместной жизни и объединению с людьми, стремление помочь другим и жить для других, стремление к творчеству, познанию, стремление к прекрасному, высшему). Но транзитивные стремления – переживания порой входят в противоречие с биолого-телесными стремлениями.

Одни и те же инстинкты могут иметь разные степени интенсивности у разных индивидов или в разные периоды жизни. Все инстинкты могут контролироваться разумом, культурой, высшими духовными ценностями, выбором человека. Личность тем более человечна, чем более она способна достигать равновесия в обуздывании своих инстинктов, чтобы они служили полному и гармоничному развитию самой личности в соответствии с присущими ей ценностями.

Главный отличительный признак человека – его уникальные возможности познания окружающего мира и самого себя. Человеку свойственны многие уровни и способы познания: ощущения, восприятие, припоминание, суждение, абстрактное понятие, аналогия, дедукция и т.п. Человеческое познание непассивно и созерцательно, не просто отражает реальность подобно зеркалу, а является активным, т.е. познание есть связь между познающим субъектом и познаваемым объектом. Схоласты отмечали, что познаваемое пребывает в познающем согласно модусу, возможностям познающего, т.е. познавая некоторые стороны реальности, человек может оставаться в неведении относительно других его сторон, может на что-то обратить преувеличенное внимание, невольно исказив некоторые признаки реальности. Всегда возможно получить новые данные об уже известной реальности. Вот почему человек должен сохранять постоянную открытость реальности, чтобы она могла вести и обогащать его.

Познание играет настолько важную роль в человеческой жизни, что в значительной степени именно оно и его своеобразные характеристики определяют человека в качестве личности. Познание превращает людей в разумных, сознающих субъектов, стремящихся к общению с миром природы, вещей и людей, а потому способных к продвижению вперед.

Ощущения, восприятия служат начальным способом человеческого познания объективно существующих качеств, объектов окружающего мира. В воображении человек может не только вновь пережить прошлое, но и сотворить образ будущего, т.е. воображение способно опережать события и освобождать человека от узости мира конкретных вещей и событий. Переживания, испытанные людьми в течение жизни, оседают в их психике, памяти, многие из них остаются в глубине бессознательной психики, но и оттуда они оказывают глубокое воздействие на психическую жизнь, как верно подметил З. Фрейд. До известной степени то, чем мы являемся, определяется тем, что нам довелось пережить и что мы сохраняем в памяти. Без памяти человеческая жизнь невозможна.

Мышление человека позволяет формировать общие понятия, имеющие объективное и реальное значение исходя из единичных и конкретных реальностей, позволяет выявлять закономерности, переходить на высший абстрактный уровень познания. Предположения философов о наличии в человеческом уме врожденных идей (Платон, Декарт, Спиноза) не имеют экспериментального подтверждения: если бы мы приходили в мир, уже обладая идеями, у нас всех были бы одинаковые понятия, суждения, общая культура. Хотя каждый ребенок способен к прогрессивному психическому развитию, но это развитие и уровень знаний неодинаков у детей, получивших разное образование и воспитание. Уже в раннем детстве ребенок начинает пользоваться способностью мышления, но лишь годы спустя он становится «разумным». Разум обозначает высшую интеллектуальную деятельность, направленную на более глубокое постижение реальности, на выявление фундаментальных закономерностей. Разум способен выстраивать рациональные гипотезы о реальности, создавать целые науки о реальности, путем индукции и дедукции находить неизвестные истины исходя из известных. Путем индукции и дедукции человеческий разум выстраивает науки – одно из наиболее значимых творений человека, так как благодаря им природа стала служить человеку. Человеческий разум все глубже проникает в реальность, достигая все большей истины, а тем самым и все большего блага. Человеческая личность именно в силу своей разумности и рациональности по самой сути своего существа тяготеет к истине и благу.

«Интеллектуальное познание проникает вплоть до сущности вещи» (Фома Аквинский). Но так как познает и мыслит весь человек, а он представляет собой очень сложный комплекс аффектов, чувств, бессознательных влечений, воображаемых образов, он порой принимает ложное за истинное и недостоверное за достоверное. Возможность ошибки не отменяет возможности достигнуть истины, она лишь предостерегает человека о необходимости проявлять осторожность, критичность и благоразумие.

История человеческой мысли – это история трудных поисков истины, непрестанная борьба человека за то, чтобы знать больше, за большую реальность, т.е. человек по самой своей сути есть реальностное существо, поскольку стремится выявить свои заблуждения и достигнуть большей истины о мире, человеке и Боге.

Интеллектуальная деятельность человека подготавливает его к практической деятельности, ориентирует в практической жизни, влияя таким образом на поведение, на ход всей человеческой жизни. Человеческая жизнь – это действие, осуществляемое под руководством интеллекта.

«Действовать – значит искать согласия между познанием, стремлением и бытием». Все нормальные люди обладают способностью принимать решения, опираясь на интеллектуальное познание реальности. Именно эту способность и называют волей. Еще Аристотель определял волю как «разумное стремление». «Нельзя желать того, что прежде не познано», т.е. волевым действиям человека предшествует познание, осознание цели и средств ее достижения, принятие решения. «Воля – это способность принять решение, руководствуясь разумом, чем мы хотим быть и какими быть в жизни, это способность придавать смысл и значение собственной деятельности и самому существованию» (К. Вальверде). Акт свободной воли непременно подразумевает акт мышления, а тот со своей стороны подготавливает акт свободной воли. «Основанием свободы является воля как ее субстрат, а причина свободы – разум. Ибо воля может свободно обращаться на различные предметы в зависимости от того, как разум может иметь различные представления о благе», – писал св. Фома Аквинский. В действительности разум и воля образуют единство действия человека.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология и педагогика"

Книги похожие на "Психология и педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Самыгин

Сергей Самыгин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Самыгин - Психология и педагогика"

Отзывы читателей о книге "Психология и педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.