» » » Сергей Самыгин - Психология и педагогика


Авторские права

Сергей Самыгин - Психология и педагогика

Здесь можно купить и скачать "Сергей Самыгин - Психология и педагогика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Самыгин - Психология и педагогика
Рейтинг:
Название:
Психология и педагогика
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-01486-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология и педагогика"

Описание и краткое содержание "Психология и педагогика" читать бесплатно онлайн.



В краткой и доступной форме изложены современные научные достижения психологии и педагогики, необходимые для усвоения студентами вузов в процессе формирования профессиональных компетенций. Рассматриваются проблемы общей психологии, психологии личности, социальной психологии, зарубежные и отечественные психологические теории личности, а также история и принципы педагогики, методы и формы обучения, педагогические технологии и закономерности, методы воспитания. Включает в себя основные темы курса «Психология и педагогика», вопросы для самоконтроля и список необходимой литературы, а также ответы на все основные вопросы экзаменационных билетов по данному курсу.

Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.

Для бакалавров. Может быть полезно преподавателям школ и других учебных заведений для расширения знаний по психологии и педагогике.






Сознание человека направлено не только на внешний мир, но и обращено внутрь, на осознание эмоций, чувств, переживаний, интересов, мыслей. Основной функцией эмоции является формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания – это всегда установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн). В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде – есть мое сознание» (К. Маркс). Таким образом, сознание – это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознаваемому. Сознание человека начинается формироваться в детстве в ходе взаимодействия с другими людьми, под влиянием социальных факторов общества, но развивается, усложняется в течение всей жизни.

Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие.

Функции сознания: отражательная, порождающая (творчески-креативная), регулятивно-оценочная, рефлексивная – основная, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, а также свое личное сознание. Благодаря рефлексии сознания человек может «смотреть на себя с точки зрения других людей».

«Сознание, – писал философ Э. В. Ильенков, – собственно, только и возникает там, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей, только там, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. только в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности».

Одной из главных характеристик сознания является связь индивидуального сознания с обществом. Сознание развивается у человека только в социальных контактах, каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к совместному знанию (сознанию). Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

1) бытийное (сознание для бытия), включающее биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы;

2) рефлективное (сознание для сознания), включающее значение и смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Личностный смысл как важная характеристика сознания в отличие от универсального значения «для всех» фиксирует, что-то или иное событие значит для человека лично, отражает его опыт и значимость индивидуальной деятельности.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Отличительные признаки сознания:

– обусловлено социальными условиями;

– характерно творческое преобразование действительности;

– прогнозирующий характер деятельности;

– отражение мира в его существенных связях и отношениях;

– наличие самосознания.

Неосознаваемые психические процессы можно разбить на два больших класса: первый – неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки); второй – неосознаваемые побудители сознательных действий (именно это интенсивно исследовал З. Фрейд). Импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя тот и не подозревает этого, он часто не знает, почему совершает что-то. «Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, непонятное ни для него самого, ни для окружающих»1. Хотя большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но, в принципе, каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализовать. Выделяют: 1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2) собственно бессознательное — такой психический феномен ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Бессознательное («ОНО») включает: биологические потребности (потребность в пище, самозащите, агрессии, сексуальные желания) и вытесненные желания (нереализованные мечты, затаенные обиды, запретные желания, компрометирующие поступки, болезненные, травмирующие переживания). Фрейд считал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры. Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, оставаясь неосознанными из-за работы двух механизмов – вытеснения и сопротивления. Сознание сопротивляется им, т.е. человек не пропускает в сознание всю правду о себе, поэтому бессознательные представления, имея большой энергетический заряд, прорываются в сознательную жизнь индивида, принимая искаженную или символическую форму (три формы проявления бессознательного сновидения, ошибочные действия (оговорки, описки, забывание вещей), невротические симптомы).

Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания. Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения разрушаются. «Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии <…> такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных условиях он может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира»[3] и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие неприемлемой идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей терапевтической практики психоанализа.

Психоанализ заключается в поиске скрытых очагов напряженности, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожной помощи человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. Один из способов заглянуть в тайны бессознательной психики – это анализ снов человека. Сны – это своеобразное искаженное зеркало, в котором отражаются проблемы, мучащие человека на бессознательном уровне, поэтому сны нужно уметь расшифровать, выявить скрытые истинные смыслы сна, что позволит выявить источник психической травмы человека.

У ребенка в младенчестве психика на 100% бессознательна, но по мере того, как он взрослеет в социальной среде, взаимодействуя с людьми, усваивая нормы общества, у него усиливается доля сознания в психике, а доля бессознательного последовательно сокращается с 80 до 40%. Развитие и укрепление сознания помогает ребенку управлять своим поведением и регулировать его, контролировать желания, принимать взвешенные разумные решения, предвидеть последствия действий и решений, познавать и преобразовывать окружающий мир, добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Таким образом у ребенка развивается рассудок, разум, логика, самосознание.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология и педагогика"

Книги похожие на "Психология и педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Самыгин

Сергей Самыгин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Самыгин - Психология и педагогика"

Отзывы читателей о книге "Психология и педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.