» » » » Георгий Романовский - Нотариат в Российской Федерации


Авторские права

Георгий Романовский - Нотариат в Российской Федерации

Здесь можно купить и скачать "Георгий Романовский - Нотариат в Российской Федерации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Романовский - Нотариат в Российской Федерации
Рейтинг:
Название:
Нотариат в Российской Федерации
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-321-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нотариат в Российской Федерации"

Описание и краткое содержание "Нотариат в Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.



В настоящей работе освещены основные вопросы становления и развития нотариата в Российской Федерации. Рассматривается понятие нотариата, его значение и содержание, представлена история развития.

Особое внимание уделено содержанию и организационным основам нотариальной деятельности. Анализируются такие понятия, как нотариальный акт, нотариальный округ, нотариальная контора.

Подробно рассматривается порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также правовой статус должностных лиц, осуществляющих нотариальные действия. Определен правовой статус нотариальной палаты как органа нотариального сообщества. Исследуется понятие «публичной корпорации», при этом проводится сравнительный анализ статуса адвокатской палаты и органа судейского сообщества.

Значительное место уделено зарубежному опыту регулирования, что позволит выработать системное мнение по заявленной проблематике и применить положительный опыт к российским условиям.

Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также профессиональных юристов.






– необходимо учесть упразднение органов юстиции субъекта РФ и превращение их в территориальные управления Министерства юстиции РФ, что должно повлечь корректировку норм Основ о нотариате. По-видимому, органы государственной власти субъекта РФ должны принимать непосредственное участие в реализации полномочий по предметам совместного ведения;

– региональные законы могут разрешать многие проблемы во взаимоотношениях органов юстиции и нотариальной палаты с учетом местных особенностей;

– положения Основ о нотариате по вопросам распределения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ нуждаются в значительной корректировке. Несмотря на то, что ст. 72 Конституции РФ относит нотариат к предмету совместного ведения, анализ федерального закона показывает, что именно вопросы организации нотариата урегулированы федеральным актом практически полностью.

Содержание функций государственного управления нотариатом

Субъектом государственного управления нотариатом выступает государство. По отношению к нотариату государство выполняет различные управленческие функции. Значение исполнительно-распорядительной деятельности определяется несколькими факторами. Во-первых, это «конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику»[111]. Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть как непосредственно (через институты непосредственной демократии – референдум, выборы), так и опосредованно.

Конституция РФ предусматривает также, кто в данном случае вправе осуществлять государственную власть от имени народа. Это – органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ст. 11 Конституции РФ приводится перечень органов государственной власти, создаваемых на территории России. Часть 1 этой статьи очерчивает федеральный уровень органов государственной власти. К ним относятся Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Исходя из того, что в систему правительственных органов входят органы исполнительной власти (министерства и ведомства), они также являются носителями государственной власти. Как отмечает М. В. Баглай, «закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции»[112]. Часть 2 ст. 11 предусматривает уровень органов государственной власти в субъектах РФ. Согласно Конституции государственную власть в субъектах РФ осуществляют «образуемые ими органы государственной власти».

Данный перечень носит исключительный характер. На это обращает внимание не только сама конструкция ст. 11 Конституции РФ, которая не подлежит расширительному толкованию, но и положения о возможности делегирования государственно-властных полномочий. Статья 78 (части 2 и 3) Основного закона предусматривает, кому именно могут передаваться такие полномочия. Часть своих полномочий органы федеральной исполнительной власти могут передавать органам исполнительной власти субъектов РФ и наоборот: органы исполнительной власти субъектов РФ – федеральным органам исполнительной власти.

Статья 132 (ч. 2) Конституции РФ обозначает субъекта передачи и субъекта, кому возможна такая передача. С одной стороны, это законодательный орган России. Такой вывод можно сделать исходя из формулировки: «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями…» (ст. 132 Основного закона). С другой стороны, это только органы местного самоуправления. Тем самым Конституция России предполагает возможность перераспределения властных полномочий только между носителями государственной власти, предусмотренными ст. 11 Конституции РФ.

В контексте вышесказанного вызывают удивление нормы Постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ о нотариате[113]. Ссылаясь на упомянутые статьи Конституции РФ, Конституционный Суд РФ делает иной вывод: указанные конституционные нормы не запрещают «государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти», тогда как Конституция РФ содержит прямо противоположные нормы.

По-видимому, необходимо провести различие между передачей государственно-властных полномочий негосударственным организациям и выполнением ими отдельных государственных функций. Последнее достаточно распространено в управленческой практике. В качестве примера можно привести деятельность образовательных учреждений. Никто не будет отрицать, что практически любое учебное учреждение, реализуя требования государственного образовательного стандарта (ГОС), тем самым реализует государственную функцию, направленную на повышение образовательного уровня гражданина. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» это делается с целью формирования определенного уважения к ценностям общества и государства. Деятельность учебного заведения очень жестко регламентируется правом в части соответствия требованиям ГОС. Государство определяет нормативные сроки обучения, перечень обязательных дисциплин, а также их основное содержание. Невыполнение нормативов влечет за собой лишение лицензии. Однако такое учреждение не наделяется государственно-властными полномочиями, не являясь органом государственной власти. При этом следует учитывать, что отношения, которые возникают между учреждением и учащимся, носят характер административных. Банковское учреждение также выполняет ряд государственных функций. Это, например, связано с валютной политикой. В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» банковское учреждение, осуществляющее валютные операции, является одновременно валютным агентом. В связи с этим у банковского учреждения появляется ряд публичных полномочий по отношению к клиенту. Приведенные примеры показывают, что совмещение понятий «государственные функции» и «государственные полномочия» недопустимо. Выполнение указанных функций отнюдь не влечет автоматическое наделение соответствующими полномочиями. Практика показывает, что даже относительное выполнение государственных функций негосударственными организациями сопровождается установлением жесткой системы текущего контроля со стороны государства.

В соответствии со ст. 1 Основ о нотариате нотариальные действия осуществляются от имени государства. Определяя саму структуру нотариата, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность нотариуса, иные организационные вопросы, государство тем самым реализует одну из функций государственного управления – организацию нотариата, о чем уже шла речь.

«Организовать – значит создать некую структуру»[114], – считают управленцы. Правовую основу закрепляют упомянутые Основы, что указывает еще на один признак государственного управления – подзаконность. Реализация функции организации нотариата возложена на Министерство юстиции РФ и подчиненные ему органы. Можно выделить и классифицировать полномочия, связанные с этой деятельностью. К первой группе, очевидно, следовало бы отнести полномочия по юридическому обеспечению деятельности нотариусов:

– определение порядка прохождения стажировки лиц, желающих в будущем заниматься нотариальной деятельностью (ч. 2 ст. 2 Основ о нотариате);

– установление порядка выдачи лицензий на право осуществления нотариальной деятельности (ч. 3 ст. 3 Основ о нотариате);

– утверждение Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях (ч. 6 ст. 4 Основ о нотариате);

– утверждение правил нотариального делопроизводства (ч. 1 ст. 9 Основ о нотариате);

– определение порядка проведения конкурса на замещение должностей нотариусов (ч. 3 ст. 12 Основ о нотариате).

Большую часть предоставленных полномочий Министерство юстиции РФ реализовало. Так, 7 июня 1994 г. министром юстиции РФ утверждено Положение о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой[115]. В течение 1994 г. утверждены Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью[116], и Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью[117]. Письмом Министерства юстиции РФ от 22 ноября 1993 г. № 8–5 149-081293 утверждено Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности[118] (о неординарной ситуации с данным документом будет сказано ниже). Принято новое Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса[119]. В течение 2000 г. данные Положения были изложены в новых редакциях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нотариат в Российской Федерации"

Книги похожие на "Нотариат в Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Романовский

Георгий Романовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Романовский - Нотариат в Российской Федерации"

Отзывы читателей о книге "Нотариат в Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.