Бахаудин Тангиев - Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности"
Описание и краткое содержание "Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности" читать бесплатно онлайн.
В работе впервые разработана и предложена научная концепция эколого-криминологического комплекса (НЭКК) по исследованию экологической преступности, ее причин, условий и детерминантов; личности экопреступника; противодействия экологическим преступлениям с помощью геоинформационных технологий и автоматизированных систем экокриминологического мониторинга с целью построения единой многоуровневой Системы систем эколого-криминологического контроля по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях.
В монографии исследуется опыт борьбы с экологическими правонарушениями различных государств и система взаимодействия международного сообщества в противодействии транснациональной экологической преступности.
Предназначена для аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и специалистов, экспертов, занимающихся проблемами обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и борьбы с экологическими преступлениями, а также для широкого круга читателей, которых волнуют экологические проблемы.
Может быть использована в качестве учебного пособия.
На фоне принятия нового уголовного законодательства развитие получило и уголовно-охранительное законодательство. Так, например, «Справочник по законодательству для прокурорско-следственных работников»[126] в нормативном акте «О едином государственном учете земельного фонда СССР»[127] включал в себя следующие положения.
«В целях упорядочения учета земель и контроля за правильностью их использования Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Ввести … обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственную регистрацию всех землепользователей по единой общесоюзной системе.
Учету подлежат все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда.
2. Возложить на Министерство сельского хозяйства СССР руководство учетом земель и регистрацией землепользовании, а также контроль за правильностью использования земель, независимо от того, в чьем пользовании они находятся.
Установить, что указания Министерства сельского хозяйства СССР по государственному учету земель и регистрации землепользовании являются обязательными для всех министерств, ведомств, учреждений и организаций»[128].
Другое постановление[129] подчеркивает, что «перспектива широкого развития народного хозяйства, дальнейший технический прогресс и организация новых видов производства, намеченные XXI съездом КПСС и июньским (1959) Пленумом ЦК КПСС, связаны с резким увеличением потребления воды и спуска сточных вод, что требует усиленного внимания к этим вопросам.
В целях упорядочения комплексного использования и охраны водных ресурсов страны, а также скорейшей ликвидации загрязнения водоемов Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Возложить на Советы министров союзных республик ответственность за плановое использование поверхностных и подземных вод на территории союзной республики, за охрану их от истощения, засорения и загрязнения промышленными, бытовыми и другими сточными (дренажными, отработанными) водами и сбросами, а также за проведение мероприятий по борьбе с вредным воздействием вод (наводнение, заболачивание, размыв, водная эрозия почв и пр.).
2. Поручить Советам министров союзных республик организовать специальные органы Советов министров союзных республик по использованию и охране поверхностных и подземных водных ресурсов с инспекциями по бассейнам основных рек (водоемов) на территории республики»[130].
Только в 1970-е гг. относительно вод и в 1980-е гг. относительно атмосферного воздуха проблемы охраны окружающей природной среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические[131].
В комплексе причин ухудшения состояния окружающей среды в советский период ведущее место занимали особенности системы государственного управления, ее командно-административный характер. Мы согласны с И. А. Соболем в том, что это непосредственным образом отражалось на экологической сфере. Во-первых, господствовал поресурсный подход к организации экологического управления и контроля. Он предусматривал искусственное разделение природных комплексов на части (земли, растительность, недра, воды, воздух и пр.), соответствующие сферам ведения тех или иных уполномоченных органов. Усилия, предпринимаемые по охране этих экосистем, зачастую оказывались малоэффективными[132].
Во-вторых, в рамках одного государственного органа сочетались функции хозяйственной эксплуатации определенного вида природных ресурсов и его охраны, контроля за соблюдением соответствующих требований законодательства. При господстве государственной собственности на средства производства такое положение приводило к предпочтению хозяйственных интересов в ущерб природоохранительным[133].
Следует указать, что в течение рассматриваемого нами этапа советского периода деятельности государства по противодействию правонарушениям в области охраны окружающей среды вопросами, связанными с экологией, занимались многие органы государственной власти союзного, республиканского и местного уровней. Органами общей компетенции являлись Верховные советы и Советы министров СССР, союзных и автономных республик, Советы народных депутатов, их исполнительные комитеты в краях, областях, автономных округах, районах и на селе. Они координировали деятельность органов специальной компетенции (Госкомгидромета СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Госкомлесхоза СССР, Минрыбхоза СССР, Госстандарта СССР и др.) как в центре, так и их подразделений на местах.
При условии, что ведущей и единственной политической силой страны являлась КПСС, наибольшее значение имели документы, принимаемые ее руководящими органами, или те акты, которые создавались ею совместно с органами государства. В качестве примера можно привести посвященное экологическим проблемам Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» от 1 декабря 1978 г., в котором особое внимание уделялось активизации деятельности государственных органов по улучшению окружающей среды. В упомянутом нами Постановлении давались задания государственным органам специальной компетенции[134]. В частности, Госстрою СССР было поручено внести изменения в соответствующие нормативные документы по проектированию и строительству различных объектов в части мероприятий по охране природы. Госстрой СССР и Госкомитет СССР по науке и технике должны были расширить научно-исследовательские и отчетно-конструкторские работы по защите жилых районов городов и других населенных пунктов от промышленных и транспортных шумов. На Госгидромет СССР возлагалась ответственность за регулирование использования воздушного бассейна городов и промышленных центров и осуществление государственного контроля за источниками его загрязнения, разработкой и соблюдением норм предельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Предусматривалась природоохранительная деятельность других министерств и ведомств.
В течение последнего, перестроечного, этапа, выделенного нами в рамках советского периода, в условиях развития гласности и открытия для широкого народного обсуждения экологической информации вопросы улучшения состояния окружающей среды стали вызывать особый интерес общественности. Чернобыльская катастрофа, произошедшая в 1986 г., показала несовершенство экономической системы и системы государственного управления в стране. Ухудшение экологической обстановки было вызвано многими обстоятельствами. Ограниченные возможности государственных предприятий в выборе рационального пути своего развития с учетом требований рационального природопользования, установки на неукоснительное выполнение хозяйственных планов превалировали над часто противоречащими им экологическими интересами граждан, которые поддерживались властями в основном декларативно. Отсутствие действенных стимулов для внедрения безопасных и малоотходных технологий не способствовали уменьшению загрязнения окружающей среды при условии постоянной нехватки капиталовложений и дефицита материальных ресурсов на модернизацию производства, строительство очистных сооружений. Главная причина неэффективности данной системы – командно-административные начала ее организации – не могла быть устранена постоянно происходившими преобразованиями структуры органов экологического управления.
Другая причина – несовершенство соответствующей отрасли законодательства. Хотя к тому времени уже была предпринята попытка ее кодификации, количество природоохранных актов было недостаточно, а основная их часть сразу оказалась неадекватной быстро меняющимся условиям. Слабая экологизация советского законодательства, несовершенство механизма его применения существенно затрудняли противодействие противоправным деяниям и ухудшению экологической обстановки[135].
Появление природоохранных актов нового поколения, в которых были учтены радикальные изменения и достижения Конституции СССР в 1990 г., было связано с несомненными успехами советской юридической и экологической науки, широкой популяризацией идей демократии, начавшейся правовой реформой. Так, принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»[136] кардинально изменил сохранявшуюся в предшествующий период традицию регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы главным образом применительно к отдельным природным ресурсам[137] и «явился импульсом к интенсификации развития экологического законодательства»[138]. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. предусматривал 13 составов преступлений, которые, согласно определению экологических преступлений, содержавшемуся в ст. 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», могли быть отнесены к числу таковых[139].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности"
Книги похожие на "Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бахаудин Тангиев - Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности"
Отзывы читателей о книге "Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности", комментарии и мнения людей о произведении.



























