Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от трех до пяти

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Развитие личности ребенка от трех до пяти"
Описание и краткое содержание "Развитие личности ребенка от трех до пяти" читать бесплатно онлайн.
Возраст от трех до пяти лет – время активного освоения детьми окружающего мира. Издание рассказывает о том, как развивается интеллект, речь ребенка, как он осваивает правила, благодаря которым становится успешным в обществе, каков его эмоциональный мир и как совершенствовать его коммуникативные навыки. Читатели узнают о творческом развитии ребенка, о том, какое влияние оказывают изобразительная деятельность, музыка, конструирование на способности ребенка. Материал о психосексуальном развитии ребенка, о детско-родительских отношениях, стилях воспитания существенно расширит знания взрослых о данном возрастном периоде. Отдельная часть издания посвящена физическому здоровью младшего дошкольника.
Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, социологов, педиатров, специалистов центров развития, семейного консультирования.
Второе издание.
Пытаясь определить причины подобных форм поведения, ученые предполагают, что в основе агрессивных действий «лежит особое строение самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от других».
Итак, основная причина сознательных, целенаправленных агрессивных действий с целью нанесения ущерба другим детям кроется в структуре самосознания, точнее говоря, в нарушении этой структуры.
Как дети усваивают агрессивное поведениеМожно назвать три основных источника усвоения детьми моделей агрессивного поведения. Это семья, сверстники и средства массовой информации.
Семья. Хорошо известно, что социализация ребенка начинается в семье. Поэтому первым и, добавим, самым значимым для ребенка источником как хорошего, так и плохого, что он может впитать в себя, является семья. Ни преувеличить, ни преуменьшить роль семьи в формировании и развитии личности невозможно.
СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИИ
«Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям».
В. С. МухинаВ первую очередь следует выделить стиль семейного руководства. Доказано, что повышению агрессивности способствуют как отсутствие контроля за поведением ребенка, так и слишком суровые и частые наказания.
Среди возможных причин возникновения агрессивности, с точки зрения психологов, – характер отношений между родителями и детьми, а также между братьями и сестрами.
Чем хуже отношения ребенка с одним или обоими родителями, тем выше вероятность проявления ребенком агрессивности. Наиболее ярко действие этого феномена продемонстрировано в теории привязанности: дети, избегающие родителей, прежде всего мать, или «ненадежно привязанные дети», чаще проявляют физическую агрессию, они более импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки.
Первые уроки агрессивности ребенок нередко получает при взаимоотношениях с братом или сестрой. Исследователями замечено, что наличие или отсутствие насилия во взаимоотношениях между братьями-сестрами позволяет предсказать уровень агрессивности ребенка.
Обобщив данные разных исследователей, назовем еще несколько семейных источников агрессивности ребенка:
– враждебность, отчужденность, холодность и безразличие матери к ребенку;
– снисходительное отношение матери к проявлению агрессивности ребенком;
– применение родителями угроз, физических наказаний;
– частые скандалы между родителями в присутствии ребенка;
– непоследовательность и непредсказуемость родителей в выборе средств наказания.
Иногда соблазн прибегнуть к «эффективным» средствам воздействия на ребенка очень велик. Но прежде чем сделать импульсивный шаг, стоит вспомнить о том, каковы будут его последствия.
Сверстники. Дети, посещающие детский сад регулярно, в последующем оценивались учителями как более агрессивные, чем посещавшие детский сад нерегулярно. Развитию агрессивности способствует и неблагоприятный социальный статус ребенка в среде сверстников. Дети, которые оценивались своими сверстниками как «самые неприятные», в большей мере демонстрировали агрессивное поведение в общении с другими детьми.
Средства массовой информации. Все чаще обсуждается проблема влияния средств массовой информации, прежде всего кино и телевидения, на усвоение детьми моделей агрессивного поведения. Наши дети стали слишком часто сталкиваться с насилием, проявлением агрессии на телеэкранах. Большинство проведенных исследований подтверждают это. Так, в ходе одного из экспериментов было установлено, что и девочки и мальчики дошкольного возраста становятся более агрессивными после просмотра эпизодов с насилием из детективного сериала, чем после просмотра не менее захватывающих эпизодов бега с барьерами.
Модель усвоения агрессивного поведения под влиянием средств массовой информации можно представить схематически (рис. 1).
Обратите внимание: чрезмерное увлечение телепрограммами в конечном итоге приводит к ощущению подавленности (фрустрации). В «пути» ребенок обретает агрессивные привычки, усваивает отвергаемые обществом модели поведения, что сказывается на формировании социальных и учебных умений. И единственный способ пережить гнетущее чувство подавленности у одинокого, ощущающего свою ненужность ребенка – вновь погрузиться в ставший привычным мир, полный насилия.
Безусловно, в рассмотренном случае речь идет о чрезмерном увлечении телепрограммами. Однако если родители очень часто подменяют общение с ребенком видео-, аудио- или компьютерной продукцией, малыш при слабо сформированной в младшем (да, в общем, и старшем) дошкольном возрасте произвольности очень быстро привыкает к такому способу времяпрепровождения. И в этом случае велика опасность обычному увлечению просмотром фильмов (телепрограмм) перерасти в чрезмерное.
Рис. 1. Модель становления агрессивного поведения в результате воздействия телепередач (по Л. Хьюсманну)
Как научить ребенка понимать эмоции
Уже к началу дошкольного возраста, то есть к трем годам, можно говорить о наличии у детей всех видов эмоций, которые переживают взрослые. С точки зрения развития личности важно не только наличие развитых эмоций, но и то, насколько ребенок способен понимать те или иные эмоциональные проявления, как свои собственные, так и окружающих его людей.
В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ
Наши лучшие слова – интонации.
Марина ЦветаеваНачиная с четырехлетнего возраста у детей развивается способность различать внешне проявляемые эмоции (например, радости или грусти), которая отчетливо формируется к шести годам. Это возможно благодаря развитой речи, расширяющей возможности общения ребенка. Общаясь с родителями, воспитателями, сверстниками, ребенок сталкивается со всем спектром эмоциональных отношений.
Существуют разные типы восприятия эмоций. Например, когда ребенок сопоставляет выражение лица человека с ситуацией, в которой тот находится (или может находиться). В этом случае вывод об эмоциональном состоянии будет соответствовать адекватной, с точки зрения ребенка, этому состоянию ситуации. Так, обозначая эмоцию улыбающегося человека, малыш говорит: «Он, наверное, мультик смотрит», а нахмуренного: «Его собака укусила». Такой тип восприятия называется довербальным, то есть не содержащим словесного определения эмоции.
Дети более старшего возраста способны назвать эмоцию, однако поскольку восприятие носит еще поверхностный характер, то и определение получается нечетким. Например, о той же эмоции улыбающегося человека ребенок скажет: «Он веселый», а нахмуренного: «Он рассердился на кого-то».
Ближе к пяти годам дети начинают выделять элементы выражения эмоций (чаще всего глаза). В нашем примере это прозвучит так: «У него глаза хитрые, значит, он веселый» и «Лицо у него сердитое. Наверное, злится».
Эффективность в различении эмоций зависит не только от опыта ребенка, но и от способа выражения эмоции. Например, эмоции страха и удивления опознаются детьми четырех-пяти лет преимущественно по мимике и позам. Радость и грусть – по выражению глаз и интонациям голоса. При опознании гнева ведущим типом восприятия эмоций в этом возрасте оказывается впечатление от всего человека и его поведения в целом.
СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИИ
«В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций голоса и т. п.».
Из кн. «Психолог в детском дошкольном учреждении»Почему понимание ребенком эмоций относится к необходимым показателям его личностного развития? Включенный во множество отношений с окружающими людьми, ребенок постоянно находится перед выбором определенной модели поведения. Выбор обусловлен многими причинами: возрастом, статусом, значимостью для ребенка участников общения, ситуацией общения, личностными особенностями и настроением ребенка и окружающих его людей, тем, насколько комфортно ребенок себя чувствует в данной ситуации, и т. д.
Как видим, эмоциональная сторона занимает немаловажное место в построении межличностных отношений. Неумение дифференцировать эмоции – свои и окружающих – приводит к выбору неадекватной модели поведения и как следствие негативной реакции окружающих.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Развитие личности ребенка от трех до пяти"
Книги похожие на "Развитие личности ребенка от трех до пяти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от трех до пяти"
Отзывы читателей о книге "Развитие личности ребенка от трех до пяти", комментарии и мнения людей о произведении.