» » » Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от пяти до семи


Авторские права

Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от пяти до семи

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от пяти до семи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Литагент «Рама Паблишинг»8f01e3ae-ba03-11e5-a5a5-0cc47a5203ba, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от пяти до семи
Рейтинг:
Название:
Развитие личности ребенка от пяти до семи
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-91743-010-2, 978-5-91743-002-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие личности ребенка от пяти до семи"

Описание и краткое содержание "Развитие личности ребенка от пяти до семи" читать бесплатно онлайн.



Как только ребенку исполняется пять лет, родители всерьез задумываются о его будущей школьной жизни. Все ли он умеет и знает из того, что положено первокласснику? Что делать, если он еще недостаточно хорошо читает, пишет и считает? Как он будет чувствовать себя в новом коллективе и как сложатся его отношения с первым учителем? Как выбрать школу и программу, по которой он будет учиться? Нужно ли с ребенком заниматься самим или достаточно тех знаний, которые он получает в дошкольном учреждении?.

Отвечая на эти и многие другие вопросы, издание также помогает понять, насколько существенны изменения, которые происходят в личностном развитии ребенка в возрасте от пяти до семи лет. Как ребенок усваивает социальные нормы и правила, кто и почему для него является авторитетом, что его интересует, почему ему хочется быть взрослым, чувствовать себя значимым и понятым.

Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, педиатров, специалистов развивающих центров и всех, кому интересна личность ребенка.






Каким же образом мы можем определить, что личность ребенка развивается в соответствии с возрастными нормативами?

От человека действующего к человеку общественному

Для того чтобы показать, как развивается личность старшего дошкольника, мы вынуждены начать издалека и объяснить, что представляет собой нормально сформировавшаяся личность трехлетки, перешагнувшего рубеж раннего детства. Наши наблюдения за развитием детей дошкольного возраста показывают, что многие девиантные (отклоняющиеся) формы поведения дошкольников коренятся в тех или иных проблемах развития их личности в более ранних возрастах. При необходимости коррекционной работы с детьми пяти – семи лет важно точно знать, соответствовал ли их личностный статус возрастной норме на этапе кризиса трех лет, и если нет, то начинать надо с анализа еще более ранних периодов (раннего, а иногда и младенческого возраста).

Если коротко прочертить траекторию развития дошкольника от трех до семи лет, то она выглядит следующим образом. Личностное новообразование кризиса трех лет – гордость за достижение – отражает стремление и умение ребенка в конце раннего детства строить свою активность в соответствии с культурной традицией, то есть действовать с предметом общепринятым, а не любым, произвольно избранным способом. На уровне поведения это обнаруживает себя в появлении у детей так называемых специфических действий, выполняя которые ребенок отчетливо представляет, для чего необходим тот или иной предмет и какого рода действие с ним можно совершить. В отличие от более раннего возраста, он забивает молотком гвозди, а не пытается запускать его в ванной как кораблик, он копает совочком песок, но не использует его вместо ложки за обедом. Не только функциональные, но и физические параметры предметов учитываются малышом в его предметных действиях в этом возрасте.

Переориентация малыша с мира предметов на мир людей происходит постепенно. Сначала он подражает взрослому (лечит или кормит кукол, водит игрушечный автомобиль). В его представлении взрослый – это человек, действующий определенным образом (водитель, слесарь, мама) и использующий необходимые для этого предметы (автомобиль, слесарные инструменты, домашнюю утварь). Подражая взрослому, ребенок постоянно стремится к равенству с ним в сфере предметной деятельности, и дело нередко доходит до казусов. Зайдя на кухню, можно иной раз застать и такую картину. Ребенок вынул из холодильника и разбил в миску все имеющиеся в наличии яйца. Размешивая «будущий» омлет и щедро посыпая его солью, он еще и прикрикнет на вас грозно: «Мой руки, сейчас будем кушать».

Постепенно ребенок выделяет и другую составляющую социальных функций взрослого – особенности взаимоотношений людей, их ролевые позиции (доктор – пациент, учитель – ученик, водитель – пассажир), и к концу дошкольного возраста специфика поведения человека в той или иной роли и соответствие нормативному собственного ролевого поведения становятся главной заботой ребенка. Поэтому личностное новообразование кризиса семи лет определяется как чувство социальной компетентности.

Фактически основным событием, происходящим с ребенком в дошкольном возрасте, является его превращение из «человека действующего» в «человека общественного», и желательно четко представлять себе, как именно эта трансформация подготавливается в кризисе трех лет.


Гордость за достижение. До трех лет малыш практически всегда послушен воле взрослого, охотно подражает ему во всем, и только огромная любознательность толкает его к нарушению родительских запретов и кратковременным стычкам с взрослыми.

В середине третьего года жизни у большинства детей возникает первый кризисный симптом – негативизм, когда ребенок внезапно перестает беспрекословно выполнять то, о чем его просят. В него как будто вселяется бес. Ему предлагают погулять, а он отказывается, хотя очень любит прогулки. Ему дают кашу на завтрак, а он требует кисель. Стоящий перед ним сыр упорно называет маслом, а просьбы мамы начинает выполнять с точностью до наоборот. Многие родители для получения нужного результата вынуждены обращаться к малышу с абсурдными просьбами: «Не ешь быстро», «Не одевайся на прогулку», только тогда малыш прибавляет в темпе или исполняет требуемое. Складывается впечатление, что ребенок перестает получать удовольствие от одобрения взрослых и находит удовлетворение только в том, чтобы вывести их из себя. Он как бы специально провоцирует конфликт. Стоит согласиться с ребенком, называющим сыр маслом, как он тут же заявит: «А, нет, это сыр». Ему все равно, чтó стоит на столе: не установление истины, а спор с взрослым, противоборство с ним становится его основной целью.

Первичный негативизм не страшен, не опасен и не является признаком испорченности характера ребенка или его изощренного желания досадить взрослому. Напротив, негативизм отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша – начавшееся у него психическое отделение от взрослого, попытка выделить свое Я в нечто особое. У ребенка возникают собственные желания и намерения, которые он пытается противопоставить намерениям взрослых. Делает он это неумело, поскольку его возможности заявить о своих намерениях еще очень ограниченны, а сами намерения он не в состоянии четко сформулировать. Поэтому вначале он предъявляет их взрослому как абсурдное противопоставление очевидному, ничего другого не желая, как дать понять, что у него имеется собственное мнение и он хочет, чтобы с ним считались.

Постепенно собственные желания и намерения становятся все более отчетливыми и ясными для ребенка. Теперь он не просто заявляет о том, что они есть, но и пытается самостоятельно их реализовать, одновременно отказываясь от тех предложений взрослого, которые идут вразрез с его планами. Попробуйте предложить ребенку, увлекшемуся собственной игрой, другое, не менее привлекательное занятие, и вы обнаружите, что переключить его внимание удается не всегда. Он может даже сочинить причину для своего отказа, более или менее правдоподобную и логичную: «Не могу читать сказку, книгу дракон порвал».

Если в общении с ребенком вы сталкиваетесь с подобными проявлениями своеволия и упрямства, будьте терпеливы, поймите своего малыша и не сердитесь на него. С ним происходит удивительная вещь: он начинает отделять себя от взрослого, а свои действия – от действий других, он утверждает свое Я, строит представления о своих возможностях и умениях и через ваше отношение к ним (уважительное или пренебрежительное) переживает особым образом свою отличность от других, свою самостоятельность.

Появлением самостоятельности и негативизма открывается кризисный возраст. Затем к этим симптомам присоединяются и другие. Все вместе они и образуют поведенческий комплекс гордость за достижение. Его возникновение в поведении детей показывает, что в сознании и личности ребенка произошли существенные изменения, вызванные преобразованием его ведущей деятельности – предметно-практической. Малыш теперь чутко относится к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия и оценивает себя в соответствии с ними. В поведении это новое видение окружающей действительности и себя в ней может выражаться по-разному. Вы замечаете его самостоятельность, настойчивость и усидчивость в действиях с предметами, и это радует; но в то же время малыш гневается, когда задуманное им дело не ладится, сердится на замечания, выдумывает оправдания, если что-то не получилось, становится обидчивым и злопамятным, и это огорчает. Некоторые же проявления в поведении детей просто ставят в тупик: малыш принимается хитрить, слово у него не соответствует делу, а переживаемая эмоция – ее выражению. Так, говоря «сейчас», ребенок не трогается с места, а если вы попытаетесь утешить громко рыдающего под дверью спальни трехлетку, он может развернуться и вполне нормальным голосом вам ответить: «Отойди папа, я не тебе, я маме плачу».

Ряд симптомов, типичных для этого возраста, вызывается к жизни острой потребностью трехлетних малышей гордиться своими успехами. Дети претендуют на равноправие с взрослыми в предметно-практической деятельности и стремятся к успехам в ней. Если же достижений у малыша мало, если взрослые указывают ему преимущественно на его промахи и ошибки, а удачные действия воспринимают как нечто само собой разумеющееся и не требующее поощрения, ребенок начинает сочинять свои успехи сам, и в его жизни возникает малосимпатичный симптом – хвастовство несуществующими достижениями. «Я сегодня самый первый в группе съел обед», – рассказывает малыш, который опять в одиночестве доедал остывший суп в наказание за медлительность. «Мой рисунок повесили на выставке», – сочиняет девочка, которой так и не удалось заслужить похвалы воспитателя на занятиях в саду.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие личности ребенка от пяти до семи"

Книги похожие на "Развитие личности ребенка от пяти до семи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от пяти до семи"

Отзывы читателей о книге "Развитие личности ребенка от пяти до семи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.