» » » Дарья Градинарова - Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях


Авторские права

Дарья Градинарова - Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях

Здесь можно купить и скачать "Дарья Градинарова - Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Отраслевые издания, издательство Литагент «АГРУС»2c0ea7f5-71c0-11e5-b3e1-0025905b9d92, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дарья Градинарова - Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях
Рейтинг:
Название:
Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-9596-0868-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях"

Описание и краткое содержание "Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях" читать бесплатно онлайн.



Излагаются теоретико-методические положения по совершенствованию государственной поддержки аграрного сектора региона и обоснованы практические рекомендации по выбору приоритетных направлений и форм его государственной поддержки.

Для студентов, магистров, слушателей высшей экономической школы, аспирантов, преподавателей, научных работников экономических вузов и широкого круга специалистов, желающих повысить уровень профессиональной подготовки в области государственной поддержки аграрного сектора экономики.






В то же время в качестве одного из серьезных недостатков сложившейся системы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства специалисты отмечают практически полное отсутствие учета региональной специфики агропромышленного производства, присущей субъектам Российской Федерации. Так, Р. Янбых отмечает, что на 30 % территории страны преобладают крупные, корпоративные формы сельскохозяйственного производства, представленные различными типами агрохолдингов и агрофирм. Примерно такая же часть субъектов РФ характеризуется преимущественным развитием малых форм хозяйствования, а на оставшихся 40 % территории агробизнес имеет смешанную структуру [189]. При этом как действовавшие до текущего года документы, определявшие формы, размеры и условия предоставления государственной поддержки, так и текст новой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. включают унифицированный набор мероприятий, не предусматривающий учет имеющихся особенностей региона, а также различную степень доступности к бюджетным средствам сельхозтоваропроизводителей, имеющих разные организационно-правовые формы и масштабы деятельности.

Еще один аспект, связанный с территориальной спецификой, требует повышенного внимания. В регионах, а также отдельных районах внутри них, отличающихся неблагоприятными условиями для ведения сельскохозяйственного производства и соответственно низкой его эффективностью, средства государственной поддержки зачастую не выбираются, то есть данный ресурс остается недоиспользованным. В то же время таким территориям нередко грозит депопуляция, свертывание как сельскохозяйственного, так и других, связанных с ним видов производства, опустынивание, то есть предприятиям, размещенным в таких зонах, крайне нужны средства государственной поддержки. Очевидно, что для этих территорий необходима разработка специального комплекса мер социального характера.

Серьезным препятствием для развития собственных систем поддержки субъектов хозяйствования в аграрном секторе является сложившийся порядок получения средств государственной поддержки, предусмотренных федеральными программами. Получение федеральных субсидий в соответствии с действующими в настоящее время документами возможно исключительно при условии софинансирования из регионального бюджета. Данное положение ведет к распылению средств, которые регион в состоянии выделить на развитие аграрного сектора экономики, так как вынужден участвовать даже в тех федеральных программах, которые не совсем отвечают целям и приоритетам регионального развития. В результате для формирования региональной системы государственной поддержки, позволяющей учесть местные условия, бюджетных средств не хватает.

Рассматривая недостатки и проблемы, присущие региональным системам государственной поддержки, специалисты также отмечают их сложность, отсутствие системного характера, многоканальность предоставления средств. Иногда количество направлений, видов поддержки и соответствующих региональных программ достигает 20 и более, что снижает стимулирующий характер государственной поддержки.

Значительные трансформации должна претерпеть система государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства не только на федеральном, но и на региональном уровне в условиях присоединения России к ВТО. Как известно, требованием этой организации является перенос акцента на использование непосредственно рыночных механизмов, которые не будут искажать конкуренцию в отрасли. В то же время в соответствии с классификацией ВТО большинство мер господдержки, существующих в стране в целом и в субъектах Российской Федерации, следует отнести к «желтой корзине». По данным OECD, в 2008–2010 гг. 81 % совокупной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации предоставлялся через применение наиболее искажающих мер поддержки. В 2010 г. совокупная поддержка сельского хозяйства в России составила 555,7 млрд руб., при этом за счет ценовой поддержки (относимой к категории искажающих рынок мер) сельхозпроизводители получили 279,4 млрд руб., или 59,3 % совокупной поддержки сельского хозяйства [189].

В результате применяющиеся в настоящее время меры, в том числе и многие из них, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг., попадают под ограничительные механизмы, предусмотренные условиями вступления в ВТО. В связи с этим широко обсуждаются возможности конвертации программ поддержки сельского хозяйства из «желтой корзины» в «зеленую» [27, 62, 174, 142 и т. д.]. Так, в докладе А. В. Петрикова в качестве примера приводится оказавшаяся в «желтой корзине» программа по мелиорации, составленная таким образом, что там прописаны объемы производства на поливных землях. Привязка выплат не к объемам произведенной продукции, а, например, к площади проведения мелиоративных мероприятий, позволит относить эту программу к «зеленой корзине», объемы господдержки в рамках которой не ограничиваются [130].

В целом же, по мнению О. П. Зайцевой, достоинство таких выплат очевидно: «…в результате их применения снижается заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в теневых схемах производства и реализации сельскохозяйственной продукции, повышается прозрачность распределения бюджетных ресурсов». В целом же меры «зеленой корзины», как отмечают специалисты, стимулируют творческий подход к решению вопросов конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках [62].

Еще одним вариантом трансформации поддержки прежде всего для развития малых форм хозяйствования может быть привязка выделяемых для их развития бюджетных ресурсов не к объемам произведенной продукции, а к созданию новых рабочих мест. Данное направление тесно сопряжено с необходимостью сохранения контроля над территориями, защитой окружающей среды в сельской местности. Государственная поддержка в этой области может быть связана с внедрением энергосберегающих технологий, сохранением водных, почвенных и лесных ресурсов, другими направлениями защиты окружающей среды.

В целом же следует отметить существующие противоречия в государственной поддержке малых форм хозяйствования. Несмотря на возрастающее внимание властных органов к развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств (прежде всего в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»), в целом по России на долю малого агробизнеса приходится всего 5 % субсидированных средств. При этом 56 % продукции сельского хозяйства производится в данном секторе аграрного производства [95]. Несомненно, что особое внимание малым формам хозяйствования должно быть уделено на региональном уровне, так как крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения составляют социальную основу сохранения сельского уклада и контроля над территорией региона.

По расчетам В. В. Козлова изменение направленности ряда подпрограмм для гарантированного отнесения их к «зеленой корзине» позволило бы «увести» из опасной (с точки зрения санкций ВТО) зоны около 1 млрд долл. США [86].

Для построения эффективной системы государственной поддержки сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков в России необходимо определенное разграничение задач, функций и отдельных направлений между уровнями управления отраслью. К федеральному уровню должны относиться направления поддержки:

– создание правовой основы для функционирования системы государственного регулирования и поддержки;

– таможенно-тарифное регулирование;

– льготное налогообложение;

– определение порядка реструктуризации задолженности;

– поддержка сельскохозяйственного страхования;

– закупочные и товарные интервенции и т. д.

Целую группу направлений поддержки следует определить как смешанную, направления из которой могут разрабатываться и реализовываться как на федеральном, так и на региональном уровне:

– поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей на основании различных целевых программ;

– формирование продовольственных фондов;

– льготное кредитование;

– лизинг;

– развитие рыночной инфраструктуры;

– поддержка малого агробизнеса;

– устойчивое развитие сельских территорий;

– поддержка аграрной науки и образования и т. д.

Ограничения, накладываемые ВТО, требуют нового подхода к выбору направлений и мероприятий на региональном уровне поддержки. Регионы должны будут, с одной стороны, получать оперативную информацию о критериях предоставления господдержки (прежде всего в той ее части, которая оказывает искажающее воздействие на торговлю), адекватных механизмах и нормативах средств на реализацию отдельных программ, а с другой – согласовывать с федеральными органами управления отраслью возможность применения тех или иных мер и объемы финансирования по каждому из них. Таким образом, будет обеспечиваться соблюдение условий присоединения России к ВТО в масштабах всей страны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях"

Книги похожие на "Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дарья Градинарова

Дарья Градинарова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дарья Градинарова - Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях"

Отзывы читателей о книге "Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.