» » » » Мария Дегтярева - Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век


Авторские права

Мария Дегтярева - Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век

Здесь можно купить и скачать "Мария Дегтярева - Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви»83d97411-032b-11e3-b9a6-002590591ed2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Дегтярева - Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век
Рейтинг:
Название:
Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-88017-470-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век"

Описание и краткое содержание "Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена судьбам христиан разных чинов и званий, пострадавших за веру в годы гонений прошлого века. Среди них есть те, чья святость засвидетельствована Церковью; мера праведности других остается сокровенной. Это не жития, а очерки, освещающие тот или иной аспект жизни человека, либо его жизненный подвиг, либо его образ праведности. Хронологически книга охватывает весь XX век и разделена на пять частей – не только по временным периодам, но и по общности подвига вплоть до нашего времени, которое приняло эстафету их святости.






Невеста, или Маму надо слушаться

Как часто порывы, по-видимому, благие, продиктованные лучшими намерениями, могут оказаться опасными. Особенно это случается в молодости, когда нет еще ни достаточного опыта, ни связанной с ним осторожности. Казалось бы, чего проще: поделись со старшими, поступи сообразно их совету. Но тому, кто увлечен, самые простые решения кажутся не приводящими к цели.

Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая… А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он – тот, ради кого она готова оставить своих родных.

Дорогой в Оптину, обдумывая предстоящий разговор со старцем, она со всей серьезностью подбирает доводы в пользу того, чтобы ехать на фронт. И как хорошо, что к батюшке она отправилась без мамы: он конечно же поймет и благословит ее, а мать должна будет подчиниться слову старца. Ехала и улыбалась своим мечтам.

В приемной старца Анатолия народу видимо-невидимо. Кого тут только нет! Крестьяне и военные, сановитые дамы с заплаканными глазами и монашечки… Время-то какое! Война… Мысленно повторяла все, что собиралась сказать батюшке, как вдруг приоткрылась дверь и из кельи в приемную вышел старичок-монах – и прямо к ней: «А ну-ка иди ко мне!» И куда только делась вся смелость: душа в пятки ушла. Улыбка у о. Анатолия ласковая, сам он – благость и добродушие, а девица наша словно дар речи потеряла оттого, что поняла: батюшка видит ее насквозь.

В келье молчание прервал о. Анатолий: «А ты почему маму не слушаешься? Вот что я тебе скажу: мать твоя лучше тебя знает, тебе на войне не место, там не одни солдаты, там и офицеры; это тебе не по характеру. Когда я был молод, я хотел быть монахом, а мать не пустила, не хотела, и я ушел в монастырь тогда, когда она умерла. Теперь ты вот что мне скажи: замуж хочешь?»

Видя, что девушка молчит, потому что ее затея оказалась напрасной, старец продолжил: «Ты сейчас любишь его за красоту! Выходи за него замуж, когда почувствуешь, что жить без него не сможешь. Я знаю случай такой: муж был на войне, и его убили. Жена в этот же час умирает дома… Вот тогда только и выходи!»

Благословив гостью Казанской иконой Божией Матери, батюшка ободрил ее: «Когда при едешь в Петроград, не думай, что тебе нечего будет делать – будешь занята».

Вот так, несколькими словами было остановлено ребячливое стремление, последствия которого могли быть непоправимыми. И удивительно – ни разочарования, ни протеста, ни досады на батюшку, неожиданно принявшего сторону матери, девушка не чувствовала. Все растворила, заполнила собой исходившая от старца теплота. Пришло и новое, незнакомое прежде чувство: все подаст Господь в свое время, надо только иметь терпение и доверие к Его святому Промыслу. А слова о. Анатолия полностью подтвердились: по возвращении в столицу девушке тут же предложили работать в госпитале, замуж она вышла за адъютанта штаба дивизии…

Такое вот простое, но опытно подтвержденное напоминание о важности родительского благословения.

На пути к старчеству

Кто знает, стал бы о. Анатолий великим старцем, если бы он тогда поступил вопреки желанию матери? Вехи, значимые в глазах людей: приход в монастырь, облачение в подрясник, в мантию, могут и не совпадать с теми, что установил Господь для Своих избранников. Александру Потапову (так звали батюшку до монашества) был задан урок послушания в мирской жизни. И он по-христиански преклонил главу, не стал искать своего, исполнил родительское пожелание. Но тем легче было проходить послушание потом, в монашеской семье – ведь оно должно быть не наружным, не показным. За неложное смирение при поступлении в Оптину Пустынь Александру была дарована милость. Подготовленного послушанием в миру, его выделил из других новоначальных и взял к себе келейником сам преподобный Амвросий. Под руководством старца проходил Александр школу внутреннего делания. Годы прошли, прежде чем он приступил к аскетическим подвигам: сугубому посту, усиленной ночной молитве.

До своего выхода к людям в качестве духовного наставника батюшка немалое время провел в Иоанно-Предтеченском скиту, ставшем центром, средоточием духовной жизни Оптиной Пустыни. Физический труд сочетался там с трудом молитвенным и обязательным для начинающих чтением святоотеческой литературы. Недостатка в книгах не было. В середине XIX века монастырь превратился в один из самых известных в России центров православного просвещения. Оптинская библиотека, по праву считавшаяся одной из лучших, насчитывала около семи тысяч наименований книг, преимущественно духовного содержания. Известно, что из всего прочитанного в годы обучения духовной науке и подготовки к монашеству о. Анатолий превыше всего ценил труды святителя Тихона Задонского.


Оптина Пустынь. Внутренний вид Святых ворот Иоанно-Предтеченского скита. Начало ХХ в.


В 1921 году, предвидя, насколько затруднительна, если вообще возможна, будет в ближайшее время непосредственная передача духовного опыта, старец советовал одному из своих воспитанников, которого благословлял на пастырство: «Возьми “Истинное Христианство” Тихона Задонского и живи по его указаниям». Так старец заботился о том, чтобы в годы, когда великие обители подвергнутся разорению, молодые священники через труды святителей и подвижников обрели в них учителей и наставников.

Взгляд с иной стороны

Душевная чистота о. Анатолия позволяла ему увидеть некоторые ситуации в несколько ином свете, чем это представлялось другим людям – не только мирянам, но порой и священникам.

Узнаваемая домашняя ситуация в семье: муж трудится, не покладая рук, над строительством храма, спешит закончить быстрее на радость людям, а дома немирно – супруга чинит препятствия и все недовольна его опозданиями – то обед простыл, то ужин передержала. И вся жизнь идет вразлад. Обращаются к о. Анатолию с просьбой помолиться об умирении «строптивого женского сердца». А батюшка, вопреки всем прогнозам, благословляет… уступить жене. Ведь, если распадется семья священника, не больший ли это будет вред для Церкви, чем незначительная задержка в строительстве храма? За мотивом благим и внешне добрым старец вмиг угадывает действие притаившегося греха: к благому делу примешалось тщеславие, забота о том, чтобы показать свою ревность перед людьми, позабыв о самых близких…

Мудрость, растворенная в простоте, переходила у о. Анатолия в пророческое предвидение. Одним он предсказывал будущее священство, другим – монашество. Известны случаи, когда он с точностью до дня определял время разрешения различных житейских неурядиц. Так, пришел к батюшке один крестьянин, оказавшийся на улице вместе с семьей. При скудости средств он не мог найти себе угол, старец же сказал ему, что через три недели семья заживет в собственном доме. И хотя никаких видимых предпосылок к тому не было, крестьянин ушел успокоенный отеческим благословением. А вскоре ему действительно предложили приобрести готовый сруб по сходной цене, да еще в рассрочку, а там появилась возможность купить недорого бревна для завершения строительства. По молитвам о. Анатолия все исполнилось в точности: на четвертую неделю крестьянская семья вошла под крышу нового просторного дома.

В годы Первой мировой войны старец многих своих чад оберегал от опасности, благословляя ехать туда, где не велись военные действия. Бывали и случаи, когда он открывал людям судьбу без вести пропавших родственников.

Читая жизнеописание старца, так щедро одаренного и помогавшего другим, понимаешь, что он без труда мог бы «помочь и себе». Ведь в конце жизненного пути его, больного и немощного, ожидали тяжелейшие испытания: арест, тюрьма, жестокость и глумление красноармейцев… Что стоило ему скрыться, исчезнуть, уйти от преследователей? Однако этого не произошло. Почему? Вероятно, по той же причине, по какой апостол Павел направился в Иерусалим, зная через откровения, что наверняка окажется в узах… Отец Анатолий добровольно принял на себя Крест Христов.

Он оставался в Оптиной, пока это было возможно, разделяя с братией страдания, выпавшие на долю монастыря. И только когда 29 июля 1922 года в Оптину Пустынь нагрянула комиссия ГПУ и батюшке объявили о новом аресте, он смиренно попросил у своих истязателей время, для того чтобы приготовиться в путь. Молился всю ночь. Можно только догадываться, какова была эта молитва немощного старца! А утром келейник батюшки о. Варнава на вопрос комиссии, готов ли старец, ответил утвердительно: «Того, кто подготовил себя к жизни со Христом здесь, на земле, Господь в эту ночь принял в обители вечные…»

Одно из пророчеств о. Анатолия, относившееся к периоду революции, достигает и нашего времени: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках, и на обломках люди спасаются. Не все погибнут… А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!»[14] Так старец предсказывал возрождение России именно как страны христианской, православной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век"

Книги похожие на "Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Дегтярева

Мария Дегтярева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Дегтярева - Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век"

Отзывы читателей о книге "Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.