» » » » Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации


Авторские права

Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации

Здесь можно купить и скачать "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации
Рейтинг:
Название:
Основы теории коммуникации
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-02524-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы теории коммуникации"

Описание и краткое содержание "Основы теории коммуникации" читать бесплатно онлайн.



Раскрыты особенности междисциплинарного предмета курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии), его структура и методология исследования, сущность и уровни социальной коммуникации, ее формы и виды: межкультурная, корпоративная, PR- и рекламная. Отдельные главы посвящены личностным коммуникациям и проблемам эффективного общения. Рассмотрены основные виды массовой коммуникации: PR, реклама, журналистика, политические коммуникации.

Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов коммуникативных направлений (реклама и связи с общественностью, журналистика), социологов, психологов, культурологов, педагогов, политологов.






Развернутая «цепочка звеньев», раскрывающая предмет научной и учебной дисциплины, представляет собой следующую последовательность: объект – предмет – структура предмета (понятия, теории, методология исследования и закономерности развития; в данном случае закономерности развития социальной коммуникации) – соотношение с другими науками – функции (роль, наблюдаемые последствия как для общества, так и для других коммуникативных дисциплин – социологии массовой коммуникации, связей с общественностью и рекламы) – связь с практикой, которая всегда обогащает теорию. Так, новые технические средства связи и информационно-компьютерные технологии изменили возможности воздействия на общественное сознание различных видов и средств массовой коммуникации – кино, рекламы и особенно Интернета.

Таким образом, предмет любой науки, включая основы теории коммуникации (гуманитарно-социальной коммуникологии) раскрывается в ее понятийно-категориальном аппарате, теориях, методологии исследования, соотношении с науками, имеющими тот же сложный и многогранный объект исследования, функциях и связи с практикой.

В широком смысле предмет теории коммуникации – это социальные (в широком понимании), психологические, семиотические и другие явления, процессы и отношения, возникающие между различными субъектами в процессе коммуникации, общения, обмена информацией (смыслами), т. е. в процессе их взаимодействия[33].

Особенности предмета (точнее «предметного поля») гуманитарно-социальной коммуникологии заключаются в том, что он имеет междисциплинарный характер. Как самостоятельная наука, имеющая свой отдельный предмет исследования, она возникла в результате теоретического синтеза, интеграции философии, социологии, психологии, семиотики, культурной и социальной антропологии, политологии, культурологии и др. гуманитарных и технических наук.

Теория – это практически подтвержденная система представлений о соответствующих явлениях, системное и достоверное знание о предмете. Теория фиксирует в явлении (процессе) самое существенное, общее, повторяющееся. Теория объясняет реальность, предлагает видение действительности. Высшей формой теоретизирования являются суждения, в которых формулируются закономерности[34]. Научная дисциплина «Основы теории коммуникации» имеет не одну теорию социальной коммуникации, а множество теорий социальной коммуникации (философских, социологических, психологических и др.), объясняющих ее сущность (см. главу 7). Так, классик теории коммуникации, профессор университета Нью-Мексико в США Эверетт Роджерс предшественниками обобщающей науки о коммуникациях считает представителей не только гуманитарных и социальных наук, но и естественных и точных наук (биологии, кибернетики, математики). По его мнению, теоретическими источниками для теории коммуникации как междисциплинарной науки послужили идеи Ч. Дарвина, психоанализ З. Фрейда, теории К. Маркса и представителей Франкфуртской школы К. Левина, Дж. Г. Мида, Г. Лассуэлла, «отца» кибернетики Н. Винера, инженера К. Шеннона, социологов чикагской школы К. Ховланда, П. Лазарсфельда, В. Шрамма и многих других[35].

Для выявления междисциплинарной специфики предмета дисциплины «Основы теории коммуникации» (назовем далее – теории коммуникации) рассмотрим ее соотношение с другими науками.

Философия и теория коммуникации. Понимание сущности социальной коммуникации, являющейся объектом теории коммуникации, предполагает обращение к таким философским категориям, как «идеальное», «материальное», «субъект», «объект», «информация», «смысл», «модель», «система», «структура», «понимание», «истина» и т. д., без чего невозможно представить процессы коммуникации в обществе между людьми. Философские аспекты коммуникации связаны с глубинным пониманием смысла подлинного общения. Без философии невозможно понимание и толкование текстов (сообщений), чем занимается ее часть – герменевтика (Гермес – в греческой мифологии – вестник богов, разъясняющий людям их послания). Логика как часть философии помогает в осмыслении процессов и форм мышления, задействованных в человеческих коммуникациях, а также в поисках истины. Риторика как часть философии в античную эпоху понималась либо как средство постижения истины, либо как средство выражения (и украшения) истины. Этика как часть философии необходима для осмысления и практического владения навыками нормативных регуляторов в групповых, личностных, межкультурной и массовой коммуникациях.

Социология и теория коммуникации. Понятийный аппарат и методология социологии позволяют изучать прежде всего особенности массовой коммуникации и ее реципиента – массовую аудиторию, основные социальные функции массовой коммуникации, СМК и СМИ, а также их роль в формировании целей общества и моделей его развития, социальные институты массовой коммуникации (журналистику, СМИ, институты хранения информации), роль лидеров мнений в медиакоммуникациях, особенности рекламных коммуникаций, воздействие СМК на общественное мнение. Как минимум две функции массовой коммуникации следует принимать во внимание при изучении ее социологическими средствами: 1) функцию средства социализации, которая связана с передачей знаний, социальных ценностей и норм, включая задачи информирования, воспитания; 2) коммерческую и идеологическую – функцию средства навязывания своей воли аудитории, формирования и изменения мотивов ее поведения. Массовая коммуникация, дифференцируя состав аудитории, формирует мотивы поведения тех людей, на которых она направлена[36].

Психология и теория коммуникации. Психологическая грань междисциплинарного «предметного поля» теории коммуникации позволяет изучать прежде всего психические аспекты внутриличностной, межличностной и массовой коммуникаций, намерения и мотивы коммуникатора, психологические потребности аудитории, структуру и важнейшие функции общения, механизмы перцепции (восприятия), способствующие навыкам эффективного межличностного общения, а также социально-психологические функции массовой коммуникации.

Американский исследователь массовой коммуникации Дж. Доминик выделил такие отдельные психологические потребности аудитории, как потребности в знаниях, в отвлечении (от скуки обыденной жизни), в расслаблении (уходе от жизненных забот), в эмоциональной разрядке, в контактах с другими людьми[37]. Успешное проведение рекламной кампании невозможно без знания ее психологических основ, т. е. основных потребностей, способствующих продаже: чувства уверенности (холодильники, кондиционеры), надежности (лекарства, банки), самоудовлетворения, иначе признания собственной значимости окружающими (для разных целевых групп предлагаются свои товары и услуги), творческих наклонностей (выпечка, садоводство), объектов любви, силы, семейных традиций, бессмертия (страховые компании)[38]. Знание психологических аспектов коммуникации способствует диалогическому общению, познанию себя и партнеров в процессе общения, сигналов невербальной коммуникации (общения без слов). Так, этимология (происхождение) слова «такт» (тактичный, деликатный человек) связана с понятием «такесика» – частью невербальной коммуникации, изучающей различные значения дозволенных и статусных прикосновений (рукопожатий, объятий, поцелуев). Политический PR невозможен сегодня без знаний структурных элементов эмоциональной атмосферы общества: общей удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью; оптимизма/пессимизма; чувства уверенности/неуверенности в себе; уровня агрессивности (интенсивности агрессивных эмоций – жестокости, враждебности, гнева, ярости, возмущения, злобы, мщения); уровня тревожности (интенсивности тревог, страхов); интенсивности социальной идетичности/уровня доверия социуму в целом[39].

Лингвистика и теория коммуникации. Лингвистическая грань «предметного поля» теории коммуникации предполагает изучение речевой коммуникации (коммуникации, опосредованной словом) и ее видов: чтения, письма, говорения и слушания. Она связана с изучением проблемы глоттогенеза (происхождения языка) и значения речевой коммуникации в процессе антропосоциогенеза[40], а также с исследованием изменений языка под влиянием социокультурных условий и факторов, чем занимается социолингвистика. Например, тысячи неофициальных названий и наименований городских объектов и персонажей, которые были придуманы петербуржцами и используются ими в повседневной речи на протяжении трех веков, можно найти в «Словаре петербуржца», составленного Н.А. Синдаловским[41].

Так, учение евразийцев представляло собой не только их социологические и политологические концепции об историческом и культурном своеобразии, особом пути России, основанные на представлении об особенностях ее «местоположения» и «месторазвития», о «симфонической» личности, но и, по мнению автора лингвистической модели коммуникации Р.О. Якобсона, – «русскую лингвистическую традицию». Для евразийцев язык – это коллективная норма, которая включает в себя (в силу того, что носители языка принадлежат разным поколениям и «сродственным» евразийским народам) как консервативные тенденции, так и нововведения. По мнению евразийских мыслителей, и в частности П.Н. Савицкого, отношения между языками подобны отношениям между организмами, распространение которых – естественное явление, гармонически соответствующее месторазвитию; евразиация предполагает обрусение, но не в насильственном, а в органическом смысле – свободы выбора русского языка, имеющего и западные говоры, и дальневосточные диалекты. Изменения евразийского языка «симметричны»[42].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы теории коммуникации"

Книги похожие на "Основы теории коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Гнатюк

Ольга Гнатюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации"

Отзывы читателей о книге "Основы теории коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.