» » » Александр Якупов - О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)


Авторские права

Александр Якупов - О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)

Здесь можно купить и скачать "Александр Якупов - О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Якупов - О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)
Рейтинг:
Название:
О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-906660-36-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)"

Описание и краткое содержание "О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)" читать бесплатно онлайн.



В работе дан аналитический обзор становления в России учреждений по реабилитации средствами искусства людей с различными физическими ограничениями (глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, страдающих дефектами опорно-двигательного аппарата) – путем приобщения их к различным видам художественного творчества. Обобщен отечественный исторический и современный опыт образовательных учреждений подобной направленности. Подробно охарактеризованы достижения Российской специализированной академии искусств, единственного в мире вуза данного профиля. Сформулированы краеугольные методологические положения, которые определяют содержание и методы учебной, воспитательной, творческо-производственной и научно-исследовательской деятельности академии. Обозначены проблемы, которые предстоит решать в целях оптимизации осуществления важнейшей задачи – повышения эффективности реабилитации инвалидов средствами искусства и овладения художественно-творческими профессиями. С этой целью обоснована потребность создания единого федерального образовательного Центра искусств для детей и молодежи, страдающих физическими недугами.






Государственные органы, кроме того, стали создавать и общественные организации нового типа, предназначенные для социализации инвалидов. Так, в 1925 году в Москве состоялся учредительный съезд Всероссийского общества слепых (ВОС). В России тогда насчитывалось 472 тысячи зарегистрированных незрячих, 90 % которых не имели возможности работать. Съезд обсудил кардинальные вопросы их быта, образования и трудоустройства, в том числе проблемы медицинского обслуживания, специфики школьных программ, профессионально-технического обучения слепых детей и др.

ВОС стало первой в СССР общественной, производственно-хозяйственной и культурно-просветительской организацией для инвалидов. Его исторический путь богат яркими примерами подлинного трудового героизма слепых людей. В частности, сохранилась память о знаменательном эпизоде, когда во время Великой Отечественной войны выпускник Московской школы-интерната для слепых Миша Попов однажды добрался с баяном до передовой линии фронта и своей игрой поднимал боевой дух бойцов перед атакой.

В Москве тех лет существовало два клуба глухонемых. В одном из них главными мероприятиями были театральные постановки, с которых начинается впечатляющая история театра глухонемых актеров, своеобразного, богатого выразительными возможностями направления в драматическом искусстве. История этого направления в отечественном театре настолько богата знаковыми свершениями, что, бесспорно, заслуживает фундаментальных научных исследований. Здесь же мы можем лишь кратко коснуться нескольких весьма ярких художественных явлений.

Большой след в самодеятельном театральном творчестве глухонемых оставил актер и режиссер Василий Зворыкин, ставивший спектакли по пьесам драматургов-классиков, чье творчество отвечало духовным и эстетическим потребностям неслышащих артистов. За свою долголетнюю и многогранную деятельность он, наряду с несколькими другими глухонемыми актерами, был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР».

На создание «Московского театра глухонемых» (так назывался этот коллектив с 1920 года) большое влияние оказала обширная практика эпохи немого кино. Сохранилась любопытная информация о том, что во время пребывания в России немецкий кинорежиссер Эрвин Пискатор, проходя однажды мимо помещения на Большой Лубянке, где играли глухонемые актеры, и, заглянув в окно, вошел, увлекся игрой актеров и просидел весь спектакль («Коварство и любовь» по Шиллеру) от начала до конца. После спектакля он познакомился с актерами, поздравил их с успехом и в отзыве написал: «Спектакль в исполнении коллектива глухонемых произвел на меня незабываемое впечатление. Герои великого Шиллера ожили на сцене. Необычайная мимика глухонемых, мастерство и пластичность жеста заставляют нас, слышащих, учиться у них…».

Летом 1938 года театр успешно гастролировал в шести городах России и Украины, показывая спектакли «Васса Железнова» Горького и «Платон Кречет» Корнейчука. В годы войны 1941–1945 годов театр по-прежнему работал, ставя пьесы преимущественно военной тематики.

А в 1948 году на его сцене был впервые поставлен речевой (то есть озвученный) спектакль по пьесе Д. Гоу и А. Д'Эссо «Глубокие корни». Озвучивал спектакль диктор-переводчик, а неслышащие актеры «произносили» текст с помощью жестов и беззвучной артикуляции. В те годы это стало настоящей революцией, которая положила начало спектаклям в сопровождении дикторов-переводчиков с калькирующим жестовым языком, сопровождавшим речь говорящего. В этой театральной технике здесь ставились такие известные пьесы, как «Дети Ванюшина» Найденова, «Разлом» и «Молодая гвардия» Фадеева и другие.

Начало театральному образованию глухонемых было положено в 1957 году открытием подготовительного отделения при самодеятельном театре. Но уже год спустя оно было преобразовано в особое учебное заведение по подготовке глухонемых как профессиональных актеров, над которым взяло шефство театральное училище им. Б. В. Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова. Здесь неслышащие будущие актеры в течение четырех лет проходили профессиональную подготовку по программе одного из лучших художественных вузов страны.

Истории отечественного и мирового театрального искусства известны случаи, когда выдающиеся актеры, потеряв слух, не уходили со сцены (например, великий трагик Малого театра А. Остужев). Но чтобы театральному мастерству училась целая группа одаренных и неслышащих с детства людей – такого раньше не было…

В 1963 году на базе первого выпуска участников этой группы, ставшей сначала студией при училище им. Б. В. Щукина, по решению Центрального правления Всероссийского общества глухих был создан Московский театр мимики и жеста, первый в стране и в мире.

За более чем полвека своей творческой деятельности театр, сохраняющий и развивающий традиции вахтанговской школы, поставил огромное количество спектаклей в самых различных театральных жанрах – и высокую трагедию («Прикованный Прометей» Эсхилла, «Ромео и Джульетта» Шекспира), и сатирическую комедию («Восемь любящих женщин» Р. Тома), и остросоциальную драму («Ночная повесть» К. Хоинского), и многообразную пантомиму, и музыкальную комедию, проч.

Словом, Московский театр мимики и жеста за годы творческой деятельности завоевал обширный круг своих зрителей, не только глухих, но и слышащих.

В 50–60-е годы прошлого века в системе специализированного образования произошли определенные изменения – количество специальных учебных заведений и их типов увеличилось. Этому способствовали общешкольные реформы: сначала введение обязательного восьмилетнего (1959 г.), а затем и десятилетнего (1966 г.) образования для всех детей, в том числе и для учащихся с ограниченными физическими возможностями. При этом во вспомогательных школах особое внимание стали уделять развитию профессиональных навыков, что позволяло их выпускникам находить работу, доступную по состоянию здоровья.

В 80-х годах в некоторых общеобразовательных школах появились коррекционные классы, а позднее возникли экспериментальные школы и для умственно отсталых. К 1990 году в СССР действовало 2789 таких школ, где обучением было охвачено около 575 тыс. учащихся.

Возможность образования, несомненно, привносила новое качество в жизнь детей с ограниченными физическими возможностями и умственной отсталостью. Однако существенными недостатками оставались известная дискриминация, ненаучное и педагогически несостоятельное искусственное разделение детей на «обучаемых» и «необучаемых», а также сохранение непреодолимого барьера между учащимися обычных общеобразовательных и вспомогательных школ. При этом в глазах первых и их родителей (а иногда и педагогов) вторые представлялись «неполноценными» и «отверженными».

Кроме того, не было обеспечено укомплектование педагогических кадров таких учебных заведений специалистами-дефектологами; отсутствовали социальные программы поддержки семей, имевших детей с ограниченными физическими возможностями или олигофренов. Следовательно, систему специализированного образования, сложившуюся в советское время, отнюдь нельзя считать завершенной и совершенной. Такой вывод напрашивается еще и потому, что в ней не был использован богатейший развивающий и воспитывающий потенциал искусства, его различных видов и форм.

Приходится констатировать, что и существующие в настоящее время в Российской Федерации коррекционные школы, которые специализируются на воспитательной и учебной работе с детьми-инвалидами, не создают необходимой в отечественном образовании полноценной системы социальной реабилитации детей с различными физическими ограничениями.

Охарактеризуем теперь существующие в нашей стране очаги художественно-творческой реабилитации инвалидов.

Глава 2

О специализированных образовательных учреждениях сферы искусства

Учреждения довузовской профессионально-творческой подготовки художественно одаренных инвалидов существуют сравнительно недавно, Поэтому начальные и средние учебные заведения, где дети и молодые люди, имеющие инвалидность, могли бы получить художественное образование, в нашей стране пока единичны. Назовем их.

Первая в России специализированная музыкальная школа для слепых и слабовидящих детей была открыта в 1989 году в г. Армавире. Инициатором ее создания и бессменным до сего времени директором является Александра Кирилловна Куценко, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Под ее руководством работа здесь начиналась с нуля и носила характер эксперимента, так как это была единственная в России музыкальная школа для детей с проблемами зрения, работающая по существующим типовым учебным планам. Ныне в ней обучается 310 детей, в том числе 100 инвалидов из Краснодарского края и Республики Адыгея. С 1993 года здесь же учатся и дети с нормальным зрением.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)"

Книги похожие на "О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Якупов

Александр Якупов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Якупов - О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)"

Отзывы читателей о книге "О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.