» » » Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека


Авторские права

Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека
Рейтинг:
Название:
Полисистемное исследование индивидуальности человека
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-9292-0149-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Полисистемное исследование индивидуальности человека"

Описание и краткое содержание "Полисистемное исследование индивидуальности человека" читать бесплатно онлайн.



В коллективной монографии представлены результаты теоретико-методологических и эмпирических исследований, в которых реализован переход от интегрального к полисистемному изучению целостной индивидуальности человека в различных сферах деятельности.

Для специалистов гуманитарного профиля, а также для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений.






3. Этно-индивидуальность как этнотипическая форма

Когда речь идет о внешней детерминации ИИ [12, с.256–257] объектами мира, тогда этнический мир рассматривается как фрагмент социальной действительности в качестве самостоятельной системы, а ИИ – в качестве зависимой от него подсистемы. Внешняя каузальная детерминация ИИ проявляется в направлении от этнических значений объектов мира к ИИ, порождающая процесс усвоения их последней. Процесс усвоения этнических значений происходит непрерывно. Результатом его протекания является образование свойств ИИ, рассматривающихся в функционально-структурном смысле в контексте взаимодействия этнического мира с ИИ: внешней детерминации, внешне обусловленной активности ИИ, объективации ИИ.

Вхождение этнических значений объектов мира в ИИ становится реальным, если ИИ отвечает тем правилам, нормам, традициям, табу, которые функционируют в этническом мире, иначе ИИ отвергнется им и не будет принята, приобщившись и повернувшись лицом к другому – иноэтническому миру, идущему ей навстречу. Принцип внешней каузальной детерминации заключается в том, что ИИ, опосредствованная этническими значениями объектов своего мира, становится сопряженной с ними, зависимой от них, при этом постоянно находясь в состоянии приспособления, адаптируясь к ним для обеспечения своей актуализации. К свойствам ИИ, образовавшимся в результате внешней каузальной детерминации, будем относить идентификационные свойства, такие как сопричастность, зависимость, конформность, уступчивость, привязанность, поддержка, социабельность, подчинение, тождественность и др.

Если при внешней каузальной детерминации ИИ является следствием воздействия на нее объектов этнического мира, при котором этнические значения способствуют ее становлению в плане образования идентификационных свойств, то при внешней целевой детерминации она становится средством в отношениях с ней объектов этнического мира. Именно здесь начинается процесс социализации (этнизации), раскрывающий механизмы, с помощью которых ИИ познает этносоциальные нормы, усваивает методы и способы взаимоотношений с миром. В результате внешней целевой детерминации ИИ обеспечивается этнотипическими свойствами, характеризующими ее в аспекте отношений и взаимодействия с этническим миром.

Фундаментальной особенностью образовавшихся свойств ИИ является их направленность на объекты этнического мира. Эта направленность реализуется через активность (этнотипические поведение и деятельность) ИИ (ср. [12, с.283–288]), которой присущ внешний характер осуществления за счет внешних источников детерминации. Активность опосредствует связи ИИ с объектами этнического мира, посредством которой ИИ присваивает этнические значения, приобретая этнотипические свойства, и вновь воспроизводит и образует этнические значения в объектах своего мира. Стало быть, активность направлена на актуализацию этнических значений: освоение (поиск в существующих объектах мира) и их образование (привнесение во вновь созданные объекты мира). Ее основное назначение заключается в изменении ИИ ради сохранения этнических значений мира – системы.

В этнотипических поведении и деятельности ИИ, приобщаясь к этническому миру, становится его объектом в согласии с логикой его существования. Она начинает жить другой жизнью и следовать другим законам, и все это привносят в нее этнические значения, тем самым предлагая ей объектный способ своего существования, предоставляя возможность превращения, этнобытия. В рамках собственного поведения ИИ не мыслит своего существования иначе, чем в отношениях принадлежности к объектам (субъектам) этнического мира. Она идентифицирует (отождествляет) себя с ними, стремится быть похожей на них. Превращения на уровне поведенческих проявлений (ср.[12, с.304]) возникают по причине существующей взаимосвязи между этническими значениями объектов и ИИ за счет идентификационных свойств: сопричастности, зависимости, привязанности и т. д. При этом ИИ отождествляет себя с другими объектами (субъектами) этнического мира в процессе этнической самоидентификации: «Меня многое с ними (объектами) сближает, роднит», или же «Я такой же, как и другие (субъекты)». В результате на основе этнической самоидентификации формируются авто— и гетеростереотипы, аттитюды, типичные для этнической группы поведенческие, коммуникативные, эмоциональные, когнитивные стили, такие социально-психологические явления, как контагиозность (заражение и заразительность), подражание, внушение, групповое мнение, массовый вкус, мода и т. п. Только тогда «выделяются новые специальные черты и происходит ориентирование чувств и мыслей собрания индивидов в одном и том же направлении, и только тогда обнаруживает свою силу психологический закон духовного единства индивидов», как утверждает Г. Лебон [17, с.159] – знаток общих психологических закономерностей человеческих масс. Быть похожим на других обусловливается определенными особенностями этнических значений и/или их носителей. Референция, высокий социальный и/или личностный статус, авторитетность, привлекательность предопределяют ИИ стать такой же как другой и быть в другом. Принадлежность ИИ к тем или иным этническим значениям и/или объектам этнического мира или же ее утрата реализуются не только с согласия собственно ИИ, но и силой ее принуждения, как например, вынужденная принадлежность к той или иной этнической группе. Так, одним из демонстративных примеров в социальной психологии является ассимиляция народа – добровольное или принудительное принятие регуляторов поведения доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней.

Другая форма (cр.[12, с.308]) этнобытия ИИ разворачивается в результате деятельности последней. Превращения совершаются при взаимодействии с объектами этнического мира и направлены на образование этнических значений. Результатом превращений является раскрытие этнических значений во вновь созданных объектах мира (народное творчество, декоративно-прикладное искусство и другие сферы материальной культуры этноса). Превращаясь в объекты мира (объективация ИИ), она продолжает существовать в них по их законам и правилам.

Идеальные превращения есть обретение ИИ нового содержания, создание этнобытия ИИ вне пространства своего тела, и это прежде всего связано с сознанием и самосознанием человека в общности его социальной, этнической, культурной принадлежности. В силу этого этнические значения объектов мира приобретают статус идеальных объектов последнего. Это идеальное превращение ИИ охватывает общность людей, следующих одним и тем же социальным законам, нормам, правилам, обычаям и традициям, приобщенных к одной и той же этнической культуре. В результате этих превращений качественным образом меняется характер взаимоотношений ИИ с объектами – субъектами этнического мира: приобретается значимость принадлежности к миру и взаимосвязи с ним, меняются отношения между ИИ и другими субъектами, связанными единой общностью этнического самосознания.

Итак, рассматривая ИИ с позиций подсистемы этнического мира, допускаем ее определение в качестве ЭТНО-индивидуальности (этнотипическая форма). Понятие ЭТНО-индивидуальности выражается, прежде всего, в том, что процессы, зарождающиеся в этническом мире как в самостоятельной системе вне ИИ, но получившие свое развитие посредством внешней детерминации в самой ИИ-подсистеме, направляются обратно в этнический мир. Актуализация ЭТНО-индивидуальности осуществляется благодаря этническим значениям, являющимся источником внешней каузальной и целевой детерминации, в результате которой индивидуальность приобретает этнотипические свойства, характеризующие ее в аспекте отношений и взаимодействий с этническим миром. ЭТНО-индивидуальность направлена к полюсу объектов этнического мира, обретая качественную определенность объектов мира по логике их бытия, тем самым получая объектный способ своего существования [15, 33, 34].

4. Этно-индивидуальность как этноиндивидуальная форма

В том случае, когда ИИ становится самостоятельной системой по отношению к этническому миру – подсистеме, она подчиняет его логике своего существования и развития, осуществляя в нем соответствующие преобразования. Этнический мир в данной позиции теперь уже выступает как способ существования ИИ. Внутренняя детерминация порождает процессы, приводящие к изменениям ИИ – системы. Источником внутренней детерминации являются индивидуальные свойства (ср. [12, с.155–157]), рассматриваемые в функционально-структурном смысле в контексте взаимодействия ИИ с этническим миром: внутренней детерминации, внутренне обусловленной активности ИИ, субъективации ИИ.

В ходе взаимодействия с этническим миром ИИ дифференцирует объекты мира по определенным аспектам в зависимости от этнической потребности каждого. Тем самым в отношениях ИИ к этническим значениям мира последние для нее приобретают непосредственную ценность, а значит, наделяются смыслом. Этнокультурное ментальное пространство как совокупность этнических значений в той или иной степени полноты присваивается индивидуальностью и, преломляясь через ее систему ценностей, через ее мировоззрение, приобретает тот или иной личностный смысл, задающий отношение индивидуальности к миру. В результате этого происходит формирование наряду с индивидуальной системой этнических значений системы этнических смыслов. На основании изложенного допускаем рассматривать под индивидуальными свойствами ИИ, являющимися внутренними источниками детерминации, субъективированные этнические значения, другими словами этнические смыслы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Полисистемное исследование индивидуальности человека"

Книги похожие на "Полисистемное исследование индивидуальности человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека"

Отзывы читателей о книге "Полисистемное исследование индивидуальности человека", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. С большим интересом прочла статьи в книге "Полисистемное исследование индивидуальности человека". Четко и точно определена методология полисистемного подхода, освещены основные теории метаиндивидуальности личности. Логично выстроена композиция книги, что позволяет показать широкий спектр полисистемного подхода в различных исследованиях авторов. Следует отметить высокий научный уровень и практическую значимость данной публикации.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.