» » » Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека


Авторские права

Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека
Рейтинг:
Название:
Полисистемное исследование индивидуальности человека
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-9292-0149-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Полисистемное исследование индивидуальности человека"

Описание и краткое содержание "Полисистемное исследование индивидуальности человека" читать бесплатно онлайн.



В коллективной монографии представлены результаты теоретико-методологических и эмпирических исследований, в которых реализован переход от интегрального к полисистемному изучению целостной индивидуальности человека в различных сферах деятельности.

Для специалистов гуманитарного профиля, а также для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений.






В ходе взаимодействия с этническим миром ИИ дифференцирует объекты мира по определенным аспектам в зависимости от этнической потребности каждого. Тем самым в отношениях ИИ к этническим значениям мира последние для нее приобретают непосредственную ценность, а значит, наделяются смыслом. Этнокультурное ментальное пространство как совокупность этнических значений в той или иной степени полноты присваивается индивидуальностью и, преломляясь через ее систему ценностей, через ее мировоззрение, приобретает тот или иной личностный смысл, задающий отношение индивидуальности к миру. В результате этого происходит формирование наряду с индивидуальной системой этнических значений системы этнических смыслов. На основании изложенного допускаем рассматривать под индивидуальными свойствами ИИ, являющимися внутренними источниками детерминации, субъективированные этнические значения, другими словами этнические смыслы.

Эти свойства могут выступать в качестве источника внутренней каузальной детерминации в пространстве отдельных уровней ИИ, не сводимых друг к другу и подчиняющихся неодинаковым закономерностям. К тому же они могут рассматриваться в качестве центрального фактора в рамках телеологической детерминации в аспекте их опосредующей роли в развитии ИИ. Принципиальным становится вопрос о роли этнических смыслов в образовании много-многозначных связей между различными уровнями ИИ, о качественных особенностях, с одной стороны, актуальных разноуровневых свойств ИИ, с другой, вновь образовавшихся этноиндивидуальных свойств, характеризующих индивида в плане этнических взаимоотношений. Допускаем, что по мере формирования этноиндивидуальных свойств другие разноуровневые индивидуальные свойства остаются неизменными или же видоизменяются, получая новое качество. Можно предположить, что произойдет переструктурирование ИИ, исчезнут старые и возникнут новые связи между индивидуальными свойствами различных иерархических уровней ИИ. Так, индивидуализированные этнические значения (этнические смыслы) могут стать источником детерминации разноуровневых связей между индивидуальными свойствами, обеспечивая развертывание и актуализацию ИИ, формируя ее целостность при построении особенной интеграции всех ее подсистем.

Фундаментальной особенностью индивидуальных свойств, ставших внутренними источниками детерминации [12, с.220–230], является их направленность на объекты мира, реализуемая через особые формы активности (этноиндивидуальные поведение и деятельность). Данная активность имеет внутренние источники детерминации, но внешний характер осуществления. Она выполняет роль звена, опосредующего связи ИИ с объектами этнического мира. Внутренне обусловленная активность направлена на самоактуализацию ИИ в объектах мира. Ее основное назначение заключается в изменении этнического мира ради сохранения ИИ как системы.

Находясь в непрерывном взаимодействии с этническим миром и проникая в него, ИИ трансформируется и воплощается в объекты мира, обретая субъектный способ своего существования (ср. [12, с.245)], иную форму своей экзистенции. В объектах мира ИИ повторяет, расширяет, умножает, продолжает самою себя, воссоздает себя в иных, чем она сама носителях, при этом относясь к ним как к самой себе. Значимость и ценность объектов мира для ИИ выражается в прямой зависимости от того, насколько, в какой мере и степени ИИ получит продолжение в них, найдет себя в теле этих объектов, порождая себе новую экзистенцию. Так, на уровне этноиндивидуального поведения в межличностных отношениях ИИ воспроизводит в других собственные особенности. Например, эмигранты, несмотря на то, что они проживают в ином этнокультурном мире, транслируют собственную этничность своим потомкам, в результате чего в них актуализируются этнопсихологические особенности их родителей, предопределяющие принадлежность к роду.

Другая форма экзистенции ИИ развертывается в ходе этноиндивидуальной деятельности ИИ, создания материальных и идеальных моделей объектов мира. Она представляет собой воплощение этнических смыслов ИИ в объекты/ субъекты мира. На основе присущих объекту действительных значений и воплощенных этнических смыслов ИИ конструируются материальные и идеальные модели объектов. Этноиндивидуальная деятельность во взаимодействии с материальными объектами в угоду воплощения ИИ носит творческий характер, связанный c производством объектов этнической культуры. Даже при заимствовании (копировании) образцов творений другого народа, архитектор (индивидуальность) вопреки всему и себе вкладывает в них собственные замыслы. Вот как по этому поводу пишет Г. Лебон [17, с.74]: «Храмы, дворцы, триумфальные арки, барельефы античного Рима – работы греческих учеников; и однако характер этих памятников, их назначение, их орнаменты, даже их размеры не будят больше в нас поэтических и нежных воспоминаний об афинском гении, но больше – идею силы, господства военной страсти, которая приподнимала великую душу Рима».

Воплощение ИИ в других (субъектах) в ходе этноиндивидуальной деятельности подчиняется процессу построения в них материальных (реальных) и/ или идеальных моделей. Такого рода воплощение ИИ раскрывается в процессе влияния на других людей в той мере, в которой она совершает в них трансформации, осуществляя изменения в плане физических, психических, психологических свойств и качеств. Тем самым она выстраивает и регулирует отношения с другими людьми, транслируя другим свои свойства с целью построения моделей, с одной стороны, подчиняя других логике собственного существования, с другой, учитывая их собственные надлежащие качества. Процесс идеального воплощения ИИ в других есть процесс формирования (конструирования) таких идеальных свойств и качеств как цели, ценностные ориентации, убеждения, мотивы, нравственность (морально-этические регуляторы), духовность.

Здесь уместно процитировать снова слова Г. Лебона о роли индивидуальности великих людей в развитии человечества. «Этот небольшой отбор выдающихся людей, которым обладает цивилизованный народ и которых достаточно было бы уничтожить в каждом поколении, чтобы немедленно вычеркнуть этот народ из списка цивилизованных наций, составляет истинное воплощение сил народа. Им и им только одним мы обязаны прогрессом, сделанным в науках, искусствах, промышленности, одним словом, во всех отраслях цивилизации. … Они не появляются ни случайно, ни чудом, но представляют собой венец долгого прошлого, как бы концентрируя в себе величие своего времени и своей нации.» [17, с.124–125].

Итак, с позиции рассмотрения ИИ как системы в отношениях с этническим миром, допускаем ее определение в качестве этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (этноиндивидуальная форма). Понятие этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ в данном аспекте выражается в том, что сфера процессов, зарождающихся в теле ИИ как самостоятельной системы, получают свое развитие в ее подсистеме – объектах этнического мира. Актуализация этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ осуществляется благодаря этническим смыслам, являющимся центральным фактором в рамках внутренней каузальной детерминации в пространстве отдельных уровней индивидуальных свойств и внутренней телеологической детерминации в аспекте их опосредующей роли в детерминации разноуровневых связей ИИ и формировании этноиндивидуальных свойств, характеризующих ее во взаимоотношениях с этническим миром. Этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, направленная к полюсу объектов-субъектов этнического мира, воплощается в них, конструирует и выстраивает материальные и идеальные их модели по логике собственного бытия, обретая при этом субъектный способ своего существования [15, 33, 34].

5. Этническая индивидуальность как метаиндивидуальная форма

Метаиндивидуальный мир в концепции Л. Я. Дорфмана [12] рассматривается как специфическая область взаимодействий индивидуальности со своим миром, который непосредственно влияет на индивидуальность и который, в свою очередь, испытывают на себе влияние индивидуальности. Своеобразие этих взаимодействий обусловливается двойственностью качественной определенности и индивидуальности, и мира: в отношениях между собой они выступают одновременно как независимые системы и как подсистемы по отношению друг к другу (там же, с. 120). ИИ и ее мир направлены навстречу друг к другу. Поэтому они не только самостоятельны и независимы, но в то же время характеризуются взаимообусловленностью, взаимопроникновением, способностью изменять другого и изменяться самим под влиянием его.

Согласно сказанному, допускаем, что в пространстве метаиндивидуального мира – полисистемы, складывающейся из двоякого рода взаимодействующих между собой систем/подсистем, первой из которых является этнический мир, второй – собственно ИИ, обретает свою актуализацию ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. В качестве источников как внешней, так и внутренней детерминации выступают метаиндивидуальные свойства (объект-субъектные этнические значения и смыслы). Метаиндивидуальные свойства в функционально-структурном смысле в контексте взаимодействия ИИ с этническим миром рассматриваются в аспекте их участия в процессах внутренней и внешней детерминации, инициации внутренне и внешне обусловленной активности ИИ, осуществления субъективации и объективации ИИ, реализованных в метаиндивидуальном мире [15]. Стало быть, ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ формируется в интегральное целое, во-первых, посредством внешней детерминации этническими значениями объектов мира, в результате которой образуются этнотипические свойства, во-вторых, посредством внутренней детерминации этническими смыслами, опосредующая роль которых приводит к специфической интеграции разноуровневых индивидуальных свойств, формированию в ее структуре этноиндивидуальных свойств. ЭТНИЧЕСКУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ в структурном плане можно рассматривать как единство этнотипических и этноиндивидуальных свойств, внешне и внутренне обусловленных активностей, а также субъективируемых ею этнических значений и объективируемых ею этнических смыслов. Процессы взаимопереходов и взаимопроникновений ЭТНИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ и этнического мира в полисистемном метаиндивидуальном пространстве обеспечивают ее различными способами существования (см. табл. 1).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Полисистемное исследование индивидуальности человека"

Книги похожие на "Полисистемное исследование индивидуальности человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека"

Отзывы читателей о книге "Полисистемное исследование индивидуальности человека", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. С большим интересом прочла статьи в книге "Полисистемное исследование индивидуальности человека". Четко и точно определена методология полисистемного подхода, освещены основные теории метаиндивидуальности личности. Логично выстроена композиция книги, что позволяет показать широкий спектр полисистемного подхода в различных исследованиях авторов. Следует отметить высокий научный уровень и практическую значимость данной публикации.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.