Юрий Андреев - Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: Теория и судебная практика
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: Теория и судебная практика"
Описание и краткое содержание "Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: Теория и судебная практика" читать бесплатно онлайн.
В работе исследуются актуальные проблемы гражданско-правовой ответственности государства за незаконные действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов, их должностных лиц, причинившие имущественный и моральный вред гражданам и юридическим лицам.
Автором проанализирована ответственность государства в рамках ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей имущественную ответственность публично-правовых образований за незаконные действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов, их должностных лиц, включая издание незаконных правовых актов; исследованы правовые основания и порядок привлечения государства к имущественной ответственности за причинение вреда в сфере правоохранительной деятельности и правосудия; компенсация морального вреда, причиненного гражданам – реабилитированным лицам в результате их незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, подписки о невыезде, административного наказания в виде административного ареста, приостановления деятельности (ст. 1070 ГК РФ).
Исследование содержит большую правоприменительную практику судов Воронежской области, Верховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека относительно защиты имущественных и личных неимущественных прав реабилитированных граждан России.
Предлагаемое научно-практическое издание предназначено для преподавателей и студентов юридических специальностей, федеральных и мировых судей, прокурорско-следственных работников и адвокатов, рекомендуется всем читателям, интересующимся юриспруденцией и проблемами ответственности государства за причиненный гражданам вред.
Современная ст. 52 Конституции РФ провозглашает, что права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает таким потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 53 Конституции РФ предоставляет каждому гражданину Российской Федерации право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Как уже отмечалось ранее, к числу органов государственной власти (государственным органам) относятся и правоохранительные органы,[122] суды.[123]
Возмещение вреда, вызванного незаконным привлечением к уголовной ответственности (осуждением), тесно связано с реабилитацией. Согласно ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ,[124] право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Институт реабилитации жертв незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, в Российской Федерации имеет давнюю историю. Как известно, процесс реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям в массовом порядке (включая судебный и внесудебный), активно начался в 1953 году. Следующий этап реабилитации относится к 80-м годам минувшего столетия.
18 мая 1981 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»[125] (далее – Указ), утвердивший Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда[126] (далее – Положение), а также Инструкцию по применению этого Положения, утвержденную Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР, Министерством финансов СССР 2 марта 1982 г.[127] (далее – Инструкция). Положение и Инструкция впервые (наряду с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.) установили гражданско-правовую ответственность публично-правовых образований за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда. В настоящее время они действуют в части, не противоречащей новому российскому гражданскому законодательству.[128] Эти правовые акты предусматривали достаточно сложную и громоздкую досудебную процедуру возмещения ущерба гражданину, а в случае его смерти – его наследникам. В итоге зачастую получалось, что даже основательно изучивший соответствующие нормативные акты не мог в полной мере реализовать свое право на возмещение ущерба в случае незаконных действий правоохранительных органов, не знал точно, какой орган осуществляет указанное возмещение.
В то же время в действовавшем ранее ГПК РСФСР прямо указывалось на то, что иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, могли быть предъявлены по выбору истца (по месту нахождения ответчика или по месту своего жительства) (ст. 118).
Постановлением Политбюро ЦК КПСС от 11 июля 1988 г. «О дополнительных мерах по завершению работы, связанной с реабилитацией необоснованно репрессированных в 30—40-е годы и начале 50-х годов» было поручено Прокуратуре СССР и КГБ СССР дать указание местным органам продолжить работу по пересмотру дел в отношении лиц, репрессированных в названные годы, независимо от наличия заявлений и жалоб граждан. 16 января 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в соответствии с которым были отменены внесудебные решения, вынесенные в 30—40-е годы тройками НКВД, УНКВД, коллегиями ОГПУ, особыми совещаниями. 18 октября 1991 г. был принят Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»,[129] значение которого трудно переоценить для судеб тысяч пострадавших российских граждан. В то же время следует заметить, что названный закон предусматривает особый (публично-правовой) порядок возмещения вреда, причем определенному кругу лиц – жертвам политических репрессий.
Предлагаемое же исследование посвящено гражданско-правовым аспектам проблем возмещения имущественного и неимущественного вреда лицам, незаконно привлеченным к уголовной ответственности в последние десятилетия в период действия новых Гражданского кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного осуждения, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (ч. 1 ст. 1070 ГК).[130]
Привлечение к уголовной ответственности представляет собой длительный процесс уголовного преследования (процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершения преступления, начинаемый от момента возбуждения уголовного дела и заканчиваемый направлением уголовного дела в суд, который, вынося в отношении виновного правонарушителя обвинительный приговор в установленном законом порядке, назначает меры государственного принуждения (наказание), предусмотренные Уголовным кодексом РФ за совершенное преступление (преступления), указанное этим законом.
Уголовно-правовая ответственность (как, впрочем, и гражданско-правовая) тесно связана с государственным принуждением, с обязанностью претерпевать привлекаемым к такой ответственности лицом лишения, отрицательные последствия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, направленные на изобличение (выявление) виновного, на передачу его суду для назначения законного, обоснованного и справедливого наказания, на охрану прав и законных интересов человека (гражданина), собственности, общественного порядка, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств, предупреждение других преступлений.
Как указано в ст. 20, 21 УПК РФ, в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело публичного, частно-публичного характера (обвинения). В дальнейшем дознание, предварительное следствие по возбужденному уголовному делу происходит в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации путем осуществления уголовно-процессуальных действий, применения мер процессуального принуждения в отношении участников уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший, свидетель, обвинитель, защитник и т. д.) на основе неуклонного соблюдения их конституционных прав и обязанностей, установленной законом процедуры привлечения виновных к уголовной ответственности.
На данном этапе привлечения к уголовной ответственности (с момента возбуждения уголовного дела и до поступления уголовного дела в суд с обвинительным заключением) возможны незаконные действия (бездействие) со стороны должностных лиц, наделенных государством полномочиями по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности. Эти действия (постановления, следственные акты) могут быть обжалованы в установленном законом порядке и признаны незаконными, необоснованными,[131] что дает заинтересованным лицам правовую возможность обращения в суд с требованием о возмещении (компенсации) вреда (имущественного, неимущественного), причиненного этими действиями, актами, с помощью средств и способов гражданско-правового характера на основе норм гражданского законодательства.
Чтобы правильно (квалифицированно) рассматривать дела, связанные с возмещением ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) правоохранительных органов, судов, необходимо очень хорошо знать нормы уголовно-процессуального права, в особенности нормы гл. 18 «Реабилитация» УПК РФ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: Теория и судебная практика"
Книги похожие на "Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: Теория и судебная практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Андреев - Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: Теория и судебная практика"
Отзывы читателей о книге "Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: Теория и судебная практика", комментарии и мнения людей о произведении.