» » » Виталий Еремин - Отчаянная педагогика: организация работы с подростками


Авторские права

Виталий Еремин - Отчаянная педагогика: организация работы с подростками

Здесь можно купить и скачать "Виталий Еремин - Отчаянная педагогика: организация работы с подростками" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Еремин - Отчаянная педагогика: организация работы с подростками
Рейтинг:
Название:
Отчаянная педагогика: организация работы с подростками
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-691-01806-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отчаянная педагогика: организация работы с подростками"

Описание и краткое содержание "Отчаянная педагогика: организация работы с подростками" читать бесплатно онлайн.



Эта книга – руководство к действию для тех, кому небезразлично, какими людьми вырастут наши дети, кто хочет и может работать с ними по месту жительства.






Если подросток не соответствует каким-то требованиям уличной компании, он может много чего натворить, только бы доказать, что он в доску свой. А если не удастся доказать, может даже свести счеты с жизнью. Компания для него – все равно, что воздух. А к родителям отношение больше потребительское – накормили, одели-обули, даже спасибо не скажет.


Может быть, не стоит преувеличивать дурного влияния улицы? Простой пример. В одном дворе живут десятка два сверстников. 18 из них вырастают вполне нормальными людьми, а двое (иногда больше) уходят в криминал. Почему?


Тех двоих могут увести в криминал не только плохие ребята. Они могут уйти сами. Достаточно под влиянием каких-то фильмов или книг подхватить «инфекцию мозга» – сотворить себе кумира в образе лихого налетчика, крутого братка или «крестного отца». Этого достаточно, чтобы подросток покатился сам. Улица в этом случае – место объединения с себе подобными, обсуждения криминальных затей и их почти немедленное осуществление.


О чем ты думаешь, глядя на уличных ребят?


Сегодня одни родители борются за кусок хлеба, другие – за то, чтобы удержаться на более или менее приличном уровне жизни. Едва справляется с этой «гонкой по вертикали» и часть среднего класса.

Почти все уличные подростки вроде бы семейные, и в то же время безнадзорные. Это явление времени названо сегодня «социальным сиротством».

Постоянный стресс, в котором пребывают родители, передается детям и делает обстановку в семье невыносимой. Отчасти отсюда усилившаяся тяга подростков к спиртному, наркотикам, склонность к суициду. Число детей, изымаемых из неблагополучных семей, растет ежегодно на 3 тысячи.

Одна из причин неуправляемости современных подростков – ранняя половая жизнь. В больших городах уже не так постыден гомосексуализм, а употребление наркотиков сегодня модно и престижно, даже в малых городах. Местная власть как бы не хочет замечать это явление, но оно обнаруживается очень просто. Достаточно провести анонимный опрос подростков. До 80 % из них точно знают, где можно купить наркотик и по какой цене.

Сегодня подростки начинают совершать преступления намного раньше, чем 15 лет назад, в возрасте 7–9 лет. Число убийств, совершенных несовершеннолетними, только за последние три года увеличилось на 18,5 %. Нанесение тяжких телесных повреждений – на 27 %. На 18 % выросло количество девочек-преступниц. Ежегодно несовершеннолетними или при их участии совершается 300 тысяч преступлений и 700 тысяч административных правонарушений. По оценкам специалистов, подростки составляют сегодня самую криминальную часть общества.


Нельзя сказать, что раньше по месту жительства детьми вообще не занимались. Были дворовые клубы, педагоги-организаторы. Какую нишу должна была занять твоя организация?


В дворовых клубах занимались только дети младшего школьного возраста. Педагоги-организаторы боялись уличных ребят, даже на порог не пускали. Внесут в клуб свои уличные порядки, потом хлопот не оберешься. Надо признать, обоснованно боялись. Иными словами, дворовая педагогика существовала в своей скорлупе.

Мне это никак не подходило. Если мне поручили оздоровить всю уличную среду микрорайона, значит, обязан заниматься как раз теми ребятами, которые обходили клубы стороной. А это должна быть совсем другая педагогика. По совокупности приемов я назвал ее уличной педагогикой. Потому, что наша организация никогда не жила своей изолированной внутренней жизнью. Напротив, вся ее деятельность была направлена вовне. Созданная из отдельных уличных групп, она и впоследствии пополнялась в основном за счет подростков, склонных к уличной жизни. Подростки, занятые искусством, спортом и т. д., к нам, как правило, не шли, хотя были и такие. Но мы сейчас говорим о плохих, а не о хороших ребятах.


Что ты подразумеваешь под деятельностью, направленной вовне?


Подробно об этом будет сказано ниже. А если коротко, это деятельность, направленная на то, чтобы в зоне влияния организации не создавалось никаких сколько-нибудь устойчивых уличных групп, тем более предкриминальной или криминальной направленности.


Макаренко утверждал, что о ценности метода нужно судить по результатам работы. У тебя были какие-то свои критерии оценки результатов?


По приблизительным подсчетам, за 8 лет через организацию прошло около двух тысяч подростков. В опасном состоянии личности (на грани судимости) находились не меньше 200, т. е. каждый десятый. По критериям тех, кто проверял мою работу, этого было мало. Наверное, если не учитывать тех, кто находился под влиянием этих 200, а их было примерно 600, т. е. каждый третий. Но за 8 лет ни один не попал на скамью подсудимых!

Не мешало бы учесть и другие результаты. «Те, у кого не было настоящего детства, страдают от этого всю жизнь», – писал польский педагог Я. Корчак. А что такое отсутствие настоящего детства? Не только бедность, скверные родители, сиротство и т. п. Это еще, когда нечего вспомнить. Вот уж чего не скажешь о наших ребятах. Имея уже внуков, они до сих пор собираются ежегодно, дружат семьями: им есть что вспомнить.


Как ты занялся этой работой?


Мне было уже 25 лет, но я никак не мог найти себя, перебирал профессии. Написал повесть, как теперь понимаю, очень слабую. Но членам местного литобъединения она почему-то понравилась. Ее прочел первый секретарь Павлодарского обкома комсомола Сергей Литвиненко, вызвал к себе, начал выяснять, чем дышу. Я был, мягко говоря, невысокого мнения о комсомоле. И в прошлом далеко не пай-мальчик. Как ни странно это ему понравилось. Как потом выяснилось, он сам был не в восторге от комсомола, в котором занимал не последнее место. В юности даже водился со шпаной. В общем, мы нашли общий язык, и Сергей предложил мне заняться подростками, которых в те годы называли «трудными».

Такого рода работа (шел 1966 год) только входила в моду. Павлодарцы решили не отставать. Комсомольцы-энтузиасты собрали в военно-спортивном лагере 70 «трудных» подростков, пытались наставить их на путь истинный. 24 дня спали по 4 часа в сутки. Но одно ЧП за другим: драки, кражи, побеги. Только последняя неделя прошла спокойно. Вернулись энтузиасты в город и поняли, что все насмарку: фамилии «трудных» снова замелькали в сводках происшествий. Вот Литвиненко и решил, что заниматься «трудными» надо не 24 дня, а круглый год.

По образованию он был физик-ядерщик, а по призванию – организатор, вожак. Стал командиром первого в истории нашей страны студенческого строительного отряда. Потом – первым секретарем Павлодарского обкома комсомола. На этой должности можно было проявлять инициативу. Он и меня настраивал: старайся работать нестандартно, не бойся забегать вперед комсомола, даже если ошибешься, я тебя прикрою.


Тех, кто занимался в 60–70-е годы прошлого века подростками, называли ребячьими комиссарами. Есть ли такого типа люди сейчас? Ты был одним из них. Можешь и о себе сказать, как о постороннем человеке.


Те, кто думает, что раньше таких людей было много, идеализирует прошлое. На весь Советский Союз ребячьи комиссары (не будем закавычивать и этот термин) были наперечет. Мне иногда говорят, что сейчас таких людей вообще нет. Не уверен: эта особая порода людей была, есть и будет.

Уверен также, что хотя бы одного такого человека при желании можно найти в любом большом или малом городе. Местная власть должна находить таких людей, если хочет спасти подростков от наркомании и преступной жизни. Ребячий комиссар нужен местной власти именно в этом качестве – как спасатель.

Если по улицам города не проходит колонна подростков с рюкзаками или в парадной форме, если вы не видите подростков, которые метут улицы, красят заборы, озеленяют скверы, следят за порядком в местах отдыха, в этом городе нет воспитания.

Теперь конкретно о качествах ребячьего комиссара. Он должен быть энтузиастом-бессребреником, фанатиком своего дела и хорошим «доставалой». Раньше что-то просили у шефов, сегодня придется идти на поклон к предпринимателям.

Это должен быть парень, лет 23–25, холостой, не обязательно с педагогическим образованием, но с характером лидера, способный стать для подростков «отцом-командиром» и проработать без выходных, праздничных дней и отпусков лет шесть-восемь. Это предел, потому что работа требует очень большого напряжения сил. Восьми лет вполне достаточно еще и потому, что дальше человек начинает чувствовать свой возраст, дистанция между ним и ребятами увеличивается, возникают отношения «воспитатель – воспитанники». А это нежелательно. Воспитание в уличной педагогике должно быть, образно говоря, без цвета и запаха.


Дальше мы будем говорить о методах твоей работы. У многих наверняка возникнет сомнение: насколько применимы они сегодня. Подросток стал другим.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отчаянная педагогика: организация работы с подростками"

Книги похожие на "Отчаянная педагогика: организация работы с подростками" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Еремин

Виталий Еремин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Еремин - Отчаянная педагогика: организация работы с подростками"

Отзывы читателей о книге "Отчаянная педагогика: организация работы с подростками", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.