» » » Коллектив авторов - Детская логопсихология


Авторские права

Коллектив авторов - Детская логопсихология

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Детская логопсихология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Детская логопсихология
Рейтинг:
Название:
Детская логопсихология
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-691-02116-9, 978-5-691-02124-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Детская логопсихология"

Описание и краткое содержание "Детская логопсихология" читать бесплатно онлайн.



Учебник представляет теоретические и практические аспекты детской логопсихологии. Даются характеристики особенностей психического развития детей с разными речевыми нарушениями (ФФН, ОНР, просодическими нарушениями). Раскрываются возможности оказания таким детям многоплановой психокоррекционной и коррекционно-педагогической помощи. Учебник ориентирован на оказание помощи будущим специалистам (студентам, бакалаврам, магистрам) и практикующим работникам, осуществляющим работу с детьми, имеющими нарушения речи.

Электронное приложение к учебнику содержит методические рекомендации к изучению курса и написанию курсовых работ по предмету, рабочую программу учебной дисциплины, интерактивные задания для самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы, а также богатый перечень практических материалов, которые могут быть использованы при организации психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Учебник адресован студентам высших и средних педагогических учебных заведений и будет полезно практическим работникам общеобразовательных и дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.






Фенограмматический подэтап — организован по линейному принципу и предполагает осуществление: а) распределения семантических признаков от одной кодовой единицы к нескольким; б) линейное распределение кодовых единиц в высказывании. Синтаксическое прогнозирование — этот подэтап включается почти одновременно с предыдущим и предполагает лексико-грамматическое оформление высказывания. Линейно все компоненты получают полную языковую характеристику (место в общей синтаксической схеме высказывания, морфологические, грамматические, акустико-артикуляционные (или графические) признаки). Выбор грамматических обязательств подчинён синтаксической схеме. Выбор слова зависит от его ассоциативно-семантической характеристики, звукового облика и субъектной ее вероятностности. Синтаксический контроль — сличение, контроль, соотнесение построенного прогноза с контекстом и ситуацией с целью выявления несоответствий.

Следующий этап реализации связан с воплощением моторной программы. Его особенностью является включённость высказывания в ситуацию живого общения и передачи информации, а также вхождение в состав высказывания цепи взаимно связанных предложений.

Таким образом, в речевой деятельности, как и в других видах деятельности, есть мотив (он её порождает), цель (которой подчиняются), задача (если цель в определённых условиях), действия, операции (выполняют эти действия). Кроме того должна быть оперативная память достаточного объёма, сложная система стратегий (для выбора существенного смысла, торможения побочных ассоциаций и отбора соответствующих задаче речевых формулировок), т. е. должен быть контроль за протеканием компонентов высказывания и выбор нужных компонентов.

Второй значимой для психолингвистики проблемой является проблема восприятия речи, которая как и порождение, имеет уровневый характер и фазную структуру и является сложной перцептивной, мыслительной и мнемонической деятельностью. В современной психолингвистике существует несколько подходов к проблеме восприятия речи. Наиболее значимыми, по мнению отечественных психолингвистов, являются три теории восприятия речи: акустическая, артикуляторная теории и теория анализа через синтез. Все исследователи, считая процесс восприятия уровневым, характеризуют его как процесс восхождения от нижнего сенсорного элементарного уровня к высшему понятийному целостному.

Общая схема сенсорно-перцептив ной обработки речевого сигнала в процессе смыслового восприятия включает в себя два уровня – сенсорный (нижний уровень) и перцептивный (высший уровень) (Н. И. Жинкин). На сенсорном уровне происходит аналитическое разложение синтетического акустического образа с последующим переходом с акустического кода на код нервных импульсов (операция различения); осуществляется выделение и удержание признаков в слуховой памяти на время, необходимое для принятия решения о фразе (операции удержания, сопоставления и накопления элементов). Перцептивный уровень начинается с первичного синтеза слова, основанного на операции различения (выделения речевых формант). Значение речевого слухового гнозиса и фонематического слуха важно для успешности восприятия речи на слух, понимая под первым функцию, обеспечивающую различение на слух звуковых стимулов громкой речи, а под вторым – основной языковой механизм, обеспечивающий декодирование фонем как смыслоразличительных единиц языка. Фонематический слух принадлежит к мышлению, обрабатывающему акустическую информацию, полученную на уровне речевого слухового гнозиса. Основанная на речевом слуховом гнозисе и фонематическом слухе операция различения обеспечивает узнавание и полный синтез слова. Слово приобретает категориальные, опознавательные и индивидуальные признаки. Затем происходит переход на код «определённого означенного словесного субстрата», что предваряет фразовый синтез слов в систему сообщения, осуществляемый на основе использования правил логики и грамматики. После этого следует вторичная аналитико-синтетическая обработка всего сообщения (фразы) с целью определения полного и точного конкретного смысла. Завершается смысловое восприятие пониманием мысли и удержанием её через какой-либо заменитель – происходит замещение фразового словесного комплекса целым, мыслью. В итоге осуществляется переход на натуральный, внутренний код (Т. Г. Визель).

Психологическая схема смыслового восприятия, по мнению И. А. Зимней, должна выглядеть как система с тремя уровнями. Побуждающий уровень объединяет ситуативно-контекстуальную сигнальную (стимульную) информацию и мотивационную сферу. Формирующий уровень функциональной схемы смыслового восприятия содержит четыре взаимосвязанные и взаимовключающиеся фазы: 1) смыслового прогнозирования; 2) вербального сличения; 3) установления смысловых связей (а) между словами и (б) между смысловыми звеньями и 4) смыслоформулирования. Реализующий уровень на основе установленного общего смысла воспринятого формирует замысел ответного речевого действия.

В целом в структуре речевой деятельности могут быть выделены общефункциональные и специфические механизмы, обеспечивающие её формирование и функционирование. Общефункциональные механизмы представлены когнитивными элементами, которые обеспечивают усвоение и применение семантических единиц языка и формально-языковых средств (лексического и категориального значения слова, предметно – синтаксического значения морфем, синтаксических значений отношения и т. д.). Специфические речевые механизмы представлены процессами производства и восприятия речи и обеспечивают прием речевых сигналов и их внутреннее перекодирование, а также перешифровку смыслового содержания будущего высказывания в систему языковых знаков и их моторную реализацию. В работах Н. И. Жинкина и И. А. Зимней психологические механизмы речи включают механизм осмысления, механизмы мнемической организации речевой деятельности, механизм упреждающего анализа и синтеза речи (вероятностного прогнизирования).

Одним из центральных в психолингвистической теории является понятие языковой способности. Языковая способность это совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива (А. А. Леонтьев). Существует две точки зрения на природу языковой способности: 1) врождённая, передаваемая человеку генетически; 2) прижизненно формирующийся механизм, находящийся в зависимости от влияния социальных факторов. Современный взгляд на проблему соотношения социального и биологического в природе языковой (речевой) способности предполагает как некую физиологическую основу речевой деятельности, так и обязательное наличие практической, социальной и неязыковой по характеру деятельности.

Биологический фактор предполагает учёт таких показателей как сохранность или повреждённость мозговых структур, особенности их функционального состояния и последовательность созревания в ходе онтогенеза, тип функциональной межполушарной асимметрии, пол ребёнка, наличие или отсутствие сенсорной депривации и доминирующая стратегия освоения языка (синтетическая и аналитическая).

Социальный фактор включает в себя такие компоненты как речевая среда со всей совокупностью речевой продукции, слышимой ребёнком (речевой инпут); наличие или отсутствие социальной депривации; возраст коммуникаторов и их количество; преобладающий характер общения (по вертикали (с взрослыми) или по горизонтали (с детьми)); особенности речевого поведения матери или лица, осуществляющего уход за ребёнком (императивный или директивный стиль общения). Исследователями отмечается, что чем богаче речевая среда, чем больше и эмоциональнее общаются с ребёнком взрослые, тем благоприятнее условия речевого развития. Огромное значение в освоении языковых единиц, правил их конструирования и употребления имеет речевой опыт ребёнка и речь взрослых. Следует отметить, что «язык нянь», косвенные речевые акты и вопросы взрослого, а также совместная предметная деятельность являются необходимыми условиями развития речи на ранних стадиях онтогенеза (подробному анализу и описанию данные условия подвергнуты в работе С. Н. Цейтлин).

Этапы онтогенеза речевой деятельности, определяют пути от предметной деятельности к появлению коммуникативного намерения, его структурирование и оформление являются универсальными для всех детей, независимо от того, какой национальный язык осваивается ребёнком. Выделяют довербальный и вербальный этапы речевого развития. Довербальный этап овладения языком (с 0 до 9–12 месяцев) является чрезвычайно важным для становления кодифицированной языковой системы. На этом этапе при помощи устных и кинетических средств ребенок осуществляет коммуникацию, с их помощью он добивается удовлетворения своих биологических и социальных потребностей. Он учится выражать смыслы, устанавливать связи между устными и кинетическими средствами коммуникации (как внутри их, так и между ними). Докодифицированные, довербальные средства коммуникации есть база для формирования устного кодифицированного языка (И. Н. Горелов). В этот период формируются предпосылки и истоки дальнейшего речевого развития ребёнка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Детская логопсихология"

Книги похожие на "Детская логопсихология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Детская логопсихология"

Отзывы читателей о книге "Детская логопсихология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.