» » » Коллектив авторов - Детская логопсихология


Авторские права

Коллектив авторов - Детская логопсихология

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Детская логопсихология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Детская логопсихология
Рейтинг:
Название:
Детская логопсихология
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-691-02116-9, 978-5-691-02124-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Детская логопсихология"

Описание и краткое содержание "Детская логопсихология" читать бесплатно онлайн.



Учебник представляет теоретические и практические аспекты детской логопсихологии. Даются характеристики особенностей психического развития детей с разными речевыми нарушениями (ФФН, ОНР, просодическими нарушениями). Раскрываются возможности оказания таким детям многоплановой психокоррекционной и коррекционно-педагогической помощи. Учебник ориентирован на оказание помощи будущим специалистам (студентам, бакалаврам, магистрам) и практикующим работникам, осуществляющим работу с детьми, имеющими нарушения речи.

Электронное приложение к учебнику содержит методические рекомендации к изучению курса и написанию курсовых работ по предмету, рабочую программу учебной дисциплины, интерактивные задания для самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы, а также богатый перечень практических материалов, которые могут быть использованы при организации психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Учебник адресован студентам высших и средних педагогических учебных заведений и будет полезно практическим работникам общеобразовательных и дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.






Систематическое изучение психического развития детей с нарушениями речи, накопление фактического материала психологических исследований, общие тенденции выделения новых разделов дефектологии и одновременное усиление междисциплинарных связей, возникновение социального заказа на оказание психологической помощи детям с речевыми расстройствами, связанное с изменением отношения общества к значимости преодоления речевых нарушений и их последствий в дошкольном возрасте обусловили объективную необходимость выделения детской логопсихологии в самостоятельный раздел науки.

Выделяются два основных этапа развития логопсихологии: теоретический и прикладной (Т. Н. Волковская).

На теоретическом этапе осуществлялось накоплении научных фактов в области психологии детей с нарушением речи через изучение различных аспектов их психического развития и выявления различных типов закономерностей. Период этот достаточно длительный, объединяет различные подходы и направления изучения психологических особенностей этих детей, его начало датируется концом XIX – началом XX вв. Научные интересы исследователей того времени были ориентированы на изучение познавательной деятельности (преимущественно в аспекте связи речи и мышления) детей с тяжёлой речевой патологией. Научные исследования в период до 30-х гг. ХХ в. имеют преимущественно описательный характер без выявления внутренних закономерностей речевых нарушений. В соответствии с занимаемыми теоретическими позициями в данном вопросе, представления о причинно-следственных взаимосвязях между когнитивными и речевыми нарушениями могут быть разделены на три группы:

1. Речевые расстройства находятся в непосредственной зависимости от дефектов интеллектуальной сферы, и именно умственное недоразвитие определяет нарушение в развитии речи (А. Куссмауль, П. Мари, М. В. Богданов-Березовский).

2. Причинная зависимость между расстройствами речи и мышления не существует, поскольку и в том и в другом случае главной причиной является нарушение интегративной деятельности мозга (К. Гольдштейн, Х. Хэд).

3. Расстройства мышления непосредственно обусловлены речевыми дефектами (А. Пик, Ф. Лотмар, Г. Я. Трошин).

В 1930-е г. в отечественной психологии и дефектологии формируются новые представления о происхождении и строении высших психических функций человека. Методологической основой научных исследований становится культурно-историческая теория психического развития Л. С. Выготского, согласно которой высшие формы психической деятельности имеют социально обусловленную природу, прижизненно формируются, опосредованы системным строением и речью.

Идеи Л. С. Выготского получили теоретическое развитие в рамках системного подхода к изучению речевых и психических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи в научной концепции Р. Е. Левиной, которая показала, что первичный дефект (акустический, зрительно-пространственный, мотивационный) закономерно определяет особенности не только речевых нарушений, но и характер задержки в развитии познавательной сферы ребёнка. Благодаря работам Р. Е. Левиной к началу 70-х гг. XX века становится очевидной актуальность теоретических и практических разработок психологической направленности в отношении детей с речевой патологией, так как без глубокого знания их психологических особенностей, компенсаторных возможностей высших психических функций невозможно создание эффективных средств обучения и воспитания.

В период с 1940 по 1960 годы предметом изучения отечественной логопедии становится широкое многообразие проявлений нарушений речевого развития, актуальными становятся исследования психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности (Г. В. Чиркина). Это позволило преодолеть разрыв между рассмотрением речи как единства с взаимосвязанными и взаимно обусловливающими друг друга частями и симптоматическим подходом к коррекции речевых нарушений.

В 60–70-е годы психолингвистика оформилась как самостоятельное научное направление, что существенно повлияло на развитие логопедии и предопределило выделение логопсихологии в самостоятельную науку.

В период с 1970 по 1980 гг. происходит интенсивное накопление новых сведений о состоянии речевой деятельности детей с нарушениями речи. Исследования этого периода в качестве методологических опираются на принципы психолингвистического и когнитивно-психологического анализа речи с учётом структурного, функционального и когнитивного аспектов речевого процесса.

В 80–90-е гг. ХХ века отмечается активизация научных исследований в области психологического изучения детей с системной речевой патологией. Однако, внимание исследователей сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности, в частности состояния высших психических функций в структуре речевого дефекта.

В дальнейшем логопсихология выделяется в самостоятельную науку и в центре её внимания находится ряд проблем: особенности мышления, восприятия, внимания, памяти, а также личности и межличностных отношений детей с нарушениями речи. Целенаправленно ставятся и решаются вопросы, связанные с изучением психического развития детей с патологией речи (А. П. Воронова; О. Р. Даниленкова; В. А. Ковшиков; Е. В. Кириллова; Р. И. Лалаева, А. Гермаковска; Е. М. Мастюкова; Л. И. Переслени, Т. А. Фотекова; Л. С. Цветкова и др.).

Этот период стал ключевым для развития детской логопсихологии и связан с началом становления прикладного направления науки. Ориентация на социокультурную адаптацию и социокультурную интеграцию (О. А. Денисова) определила приоритеты актуальной для дефектологии проблематики и, в том числе, логопсихологических исследований социальной приспособленности индивида в его взаимодействии и общении с окружающими. С конца 90-х гг. XX века, отмечается активизация научного интереса к исследованию различных сторон коммуникативного процесса при речевой патологии. Предметом изучения становятся социально-психологические аспекты процесса общения, где коммуникативная недостаточность рассматривается в системе личностных взаимоотношений. В связи с разработкой проблемы недоразвития коммуникативно-речевой деятельности детей с патологией речи после 2000 г. в профессиональный обиход устойчиво входит понятие «коммуникативное поведение», которое определяется как совокупность социальных норм общения и рассматривается с двух позиций – вербальное и невербальное коммуникативное поведение (Т. Н. Волковская, О. Е. Грибова, О. Е. Громова, О. Л. Леханова и др.). С этого периода исследования ведутся в психологической плоскости и характеризуются личностно-ориентированной направленностью предмета изучения.

Современная детская логопсихология – интенсивно развивающаяся наука, ориентированна на определение психологической сущности речевых нарушений и путей психологической помощи детям с нарушениями речи. Продуктивность и перспективность логопсихологического подхода к изучению проблем патологии речи, значимость изучения зависимости изменений личности и общения у детей с нарушениями речи бесспорны в связи с тем, что в центре внимания современной дефектологии находится не нарушение как таковое, а личность ребёнка, его потребности и интересы, способности и возможности. Смещение смыслового центра специального образования в сторону личностного и социального развития обуславливает потребность всестороннего изучения психологических особенностей детей с недостатками развития с целью разработки различных аспектов психологической помощи таким детям.

В современной детской логопсихологии могут быть выделены проблемы, решение которых является актуальным:

1. Разработки единой психологической классификационной системы.

2. Ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений, в том числе диагностика степени сформированности психологических предпосылок речи и поиск условий их формирования.

3. Комплексная диагностика, развитие и формирование у детей с патологией речи языковой способности, речевой и языковой компетенции.

4. Диагностика, коррекция и профилактика нарушений личности и общения детей с патологией речи в условиях специального и инклюзивного образования.

Данные вопросы решаются с позиций системного анализа психики, основанных на представлениях о взаимоотношениях между первичным и вторичным дефектом, а также о межфункциональных взаимодействиях в процессе аномального системогенеза, сформулированного Л. С. Выготским.


Вопросы и задания:

1. Ознакомьтесь с приведёнными в электронном приложении глоссарием, выделите основные понятиями детской логопсихологии (см. Электронное приложение).

2. Заполните пропуски в определениях, приведённых в электронном приложении (см. Электронное приложение 1.4.1.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Детская логопсихология"

Книги похожие на "Детская логопсихология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Детская логопсихология"

Отзывы читателей о книге "Детская логопсихология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.