» » » » Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси


Авторские права

Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси

Здесь можно купить и скачать "Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси
Рейтинг:
Название:
История философской мысли Беларуси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-985-06-2493-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История философской мысли Беларуси"

Описание и краткое содержание "История философской мысли Беларуси" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются основные этапы развития белорусской философской мысли, анализируются ее особенности в различные исторические эпохи, очерчиваются задачи и перспективы в становлении национального самосознания и формировании гражданско-патриотического мировоззрения молодого поколения. Практическая значимость философии как неотьемлемого компонента национальной культуры раскрывается в контексте синергийных процессов социокультурной динамики современного белорусского общества.

Адресуется студентам и магистрантам учреждений высшего образования по гуманитарным специальностям.






1.3. Белорусская социальная и духовная синергия в XIII – первой половине XVII в.

Белорусский этнос XIII–XVII вв.

Средние века (XIII–XIV) – время начала собственно белорусской истории, т. е. формирования белорусского этноса и государственности. Данный процесс в существенной мере был инициирован новыми внешними вызовами – агрессией с юга (татары) и севера (крестоносцы). В такой ситуации естественным оказалось смещение географической «точки роста» молодого этноса в центральную часть его расселения – принеманский ареал. Административным центром края становится Новогрудок. По приглашению местных бояр княжеский трон занял Миндовг. «У 1251 г. князь быў ахрышчаны паводле каталіцкага абраду, а ў 1253 каранаваўся ў Наваградку каралеўскай каронай, прысланай ад імя папы Інакенція IV»[35]. Параллельно с ростом «старых» городов возникали новые: Лида, Слоним, Несвиж, Речица и др.

Перед лицом существующих угроз, а также на основе сложившихся ранее хозяйственных связей быстро шел процесс объединения белорусских земель с соседними (прежде всего с литовскими, а затем с украинскими), завершившийся возникновением нового интегрированного государства – Великого Княжества Литовского со столицей в Вильно (1323). Этот процесс осуществлялся частично путем завоеваний, частично путем добровольного присоединения «русских» земель к основному государственному ядру, которое называлось Литвой. При этом, как подчеркивает М.К. Любавский (блестящий ученый, ректор Санкт-Петербургского университета в начале XX в.), «сила оружия» имела второстепенное значение. В возникшем государственном союзе доминировала «русская стихия» (белорусско-украинская), т. е. «русские» порядки, русская «вера» и «мова». По-белорусски изъяснялся Ягайло и его двор[36].

Следует подчеркнуть, что в истории новые государственные образования возникали в силу стечения различных обстоятельств. Так, в середине VII в. протоболгары – тюркские племена во главе с князем Аспарухом оказались на территории южнославянских племен, известных под названием «семи родов». Аристократия обоих этносов заключила между собой соглашение, в соответствии с которым главенство (власть) отходила к протоболгарской знати. Формирующееся государство стало называться Болгарией, а население – болгарами. С течением времени пришлое племя было ассимилировано местным славянским населением. История современной Англии началась аналогичным образом с ее завоевания нормандским герцогом Вильгельмом, который являлся вассалом французского короля. Исторический взлет Испании оказался возможным после заключения брачной унии между Изабеллой Кастильской и Луи Арагонским. Так что наш «случай» – отнюдь не уникальный.

Великое Княжество Литовское к началу XV в. стало одним из крупнейших государств Европы (его территория простиралась от Балтийского моря на севере до Черного на юге) и состояло из ряда отдельных земель – Новогрудской, Полоцкой, Витебской, Смоленской, Киевской, Волынской и др. Каждая из них обладала значительной автономией и стремилась к сохранению традиций. Принцип «старины не рухати» вел, однако, к автаркии – политической и экономической разобщенности разных регионов и тем самым к слабости государства. С укреплением власти великого князя в XV–XVI вв. княжества ликвидировались, а вместо них создавались воеводства – Полоцкое, Менское, Берестейское, Витебское, Трокское и др. Параллельно с политической консолидацией центральная власть активно проводила политику юридическо-правовой интеграции своих земель, что нашло отражение в трех знаменитых Статутах ВКЛ (1529, 1566, 1588). Это стимулировало развитие внутригосударственных экономических связей, торговли, способствовало формированию единого рынка. Важную роль в данном интеграционном процессе играли города. В наиболее крупных из них проживало от 8 до 20 тыс. человек, а в Полоцке – крупнейшем урбанистическом центре Беларуси XV в. – около 30 тыс.

Существенным фактором политико-экономической интеграции страны стало введение в обращение на всей территории ВКЛ с первой трети XVI в. собственного денежного знака. Им стал литовский полугрош, сменивший денежные единицы сопредельных стран, которые ранее ходили в смежных с ними регионах ВКЛ. На XVI в. приходится также экономическая реформа в сельском хозяйстве, инициированная Боной Сфорца (супругой Жигимонта I Старого). Тем самым были созданы предпосылки для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, стимулирования социальной мобильности крестьянства, изменений в социальной структуре общества в целом. Так, в XV–XVI вв. именно за счет преуспевающих свободных земледельцев шло активное пополнение шляхетского (дворянского) сословия.

Институализация политических процессов в Великом Княжестве Литовском была направлена на создание эффективного и независимого государства. Один из центральных «моментов» данного процесса заключался в проблеме устройства государственной власти. Разрешена она была в пользу разграничения полномочий между центром и регионами. Полномочия великого князя изначально ограничивались традицией, основанной на народном – вечевом волеизъявлении, а также на презумпции выборности князя, предполагавшей широкую политическую автономию региональных правителей.

После упразднения княжеств в ВКЛ по польскому образцу вводится система шляхетского поветового самоуправления с поветовыми соймами, судами и парламентским представительством. Паны-рада из состава высшей магнатерии княжества создавали конститутивный орган, ограничивающий de jure и de facto права великого князя, ими же избираемого. Принципиальное значение имела также юридическая гарантия прав подданных (шляхты) на неприкосновенность личности, на землю, собственность, старинные привилегии. Таким образом, диктат монарха исключался и для ВКЛ был неприемлем. По сути, княжество с точки зрения социально-политической организации представляло собой местный вариант средневековой аристократической республики. При определенных исторических обстоятельствах она вполне могла бы эволюционировать в сторону демократизации своих институтов. Существенные предпосылки для этого были заложены в организации и характере городской жизни. Крупные белорусские города в рамках общеевропейской традиции городского самоуправления с конца XIV в. начинают получать грамоты великих князей на Магдебургское право (Вильно – 1387 г., Брест – 1390, Гродно – 1391, Слуцк – 1441, Минск – 1499 и т. д.).

Согласно нормам этого права, жители городов выбирали органы самоуправления во главе с бургомистром, суд, комиссии по контролю за деятельностью торгово-ремесленных цехов. Магде-бургское право освобождало горожан от личной зависимости, способствовало их консолидации и формированию в известных пределах правосознания. Подобные интенции развития социально-политической синергии белорусского социума были вполне конгениальны аналогичным процессам в передовых странах Европы того времени, с одной стороны, и принципиально отличались от практики государственного строительства в соседней Московии – с другой.

Своеобразным, даже уникальным, было положение и роль церкви в процессах социальной и духовной самоорганизации белорусского этноса. На белорусских землях вначале доминировал византийский вариант христианства. Литва же оставалась языческой до конца XIV в. Принятие ею христианства в форме католицизма явилось, по сути, политическим актом, который, во-первых, был направлен против тевтонов (последние свою агрессию против славян и баллов прикрывали лозунгом борьбы с язычниками), а во-вторых, он открывал Ягайле путь к польской короне. Став королем Владиславом II, новоиспеченный глава белорусско-литовско-польского государства (образованного согласно Кревской унии 1385 г. для отражения угроз с юга (орды) и севера (тевтонов)) в угоду местному польскоориентированному политическому и духовному «истеблишменту» стал проводить политику ущемления прав православного населения, насильственного насаждения католицизма. Это спровоцировало межконфессиональные столкновения и вызвало первое серьезное напряжение в новом государственно-политическом объединении. Активное противодействие такой политике со стороны гродненского князя Витовта привело в итоге к формальному уравниванию в 1432 г. прав католиков и православных. Однако скрытые и явные столкновения между ними продолжались до середины XVII в., ослабляя государство и хаотизируя жизнь конфедеративного сообщества.

На определенный период (XV – первая половина XVII в.) в стране установилась атмосфера относительной веротерпимости. Духовным лидером православных был митрополит Киевский и всея Руси, соборно избираемый из числа местного духовенства. Белорусская православная церковь, тесно связанная с местными традициями, жизнью народа, выполняла важную консолидирующую роль в обществе. Церковь владела значительной собственностью в виде земли, недвижимости, средств идеологического влияния (школы, типографии, братства и т. п.). Не являясь государственной по своему статусу, она обладала авторитетом в обществе не только в силу своей «историчности», но и благодаря радению за национально-государственные интересы, что находило поддержку со стороны магнатов – ее главных опекунов и меценатов. Однако уже к середине XVI в. она начала явно отставать от вызовов своего времени. Свидетельством тому стал факт широкого распространения на белорусских землях протестантизма. К концу XVI в. насчитывалось около 200 кальвинистских храмов. Протестанты были уравнены в правах с верующими других христианских конфессий[37]. Неофитами нового вероисповедания были представители известнейших магнатских родов ВКЛ – Радзивилы, Хадкевичи, Сапеги, Нарушевичи и др., что автоматически влекло за собой религиозно-конфессиональную переориентацию их «подданных» – зависимых крестьян и дворни. Распространяли идеи Реформации Ф. Скорина, С. Будный, А. Волан, В. Тяпинский, Л. Крышковский и другие мыслители. Поддержка кальвинизма высшим сословием была в то время также энергичной формой протеста знати ВКЛ против усиливавшегося польского влияния, которое в значительной степени шло через костел, и способом отстаивания независимости страны. Так, во владениях Радзивила Черного по приказу князя было закрыто 190 католических костелов, а их земли секуляризированы[38].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История философской мысли Беларуси"

Книги похожие на "История философской мысли Беларуси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Кутузова

Наталья Кутузова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси"

Отзывы читателей о книге "История философской мысли Беларуси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.