» » » » Владимир Мешков - Сознание (Как его развить)


Авторские права

Владимир Мешков - Сознание (Как его развить)

Здесь можно купить и скачать "Владимир Мешков - Сознание (Как его развить)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБиблио-глобус32b6633e-29eb-11e4-87ee-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Мешков - Сознание (Как его развить)
Рейтинг:
Название:
Сознание (Как его развить)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-906454-87-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сознание (Как его развить)"

Описание и краткое содержание "Сознание (Как его развить)" читать бесплатно онлайн.



Современные образование и культура не способствуют развитию сознания, поскольку игнорируют его. В то же время для сохранения и дальнейшего восходящего развития цивилизации необходимы более гуманные люди, имеющие внутреннее содержание, а не просто механически эффективные индивиды, ибо, пока не будет осознана необходимость индивидуальной духовной самореализации каждого, мир вряд ли изменится к лучшему.

Автор стремится помочь в осознании, формировании и реализации истинной цели самосовершенствования – развитии сознания.

Брошюра предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами общественного развития.






Сознание – высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.

При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.

Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, но существенных свойств предмета, а также описанием структуры, т. е. тех частей, из которых они слагаются.

2.1. Структура и уровни сознания

При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности.

Сознание – двумерное явление:

• во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;

• во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т. е. сознание выступает в качестве самосознания.

В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без неё психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Самосознание – это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей. Способность осуществлять самопознание, т. е. направлять психическую деятельность на самого себя, – уникальное свойство человека, отличающее его от животных.

В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.

Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.

Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальтпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер).

Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

• познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;

• эмоциональные состояния – позитивные и негативные, активные и пассивные и т. д.;

• волевые процессы – принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.

Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи.

Сознание никогда не существует в «чистом виде», само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание – есть субъективный образ объективного мира». Все произведения человеческой культуры – материальные и духовные – первоначально возникли в сознании их творцов.

Но всякое индивидуальное сознание возникает не на пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным.

Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития черезязык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.

Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно-практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.

Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

2.2. Комментарий

Сознание – одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.

Философы рассматривают Сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие учёные склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Наиболее соответствует истине данное в самом начале статьи определение Сознания как самостоятельной сущности, способной творить мир, характерное для идеалистической философии, которое совпадает с таким понятием как «Высший разум» (в религии – Творец, Бог, существование которого всё более и более широко признаётся современными учёными (к сожалению, пока не многими)).

В материалистической философии Сознание оказывается лишь одной из форм бытия, причём вторичной, тесно связанной с Материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не Сознание определяет Материю, а наоборот, Материя порождает Сознание как вторичное бытиё.

Если в широком, субстанциональном смысле Сознание является вечным, то грубые материалисты вынуждены решать вопрос о происхождении Сознания из Материи, который оказался слишком сложным из-за «противоположности Материи и Сознания», которую они считают очевидной, т. е. принимают это положение как аксиому.

Но, наделяя Материю свойством отражения, признавая его объективную способность «…в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки», даже грубые материалисты также не далеки от истины, дотянуться до которой им не позволяет созданное ими «табу» на признание существования более тонкой материальной субстанции, чем та, которую они могут ощущать органами чувств, вооружёнными самыми современными приборами. Отмеченное становится очевидным после знакомства с книгой Н. В. Левашова «Сущность и Разум», в которой он убедительно показал возможность получения знания без использования приборов, одной лишь силой высоко развитого Сознания. При этом Левашов остаётся материалистом, но в отличие от грубых материалистов в его теории вводится понятие первичных Материй, из комбинаций которых состоит всё сущее во Вселенной и с помощью которых легко объясняются все явления как в макрокосмосе, так и в микрокосмосе. Поэтому его теорию ещё называют «Всеобщей теорией обо всём». Просто и доходчиво объяснён и механизм возникновения, развития и проявления человеческого сознания. В порядке анонса к книгам Н. Левашова предлагаю две главы из первого тома вышеназванной книги.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сознание (Как его развить)"

Книги похожие на "Сознание (Как его развить)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Мешков

Владимир Мешков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Мешков - Сознание (Как его развить)"

Отзывы читателей о книге "Сознание (Как его развить)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.