» » » » Ядвига Яскевич - Политология. Практикум


Авторские права

Ядвига Яскевич - Политология. Практикум

Здесь можно купить и скачать "Ядвига Яскевич - Политология. Практикум" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ядвига Яскевич - Политология. Практикум
Рейтинг:
Название:
Политология. Практикум
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-06-2596-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политология. Практикум"

Описание и краткое содержание "Политология. Практикум" читать бесплатно онлайн.



Содержит материалы по интегрированному курсу «Политология», подготовленные с учетом учебной программы. Рассматривается проблематика власти, политической системы; институциональное и процессуальное измерения политики; вопросы международных отношений и внешней политики государства; феномен идеологии; современные идеологические концепции; конституционно-правовые, культурно-исторические, политические, экономические и социокультурные составляющие идеологии белорусского государства. Приводятся материалы, которые могут использоваться при проведении лекций, практических занятий, организации самостоятельной работы студентов.

Предназначено для студентов учреждений высшего образования. Может быть полезно преподавателям, аспирантам, специалистам.






Следует отметить, что количественный состав Парламента Республики Беларусь в последние годы претерпел существенные изменения. Если ранее его численный состав насчитывал 485 депутатов, в последующем – 360, затем – 260, то в настоящее время – 174 (Палата представителей – 110 депутатов, Совет Республики – 64 депутата). Указанная норма является оптимальной, что позволяет, с одной стороны, Парламенту быть органом достаточно широкого представительства народа республики, а с другой – работоспособным.

Показателем того, что Парламент – реально представительный орган, является его социальный состав. К таким характеристикам относят возраст депутатов, количество мужчин и женщин в Парламенте, их профессиональную принадлежность. С возрастной структурой обычно косвенно связана длительность пребывания одних и тех же лиц в Парламенте. В Республике Беларусь пока не получила распространения тенденция к многолетнему участию в работе Парламента одних и тех же лиц, т. е. их профессионализация. Для депутатов нет ограничений относительно пребывания в Парламенте, хотя дебаты по этому поводу ведутся (например, в США). Среди депутатов, избранных в 2012 г. в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, – 30 женщин.

Исполнительная власть в политической системе

Правительство – государственный коллегиальный орган, с помощью которого осуществляется повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой. Для более точного отражения всех его полномочий использую также понятие исполнительной, или правительственной, власти. Такие обозначения отграничивают функции совета министров, кабинета министров от функций других ветвей власти и звеньев государственного механизма; позволяют изучать их в рамках собственных полномочий и возможностей. В наиболее распространенном понимании правительство – это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране. То, что понимается под правительством в европейском смысле слова, в США называется администрацией президента, куда входят министры и другие государственные служащие (Советник по национальной безопасности, Глава Белого Дома, главы специальных служб, помощники по экономике, по связям с иностранными государствами и т. д.). Администрация – это круг людей, которые вырабатывают политику, помогают президенту принимать решения.

Правительства бывают партийные (одно- и многопартийные (коалиционные)) и беспартийные. Однопартийные правительства, как правило, существуют либо в странах с парламентарными формами правления, где какая-либо из партий обладает доминирующим большинством в парламенте (Великобритания, Австралия), либо в президентских республиках, где министрами, членами кабинета, членами администрации становятся сторонники и члены той партии, которую возглавляет президент. В таком случае, с достаточной степенью условности, правительство принято называть однопартийным, хотя там принадлежность к партии иной раз достаточно символическое.

Многопартийные (коалиционные) правительства создаются в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте (Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия и т. д.). Коалиционное правительство создается на основе договора партийных фракций по следующему принципу: парламентская партийная фракция, которая имеет наибольшее число в парламенте, назначает своего представителя на пост премьер-министра и еще на несколько ключевых должностей. Фракция, которая имеет меньше мест, обычно занимает посты несколько менее значительные – министр финансов, народного образования и т. д. Самые незначительные фракции обычно занимают второстепенные министерские должности. Хотя бывает, что маленькая партия добивается большой должности, потому что без ее поддержки коалиция не может существовать.

Беспартийные правительства бывают трех видов:

♦ характерные для стран с абсолютной монархией, где отсутствуют политические партии (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар и т. д.);

♦ создаваемые во время кризисной ситуации (переходные правительства, «деловые», «служебные», «правительства чиновников», иногда «рабочие правительства»), когда партийные фракции не могут договориться и коалиция не складывается, тогда роль министров выполняют постоянные заместители министров (в ряде стран такая должность есть);

♦ беспартийные правительства при диктаторских режимах, когда все политические партии находятся под запретом, а правительство образуется военными из состава командиров дивизий, полков и т. д.

В зависимости от поддержки правительства парламентом выделяют правительство большинства и правительство меньшинства. Наиболее распространенным вариантом является правительство большинства, т. е. такое, которое опирается на поддержку партийных фракций, образующих коалицию. Правительство большинства – очень часто встречающееся явление.

Правительство меньшинства может образовываться либо фракцией, либо коалицией, которые не опираются на большинство. Существование правительства меньшинства чаще всего является результатом каких-либо политических столкновений, конфликтов. Партии, которые могли бы образовать большинство, не могут договориться и не хотят друг с другом объединяться. Но поскольку должна быть какая-то правительственная власть, они уступают лидерство своим политическим соперникам и обещают им какое-то время не вмешиваться в их деятельность и не голосовать против. Правительство меньшинства существует обычно некоторое непродолжительное время, пока не возникнет новый конфликт. Как правило, такая ситуация заканчивается роспуском парламента и назначением новых выборов. Правительство меньшинства очень неустойчивое и образуется в кризисной ситуации, оно может называться временным, переходным.

Правительство национального единства – правительство, которое образовано в кризисной ситуации, в послевоенный или послереволюционный период, чтобы объединить все ведущие политические партии и политические силы. Есть существенная разница между коалиционным правительством и правительством национального единства, потому что в последнее могут входить партии, являющиеся политическими противниками. Они объединяются на определенный период ради блага страны.

Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства. Выделяют парламентский и внепарламентский способы образования правительства.

Парламентский способ формирования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее известна английская модель, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. Такой вариант, кроме Великобритании, характерен для стран, которые были под влиянием англосаксонской правовой системы и входили в состав Британского Содружества наций либо были ее территориями (колониями, доминионами), – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Малайзия и др.

Если же ни одна партия не располагает большинством в парламенте, то глава государства проводит консультации с лидерами партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции и кто из руководителей фракции может возглавить либо организовать вокруг себя эту коалицию. В Голландии, Бельгии, Дании перед такими переговорами назначается не премьер-министр, а специальная государственная фигура – форматор – ответственное лицо, которому глава государства поручает определить потенциальных членов правительства и лиц, которые могли бы возглавить правительство. Форматор от имени главы государства ведет переговоры с политическими деятелями и занимается организационной работой по поводу будущих членов правительства. Другая временная государственная должность – информатор – лицо, которое проводит консультации, встречается с разными политическими силами и подбирает будущего форматора. Информатором, как правило, становится премьер-министр, который собирается уйти в отставку, либо политический деятель, который не претендует на должность главы правительства, а занимается этой работой для блага государства.

В ряде стран при образовании правительства всегда применяется процедура, суть которой – формальное избрание парламентом главы правительства.

В президентских республиках глава государства сам является главным обладателем исполнительной (правительственной) власти, он назначает и увольняет членов кабинета или правительства. В США формально действует установка, что назначение членов кабинета производится по совету и с согласия Сената. Однако случаи отказа Сената в утверждении предложенных президентом кандидатур встречаются очень редко – лишь в тех случаях, когда против предложенного президентом кандидата есть какой-то негативный материал, о котором президент не знал. Тогда президент сам, как правило, снимает кандидатуру. Назначения правительства, аналогичные американскому, проводятся в большинстве латиноамериканских стран.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политология. Практикум"

Книги похожие на "Политология. Практикум" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ядвига Яскевич

Ядвига Яскевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ядвига Яскевич - Политология. Практикум"

Отзывы читателей о книге "Политология. Практикум", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.