» » » » Ядвига Яскевич - Политология. Практикум


Авторские права

Ядвига Яскевич - Политология. Практикум

Здесь можно купить и скачать "Ядвига Яскевич - Политология. Практикум" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ядвига Яскевич - Политология. Практикум
Рейтинг:
Название:
Политология. Практикум
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-06-2596-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политология. Практикум"

Описание и краткое содержание "Политология. Практикум" читать бесплатно онлайн.



Содержит материалы по интегрированному курсу «Политология», подготовленные с учетом учебной программы. Рассматривается проблематика власти, политической системы; институциональное и процессуальное измерения политики; вопросы международных отношений и внешней политики государства; феномен идеологии; современные идеологические концепции; конституционно-правовые, культурно-исторические, политические, экономические и социокультурные составляющие идеологии белорусского государства. Приводятся материалы, которые могут использоваться при проведении лекций, практических занятий, организации самостоятельной работы студентов.

Предназначено для студентов учреждений высшего образования. Может быть полезно преподавателям, аспирантам, специалистам.






Президент может вносить предложение о срочности рассмотрения проекта и издавать декреты, имеющие силу закона. Конституция Республики Беларусь предусматривает два вида декретов: временные и декреты, издаваемые на основании закона, принятого по предложению Президента парламентом, который делегирует главе государства законодательные полномочия по определенному кругу вопросов на определенный срок.

Временные декреты имеют высшую юридическую силу по сравнению с законом. В 2002 г. было издано 30 временных декретов.

Таким образом, в Конституции Республики Беларусь, в отличие от французской, жестко не закреплен круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию исключительно законом. Иными словами, законодательные полномочия Президента Республики Беларусь достаточно широки.

Одним из способов участия Президента в законодательной деятельности является применение права вето – отклонение принятых парламентом законов. Вето бывает «карманным», или абсолютным, когда закон должен быть принят заново, и постатейным, или выборочным.

Во Франции президент не может отказаться подписать декрет о вступлении в силу закона после его повторного обсуждения или по истечении 15-дневного срока. На практике повторное обсуждение встречалось только дважды при президенте Ф. Миттеране (1981–1995). Для сравнения, в США вето является действенным оружием, поскольку Конгрессу удается преодолеть вето только в 7 % случаев. Пик применения этого права пришелся на президентство Ф. Рузвельта, который использовал его 631 раз.

Президент Республики Беларусь обладает и «карманным», и постатейным вето. В этом случае закон подписывается, но с оговорками о несогласии с отдельными его статьями, и вступает в силу, за исключением тех положений, по которым имеются возражения. По статистике Президентом возвращается только 5 % законов.

Важным полномочием Президента в законодательной сфере является право роспуска парламента. В США таким правом президенты не обладают, во Франции президент после консультаций с премьер-министром и председателями обеих палат может распустить парламент. Право роспуска парламента связано с функцией арбитража, возложенной на главу государства, а роспуск является одной из форм обращения президента-арбитра к избирательному корпусу. Французские президенты распускали парламент в 1962, 1968, 1981, 1988, 1997 гг.

Президенты России и Беларуси также обладают правом роспуска парламента. Президент Беларуси может распустить парламент в связи с деятельностью правительства (отклонение кандидатуры премьер-министра, выражение вотума недоверия правительства), а также на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения парламентом Конституции. Президент принимает решение о роспуске парламента после консультаций с председателями палат.

Среди полномочий президентов большое значение имеет степень влияния на судебную власть. В США назначение судей происходит с совета и согласия Сената. Как правило, Сенат отклоняет каждого пятого претендента в Верховный Суд и каждого двадцатого в другие суды. Во Франции президент и председатели палат парламента назначают по три члена Конституционного совета. Председатель данного совета назначается президентом. Кроме того, все бывшие президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного совета. Президент Франции рассматривается как гарант независимости судебной власти и возглавляет Высший совет магистратуры.

Большее влияние на судебную власть оказывает Президент Республики Беларусь. Он назначает шесть из двенадцати судей Конституционного Суда и с согласия Председателя Совета Республики, Председателя и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда. Освобождение Председателя и судей указанных судов Президент осуществляет единолично, уведомляя Совет Республики.

Законодательная власть в политической системе

Существуют различные типы парламента, но наиболее распространенным критерием классификации является структура парламента. С этой точки зрения парламенты делятся на однопалатные (монокамеральные) и двухпалатные (бикамеральные).

В литературе приводится и другая важная классификация парламентов – деление на четыре группы, или четыре модели, парламентов, что связано с устройством высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик, где парламенты работают на основе принципа ответственного правления. Главный признак этого – институт политической ответственности правительства, т. е. группа парламентов, которым предоставлено право вотума недоверия правительству (право отправлять правительство в отставку). Классическим примером является Великобритания, иногда эту модель называют Вестминстерской моделью по месту расположения парламента – Вестминстерскому дворцу. Данная модель существует в тех странах, где есть парламентская республика (или парламентская монархия): Нидерландах, Италии, Германии, Австрии, Болгарии, Венгрии и др.

Вторая модель парламента присуща странам с президентской формой правления – это парламент в странах, где существует жесткий принцип разделения властей. Там, кроме принципа разделения властей, существует принцип «сдержек и противовесов». Исполнительная власть имеет право вето, законодательная – право использовать импичмент и т. д. Такие парламенты не обладают правом вотума недоверия, а правительство – правом роспуска парламента. Классическая модель указанного парламента – США.

Третья модель парламента – парламент в странах, где существует смешанная форма правления, сочетающая элементы парламентской и президентской систем. Парламент наделен правом вотума недоверия, есть реальный институт парламентской ответственности правительства, но и у президента очень важные полномочия, связанные с деятельностью парламента. В этих странах президент наделен правом роспуска парламента. Классическим примером такой модели является Франция. В последнее время к этой модели тяготеют страны СНГ.

Четвертая модель – парламенты в тех странах, где они играют почти декоративную роль. Иногда применяется термин «консультативные парламенты». В некоторых странах такой термин реально существует (Катар). Это законосовещательные органы. Такие консультативные парламенты предусмотрены конституциями некоторых исламских стран (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). Парламенты при абсолютной власти монарха являются квазипарламентами. Иногда они распускаются, снова восстанавливаются; избираются гражданами, назначаются монархами. К этой же группе законосовещательных парламентов можно отнести парламенты в странах, где сохранились элементы социалистической системы – КНДР, Куба, КНР, Вьетнам. Понятно, что основные решения и законы принимаются не парламентами, хотя они там есть. Об этом свидетельствует даже работа таких парламентов: они созываются на два-три дня в году, их члены стопроцентно голосуют «за».

Парламент — избираемый населением (может быть частично назначаемый) высший представительный орган государственной власти в стране.

Раскрывая понятие парламента, обычно применяют термины «высший законодательный орган» и «представительный орган». «Представительный» означает, что в этом органе заседают представители страны – депутаты, а «законодательный» – их действия (принятие законов). В последнее время в научной литературе представительская и законодательная функции подаются как несовпадающие: законодательная – деятельность по принятию закона; представительская – деятельность парламента как некоего форума, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны.

Принято считать, что первый парламент появился в Англии как компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством.

Место и роль парламента, как правило, закрепляются в конституциях. Иногда там подчеркивается его особый статус. Например, ст. 41 конституции Японии гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства.

В некоторых конституциях особая роль парламента не подчеркивается, перечисляются только его функции (конституция Франции ст. 34, где сказано: «Законы принимаются парламентом…» и т. д.).

Иногда в конституции закреплено, что парламент не является единственным законодательным органом (конституция Греции ст. 26, где сказано, что законодательная власть осуществляется палатой депутатов и президентом республики).

Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) избирается гражданами, а для формирования второй палаты существует множество разных вариантов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политология. Практикум"

Книги похожие на "Политология. Практикум" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ядвига Яскевич

Ядвига Яскевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ядвига Яскевич - Политология. Практикум"

Отзывы читателей о книге "Политология. Практикум", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.