Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Институциональные изменения в экономике российских регионов"
Описание и краткое содержание "Институциональные изменения в экономике российских регионов" читать бесплатно онлайн.
В монографии представлены результаты анализа институциональных изменений, произошедших в экономиках субъектов РФ в течение последнего десятилетия. Исследуются изменения, имевшие место как в общих условиях хозяйствования (миграция, инвестиционный климат, частно-государственное партнерство, производство государственных услуг, муниципальное управление), так и в условиях ведения инновационной деятельности (региональное инновационное законодательство, координация предпринимательской деятельности, организационная поддержка инноваций).
Материалы, представленные в монографии, могут быть полезны как исследователям, занимающимся проблематикой институциональных изменений, так и учащимся экономических вузов при изучении курсов по национальной экономике и институциональной экономике.
В Калужской области организации, осуществляющие модернизацию основных средств, бессрочно получают льготы по налогу на имущество на стоимость увеличения этих средств в связи с проведением модернизации: ставка снижена до 1,1 %. Кроме того, в этом регионе инвесторы, которым предоставлена государственная поддержка при реализации приоритетных инновационных проектов, получают освобождение от транспортного налога на срок реализации проекта. Подобные льготы действуют также в Республике Алтай и Ульяновской области.
Многие субъекты РФ предоставляют налоговые льготы при определенном объеме произведенных инвестиций. Причем объемы налоговых льгот и границы объемов инвестиций, при которых они предоставляются, во многом зависят от экономического положения и инвестиционной привлекательности самого региона. Так, например, в Ленинградской области для инвесторов, осуществляющих крупные проекты, при инвестировании в развитие бизнеса не менее 1 млрд рублей предусматривается снижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, до 13,5 %, а для организаций, являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, – до 14 %. Данная льгота действует в течение трех лет.
В Санкт-Петербурге согласно закону «О налоговых льготах»[105] инвесторы, реализующие проекты стоимостью 3 млрд рублей и более, освобождаются от налога на имущество на пять лет. Кроме того, этим инвесторам на этот же срок предоставляется пониженная ставка по налогу на прибыль 13,5 % в части, зачисляемой в региональный бюджет.
В Московской области дополнения в закон «О льготном налогообложении в Московской области»[106] предоставляют льготы инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в регионе. Величина и срок действия этих льгот определяются статусом реализуемого инвестиционного проекта: «стратегический» – не менее 10 млрд рублей в течение первых пяти лет, «приоритетный» – от 2 до 10 млрд рублей в течение первых трех лет, «значимый» – от 300 млн руб. до 2 млрд руб. в течение первых трех лет. Законом предусмотрено снижение ставки налога на прибыль до 13,5 % (в части, зачисляемой в региональный бюджет) на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет для стратегических инвестиционных проектов, не более 5 лет – для приоритетных проектов с объемом инвестиций от 5 до 10 млрд рублей включительно и не более 3 лет для проектов с объемом инвестиций от 2 до 5 млрд рублей включительно. Налог на имущество также дифференцируется с учетом объема инвестиций по проекту.
Для вновь создаваемых организаций в Челябинской области, которые инвестировали в создание производства не менее 8 млн рублей, часть налога на прибыль, перечисляемая в региональный бюджет, равна нулю. Такую же льготу плюс льготу по налогу на имущество сроком на пять лет имеют организации, реализующие в области приоритетные инвестиционные проекты с объемом инвестиций не менее 300 млн рублей[107].
В Саратовской области для инвесторов вновь создаваемых организаций, которые осуществили капитальные вложения в размере не менее 50 млн рублей, а в строительстве – не менее 650 млн рублей, ставка налога на прибыль снижена до 13,5 %[108].
В Кировской области инвесторы могут получить существенную льготу по налогу на имущество уже при реализации инвестиционного проекта объемом от 20 млн рублей: снижение ставки налога на имущество до 1,1 %, при объеме же инвестиций от 50 до 100 млн рублей ставка снизится до 0,5 %, а при инвестициях более 100 млн рублей инвесторы полностью освобождаются от налога на имущество.
В Архангельской области предполагается ввести норму, при которой налоговые льготы будут предоставляться в случае, если инвестиционная деятельность осуществляется в течение трех лет подряд. Причем льгота по налогу на прибыль будет зависеть от уровня при роста стоимости основных фондов, а льгота по налогу на имущество будет предоставляться при сумме инвестиций не менее 1 млрд рублей[109].
В ряде регионов налоговые льготы предоставляют не только самим организациям, реализующим инвестиционные проекты, но и банкам и другим кредитным организациям, выдающим инвестиционные кредиты. Так, в Камчатском крае банки и другие кредитные учреждения получают бессрочное снижение ставки налога на прибыль до 13,5 % в части, зачисляемой в региональный бюджет, от предоставленных юридическим лицам долгосрочных инвестиционных кредитов. В Краснодарском крае и Чеченской Республике кредитно-банковские организации, предоставляющие кредиты на срок более года для реализации инвестиционных и лизинговых проектов, бессрочно освобождаются от налога на имущество.
Рассмотренные примеры свидетельствуют о разнообразии направлений и самих применяемых налоговых льгот, которые используют регионы для привлечения инвестиций в экономику своих территорий.
2.3. Налоговые льготы и выпадающие доходы
Практика показывает, что во многих случаях предоставление налоговых льгот позволяет достичь заметных результатов: отмечается рост инвестиций, рост капитальных вложений, увеличение объемов налоговых платежей в бюджет региона, увеличение заработной платы и др. Так, например, в Ростовской области в 2010 г. общая сумма налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в регионе, направленных на повышение инвестиционной активности, составила 303,6 млн рублей. Предоставленные льготы позволили достичь значимых результатов: общий объем капитальных вложений по окончании реализации инвестиционных проектов – 42 млрд рублей; объем налоговых платежей в бюджет области – 1,8 млрд рублей; среднемесячная заработная плата – 25 136,5 рублей (при средней по области 15 153 рублей) и др.[110]
Однако, говоря об использовании такого инструмента, как налоговые льготы, необходимо помнить о том, что этот вид государственной поддержки инвесторов и предпринимателей осуществляется за счет бюджетных (государственных и региональных) средств и приводит в конечном итоге к выпадению из бюджетов, в том числе и региональных, весьма значительных сумм. Проблема выпадающих доходов в последние годы становится все более актуальной. В целом по стране в 2009 г. общее число стимулирующих налоговых механизмов составляло 191, из них 60 – по налогу на прибыль организаций, 80 – по налогу на добавленную стоимость, 20 – по налогу на имущество, 16 – по земельному налогу, 12 – по налогу на добычу полезных ископаемых и 3 – по сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов[111]. Как было отмечено на заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в июне 2012 г., потери бюджета страны от налоговых льгот в 2011 г. составили 2,1 трлн рублей[112].
В регионах проблема выпадающих доходов бюджетов стоит столь же остро. Региональные бюджеты теряют из-за налоговых льгот весьма значительные суммы. Так, например, в Пермском крае, по данным регионального Министерства промышленности, за период с 2006 г. по 2011 г. вследствие применения налоговых льгот на прибыль бюджет региона недополучил 35,3 млрд рублей[113]. В Ростовской области в 2010 г. общая сумма налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в регионе, направленных на повышение инвестиционной активности, составила 303,6 млн рублей[114]. В Республике Алтай, по данным руководителя регионального Управления Федеральной налоговой службы А. Закутина, в 2011 г. льготами и пониженными налоговыми ставками воспользовались 6653 налогоплательщика, в том числе 6137 физических лиц и 516 юридических лиц. Общая сумма выпадающих доходов составила 502 млн рублей, тогда как все налоговые поступления – 3870 млн рублей. То есть предоставленные льготы уменьшили бюджет Республики Алтай примерно на 13 % от всех налоговых поступлений 2011 г.[115]
В целом ситуация с выпадающими доходами от налоговых льгот в регионах – субъектах РФ по данным мониторингов Минфина РФ отражена в табл. 2.
Таблица 2.2. Доля недополученных доходов в субъектах РФ в результате действия налоговых льгот[116]
Продолжение табл. 2.2
Продолжение табл. 2.2
Окончание табл. 2.2
Из табл. 2.2 видно, что разброс в доле недополученных регионами доходов в результате действия налоговых льгот, установленных органами государственной власти субъектов РФ к общему объему поступивших региональных налогов, даже без учета отсутствия таких льгот (2010 г. – Пензенская область, 2009 г. – Чукотский автономный округ) весьма велик: от 0,16 % в 2011 г. в Пензенской области до 151,52 % в Республике Калмыкия в 2009 г.
Самые маленькие выпадающие доходы – менее 10 % от общей суммы региональных налогов в 2009–2011 гг. – были (в порядке увеличения доли) в Пензенской области, Алтайском крае, Республике Тыва, Калининградской, Московской, Курганской областях, Ненецком автономном округе, Краснодарском крае, Республике Дагестан, Ямало-Ненецком автономном округе, Забайкальском и Хабаровском краях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Институциональные изменения в экономике российских регионов"
Книги похожие на "Институциональные изменения в экономике российских регионов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов"
Отзывы читателей о книге "Институциональные изменения в экономике российских регионов", комментарии и мнения людей о произведении.