Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Институциональные изменения в экономике российских регионов"
Описание и краткое содержание "Институциональные изменения в экономике российских регионов" читать бесплатно онлайн.
В монографии представлены результаты анализа институциональных изменений, произошедших в экономиках субъектов РФ в течение последнего десятилетия. Исследуются изменения, имевшие место как в общих условиях хозяйствования (миграция, инвестиционный климат, частно-государственное партнерство, производство государственных услуг, муниципальное управление), так и в условиях ведения инновационной деятельности (региональное инновационное законодательство, координация предпринимательской деятельности, организационная поддержка инноваций).
Материалы, представленные в монографии, могут быть полезны как исследователям, занимающимся проблематикой институциональных изменений, так и учащимся экономических вузов при изучении курсов по национальной экономике и институциональной экономике.
Самые маленькие выпадающие доходы – менее 10 % от общей суммы региональных налогов в 2009–2011 гг. – были (в порядке увеличения доли) в Пензенской области, Алтайском крае, Республике Тыва, Калининградской, Московской, Курганской областях, Ненецком автономном округе, Краснодарском крае, Республике Дагестан, Ямало-Ненецком автономном округе, Забайкальском и Хабаровском краях.
Кроме того, в 2010–2011 гг. в эту же группу попадают Республика Алтай, которая уменьшила долю со 110 % в 2009 г. до 2,69 % в 2010 г., до 4,6 % – в 2011 г.; Челябинская область: 23,74 % – 2009 г., 2,2 % – 2010 г., 2,02 % – 2011 г., а также Костромская область, которая в 2009 г. имела долю недополученных доходов 27,43 %, в 2010 г. – 16,56 %, а в 2011 г. – 5,03 %.
Наибольшие недополученные доходы по доле от общей суммы региональных налогов – более 50 % – были (в порядке уменьшения доли) в республиках Мордовия и Калмыкия, в Тюменской и Сахалинской областях, в Чеченской Республике, в Калужской, Кировской, Вологодской, в Республике Татарстан, Воронежской и Орловской областях, Камчатском крае.
Стабильное снижение доли недополученных доходов отмечалось в 2009–2011 гг. в республиках Калмыкия и Тыва, в Карачаево-Черкесской и Удмуртской республиках, в Ставропольском, Красноярском и Камчатском краях, в Архангельской, Вологодской, Костромской, Липецкой, Мурманской, Омской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Челябинской областях.
Стабильный рост доли недополученных доходов в 2009–2011 гг. был в республиках Бурятия, Коми, Мордовия, Северная Осетия, в Чеченской и Чувашской республиках, в Краснодарском, Пермском и Забайкальском краях, в Калужской, Кировской, Курганской, Псковской, Тульской и Тюменской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе.
Если же говорить об отдельных льготах, установленных в регионах законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления, то в целом по регионам РФ, по данным, подготовленным экспертами к совещанию Совета Федерации[117], картина выглядит следующим образом. Общая сумма льгот по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления, по России в 2009 г. составила 50 451,4 млн рублей, или 12,6 % к общей сумме всех налоговых льгот по стране. Разброс по суммам в конкретных регионах очень большой: из 83 регионов – субъектов РФ в 26 льгот по налогу на прибыль вообще не предоставлялись. Среди них такие как Камчатский, Приморский, Алтайский, Ставропольский края, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Тыва, Чеченская республики, Астраханская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Курская, Магаданская, Омская, Пензенская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Тверская области, Ненецкий, Чукотский автономные округа. С другой стороны, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре размер этих льгот был наибольший. Здесь они составили 15 472,8 млн рублей, т. е. почти треть от общероссийских, и более чем в три раза превысили льготы по налогу на прибыль в Москве (5059,8 млн рублей). В десятку регионов с наибольшими льготами по налогу на прибыль помимо Ханты-Мансийского автономного округа вошли: Курганская область (8871 млн руб.), Пермский край (5434,1 млн руб.), Москва (5059,8 млн руб.), Тюменская область (3729,1 млн руб.), Костромская область (2993 млн руб.), Оренбургская область (2319,9 млн руб.), Санкт-Петербург (1943 млн руб.), Самарская область (1740,9 млн руб.), Московская область (517,7 млн руб.).
Льготы по транспортному налогу являются наименьшими по объему в общей сумме налоговых льгот и составляют 6804,2 млн рублей, или 1,7 % от общей суммы льгот. Ряд регионов не предоставляют эту льготу вообще либо предоставляют в малом размере. Это Республика Тыва (0), Чукотский автономный округ (0), Республика Калмыкия (0,2 млн руб.), Камчатский край (0,4 млн руб.), Республика Бурятия (0,8 млн руб.), Ненецкий автономный округ (0,8 млн руб.), Еврейская автономная область (0,9 млн руб.), Республика Алтай (1 млн руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (1,1 млн руб.), Чеченская Республика (1,6 млн руб.). Самый большой размер льготы по налогу на транспорт в Республике Башкортостан – 1324 млн рублей, или почти 20 % от этой льготы по стране в целом. Далее в десятку с наибольшими объемами входят: Калужская область (1050 млн руб.), Москва (363,7 млн руб.), Воронежская область (254,6 млн руб.), Санкт-Петербург (239,8 млн руб.), Владимирская область (219,1 млн руб.), Нижегородская область (217,2 млн руб.), Сахалинская область (212,3 млн руб.), Новосибирская область (181,5 млн руб.), Тульская область (177 млн руб.).
Льготы по налогу на имущество организаций – самые большие из всех льгот и составляют в целом по всем регионам 283 831 млн рублей – или 71,1 % от общей суммы налоговых льгот, установленные законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Наибольшие объемы льгот по этому налогу – суммарно 153 609,8 млн рублей, или 54,12 % от суммы льготы по стране в следующих 10 регионах: г. Москва (42 969,7 млн руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (41 102,7 млн руб.), Сахалинская область (16 274,7 млн руб.), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (12 465,9 млн руб.), Санкт-Петербург (9932 млн руб.), Республика Татарстан (7279,4 млн руб.), Краснодарский край (6367 млн руб.), Свердловская область (6053,8 млн руб.), Ленинградская область (5663,4 млн руб.), Иркутская область (5501,2 млн руб.). Причем на долю первых двух регионов приходится примерно треть льгот по налогу на имущество в России.
Наименьший объем льгот по налогу на имущество в таких регионах, как Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Чукотский автономный округ, Республика Тыва, Ненецкий автономный округ, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика (172,9 млн руб.), Республика Северная Осетия – Алания, Карачаево-Черкесская Республика. Суммарный объем льгот по налогу на имущество организаций составляет в этих субъектах РФ 1213,2 млн рублей, или 0,427 % от общей суммы этой льготы по стране.
Общая сумма льгот по земельному налогу по России в целом в 2009 г. составила 47 858,7 млн рублей, или 12 % от всех льгот, установленных законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. В регионах с наибольшими размерами льгот по данному налогу суммарно льготы составили 34 225,1 млн рублей, или 71,51 % от всех льгот по земельному налогу в стране. Это такие регионы, как Москва (21 164 млн руб.), Республика Башкортостан (1938,7 млн руб.), Омская область (1808,6 млн руб.), Свердловская область (1767,3 млн руб.), Липецкая область (1739,0 млн руб.), Ростовская область (1410,9 млн руб.), Московская область (1329,9 млн руб.), Челябинская область (1114,7 млн руб.), Кемеровская область (1027,6 млн руб.), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (924,3 млн руб.). Причем следует отметить, что среди этих регионов только в Москве льготы по налогу составили 21 164,1 млн рублей, или 44,22 % от суммы льгот по всей России.
В группе регионов с наименьшими льготами по земельному налогу, в которую входят такие субъекты РФ, как Республика Ингушетия, Чукотский автономный округ, Чеченская и Кабардино-Балкарская республики, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Адыгея, Курганская область, Псковская область, Карачаево-Черкесская Республика, Ненецкий автономный округ, суммарный объем льгот по земельному налогу составил 83,1 млн рублей, или 0,174 % от общих льгот по данному налогу в стране.
Практика показывает, что регионы идут на такое достаточно существенное сокращение поступлений от налогов в бюджет из-за налоговых льгот, так как во многих случаях это оказывается экономически эффективным. Так, например, в Кировской области, по подсчетам специалистов, в 2010 г. один рубль государственной поддержки, в том числе в виде налоговых льгот, обеспечил прирост налоговых поступлений в 2,17 рубля, а в первой половине 2011 г. – 3,95 рубля. В Пермском крае, по данным регионального Министерства промышленности, за период с 2006 по 2011 г. вследствие применения налоговых льгот на прибыль бюджет региона недополучил 35,3 млрд рублей, но при этом инвестиции за этот период только крупных и средних предприятий края составили 171,2 млрд рублей, что свидетельствует о том, что используемые льготы приносят эффект[118].
Следует отметить, что субъекты РФ неоднократно поднимали вопрос о компенсации выпадающих доходов. В Бюджетном послании Президента России на 2010–2012 гг.[119] указано на необходимость разработки механизма компенсации региональным и местным бюджетам выпадающих доходов. Но речь при этом должна идти в первую очередь о тех льготах, которые установлены на федеральном уровне. Но механизм компенсации на настоящий момент все еще не разработан. Более того, в последнее время все чаще поднимается вопрос об отмене налоговых льгот. В «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» было предусмотрено проведение работы по сокращению установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам[120]. Позже в Бюджетном послании Президента РФ на 2012–2014 годы было указано, что необходимо провести инвентаризацию используемых в настоящее время льгот по региональным и местным налогам, которые установлены федеральным законодательством, а также оценку эффективности применяемых льгот. Причем в первую очередь следует проанализировать ситуацию с льготами по налогу на имущество организаций и по земельному налогу. Снижение или отмена этих льгот будет способствовать более справедливому распределению налоговых доходов между субъектами и муниципальными образованиями, а также повысит ответственность органов управления за принимаемые решения[121]. Однако понятно, что отмена существующих льгот должна осуществляться постепенно и при наличии достаточно веских причин.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Институциональные изменения в экономике российских регионов"
Книги похожие на "Институциональные изменения в экономике российских регионов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов"
Отзывы читателей о книге "Институциональные изменения в экономике российских регионов", комментарии и мнения людей о произведении.