Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Институциональные изменения в экономике российских регионов"
Описание и краткое содержание "Институциональные изменения в экономике российских регионов" читать бесплатно онлайн.
В монографии представлены результаты анализа институциональных изменений, произошедших в экономиках субъектов РФ в течение последнего десятилетия. Исследуются изменения, имевшие место как в общих условиях хозяйствования (миграция, инвестиционный климат, частно-государственное партнерство, производство государственных услуг, муниципальное управление), так и в условиях ведения инновационной деятельности (региональное инновационное законодательство, координация предпринимательской деятельности, организационная поддержка инноваций).
Материалы, представленные в монографии, могут быть полезны как исследователям, занимающимся проблематикой институциональных изменений, так и учащимся экономических вузов при изучении курсов по национальной экономике и институциональной экономике.
Данные диаграммы показывают, что объем межрегиональной миграции Ставропольского края в пределах Российской Федерации в 2012 г. составил 76 774 человека (прибыло 36 586, а убыло – 40 188 человек). В результате потоков межрегиональных перемещений населения миграционный отток составил 3602 человека. Таким образом, по линии межрегиональной миграции в 2012 г. был зафиксирован значительный миграционный отток населения из региона.
Среди российских территорий наиболее интенсивный обмен мигрантами происходит с соседними со Ставропольским краем регионами – Краснодарским краем и Ростовской областью, а также с Центральным федеральным округом. Причем на отрицательную величину сальдо миграции с Центральным федеральным округом влияют миграционные потоки жителей Ставропольского края в Москву и Московскую область.
Основным источником прироста численности населения Ставропольского края является международная миграция. В 2012 г. на территорию субъекта Федерации прибыло 6671 человек, при этом выбыло из региона за этот период всего 800 человек. Миграционный прирост населения за счет международной миграции составил 5871 человек, в том числе почти 87 % за счет государств – участников СНГ 5107 человек.
По состоянию на 1 января 2012 г. статусом вынужденного переселенца в Ставропольском крае обладали 1271 человек (695 семей).
Таблица 1.11. Изменение численности вынужденных переселенцев на территории Ставропольского края с 1 июля 1992 г. по 1 января 2012 г. (человек)[70]
Данные табл. 1.11 показывают, что начиная с 2006 г. на территории Ставропольского края не было зарегистрировано ни одного вынужденного переселенца, а выполняемые УФМС России по Ставропольскому краю плановые мероприятия по снятию их с регистрационного учета определяют постепенное сокращение численности таких мигрантов. Большая часть официально зарегистрированных на территории края вынужденных переселенцев – 822 человека (437 семей) – являются выходцами из Чеченской Республики (64,7 %). Далее по степени убывания идет Казахстан (12,9 %), Азербайджан (7,2 %), Узбекистан (6,2 %), Грузия (3,8 %), Таджикистан (2,7 %), Туркмения (0,9 %), Армения (0,4 %) и прочие (1,2 %).
На 1 января 2012 г. в Ставропольском крае находилось 30,3 тыс. иностранных граждан. Увеличение численности иностранных граждан связано со стабилизацией положения в экономической сфере региона и выходом на докризисный уровень в связи с увеличением притока инвестиций в Ставропольский край и ведением активного строительства крупных объектов.
Самым массовым и динамичным иммиграционным потоком в настоящее время является внешняя трудовая миграция. В целях оптимизации потоков трудовой миграции в Ставропольском крае была проведена работа по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1137 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год» Ставропольскому краю была утверждена квота на 4540 человек[71]. Для сравнения: в 2011 г. квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам в регионе была выше на 409 человек.
Основными странами исхода трудовых мигрантов являются Узбекистан – 47,4 %, Украина – 14 %, Турция – 12,1 %, Таджикистан – 7,4 %, Азербайджан – 5,9 % и Армения – 5,3 %. Значительная часть иностранных работников занята в сфере строительства, оптовой и розничной торговли, в обрабатывающем производстве и сельском хозяйстве.
В последние годы Ставропольский край испытывает большой наплыв мигрантов из республик Северного Кавказа, в основном из Чеченской Республики и Дагестана, что приводит к изменению сложившегося национального баланса, а также ведет к обострению криминальной обстановки[72]. Одной из главных причин увеличения миграционных потоков на территорию Ставропольского края явились этнические конфликты на Кавказе. В силу благоприятных природно-климатических условий, а также в результате вооруженных конфликтов на Северном Кавказе и в Закавказье, ухудшения межнациональных отношений в других государствах СНГ Ставропольский край стал территорией, на которой оседают потоки беженцев и вынужденных переселенцев.
В результате обострения межнациональных отношений в Ставропольском крае в настоящее время с его территории происходит активный отъезд русского населения и его замещение выходцами с территорий Северного Кавказа. Причинами отъезда является чувство незащищенности перед вызывающим поведением кавказских мигрантов. Комментируя вопрос о проблемах с мигрантами в Ставропольском крае, Президент России В. В. Путин предложил в регионах-донорах миграционных процессов проводить активную воспитательную работу, в том числе используя ресурс религиозных и других общественных организаций[73].
В 1990-е гг. основными переселенцами на территорию Ставропольского края было русское и русскоязычное население из республик Северного Кавказа и Закавказья. В 2000-е гг. в регионе усилилось представительство кавказских народов, доля которых за последние 20 лет увеличилась на 7 %[74]. При этом основную нагрузку по притоку мигрантов приняли на себя приграничные муниципальные районы – Кировский, Курский, Нефтекумский, Левокумский, Степновский и Туркменский.
Негативное развитие миграционной ситуации на Юге России является следствием неэффективного государственного регулирования процессов миграции. При отсутствии четкой государственной политики в области межнациональных отношений в ближайшее время Ставропольский край может стать очередной зоной нестабильности Северо-Кавказского федерального округа. В некоторых районах Ставрополья межэтнические противоречия, приводящие к столкновениям сторон, стали неотъемлемой частью повседневной жизни края. Это вынуждает русское население переезжать в сопредельные регионы. Общая доля русских в национальной структуре Ставропольского края снизилась за 20 лет на 4 % и достигла в 2010 г. 80,1 %. В некоторых районах региона русские составляют уже менее половины населения. Так, в наиболее депрессивном Нефтекумском районе в сельской местности (без учета численности г. Нефтекумска) русские составляют только 37,6 %, ногайцы – 26,7 %, даргинцы – 12,9 %[75]. В перспективе это может привести к повторению событий в Кондопоге или даже более масштабным инцидентам[76].
По мнению некоторых исследователей, например Э. Н. Соболева, если доля мигрантов в регионе значительна и превышает 20 %, возникают этнические конфликты и затрудняется интеграция иммигрантов в российскую культуру, в результате чего могут образовываться весьма агрессивные этнические анклавы[77]. Когда иммигрантов немного, отношения между иностранцами и местным населением являются более гармоничными[78].
Увеличение инвестиций в экономику Ставропольского края способствовало созданию новых рабочих мест, обеспечило увеличение численности занятого населения. В январе 2013 г. численность экономически активного населения Ставропольского края составила 1336,3 тыс. человек, т. е. около половины общей численности населения. Среднегодовой темп роста ВРП (5 %) за пять лет превышает среднероссийский уровень.
В то же время в последние годы происходит старение кадрового потенциала, обусловленное демографической ситуацией, складывающейся в Ставропольском крае. Доля лиц старше трудоспособного возраста в численности всего населения в 2011 г. составила 21,5 %. Согласно прогнозу в ближайшие годы процесс демографического старения населения продолжится и доля такого населения к 2016 г. составит 23,2 %[79].
На 1 января 2012 г. уровень регистрируемой безработицы в Ставропольском крае составил 1,8 %, его снижение по сравнению с 2010 г. равнялось 10,0 %. Необходимо отметить, что в Ставропольском крае был отмечен самый низкий уровень безработицы среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Самый высокий уровень безработицы наблюдался в Чеченской Республике – 32,6 % и Республике Ингушетия – 17,7 %. В то же время уровень общей безработицы выше уровня регистрируемой безработицы более чем в 3 раза, что означает отсутствие большой части лиц трудоспособного возраста на рынке труда.
1.6. Характеристика некоторых институциональных изменений, произошедших в регионах
Анализ демографических и миграционных процессов, происходящих в трех субъектах Российской Федерации, рассмотренных выше в качестве примеров, показал, что в Забайкальском крае и в Республике Коми, имеющих в настоящее время естественный прирост населения, тем не менее наблюдается снижение общей численности населения благодаря значительному миграционному оттоку из этих регионов. У Ставропольского края, долгое время имеющего естественную убыль населения, которая только в 2012 г. сменилась естественным приростом, наблюдается обратная картина. Благодаря постоянному миграционному притоку на территорию региона в течение ряда лет наметилась устойчивая тенденция роста численности населения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Институциональные изменения в экономике российских регионов"
Книги похожие на "Институциональные изменения в экономике российских регионов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов"
Отзывы читателей о книге "Институциональные изменения в экономике российских регионов", комментарии и мнения людей о произведении.