» » » » Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник


Авторские права

Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник
Рейтинг:
Название:
Социальная педагогика. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7139-1014-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социальная педагогика. Учебник"

Описание и краткое содержание "Социальная педагогика. Учебник" читать бесплатно онлайн.



Учебник «Социальная педагогика» ориентирован на социально-педагогическую подготовку бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа»; включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.

Адресован студентам вузов, изучающим одноименный курс, предусмотренный Федеральным государственным образовательным стандартом, а также аспирантам и преподавателям вузов и колледжей, слушателям системы дополнительного социального образования по направлению «Социальная работа».






На протяжении всей жизни человек, формируясь как личность, постепенно расширяет и углубляет социальные, социокультурные интересы (лат. interest – имеет значение, важно) – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т. п.) участвующих в них индивидов, социальных групп, идеалы (греч. idea – идея, первообраз), то, что определяет высшую цель деятельности человека – стремления, личные ценности, социальные роли, приобретает опыт социального поведения.

Стремление – динамическое проявление склонности человека, чувственное отражение его потребностей, выражаемое в тяготении к какому-либо объекту или деятельности. Недостаточно осознанное стремление выступает как влечение.

Социальные (социокультурные) идеалы определяют направленность высших целей деятельности человека, обусловленные социально-педагогической деятельностью.

Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле – это наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности, в узком – нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Роль – это жизнедеятельность человека в системе норм, касающихся его поведения, общения и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль – выполнение человеком определенной социальной функции в соответствии со своим статусом, потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью и проч. Социальная роль может быть усвоена человеком на уровне знакомства (знает существо деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет ролью на уровне специалиста, опытного человека).

Опыт – совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков; отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое посредством чувственного восприятия на основе практики изменения мира; воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-либо нового в тех или иных условиях с целью исследования, испытания. Социальный опыт представляет собой совокупность практически усвоенных социальных знаний, умений, навыков; социальное изменение человека, его становление и дальнейшее совершенствование с учетом его взаимодействия с социокультурной средой жизнедеятельности, с другими людьми, окружающим миром в определенных кулыуросообразных сферах жизнедеятельности, воспроизведения им каких-либо социальных явлений, процессов на практике с целью познания и преобразования социальной действительности. Социальный опыт способствует социальному изменению человека, его становлению и совершенствованию как личности, а также усвоению им сложившейся в социуме культуры жизнедеятельности. Посредством его происходит передача сложившегося в обществе опыта и культуры от одного поколения к другому.

Как уже отмечалось, социализация происходит в процессе взаимодействия человека с другими людьми, социокультурной средой жизнедеятельности. Эти люди и факторы среды (учреждения), с которыми взаимодействует социализирующийся человек, выступают в качестве агентов социализации.

Выделяют агентов первичной и вторичной социализации:

– агенты первичной социализации – факторы непосредственного взаимодействия с человеком, оказывающие на его социализацию существенное влияние на ранних этапах жизни: родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок;

– агенты вторичной социализации – факторы, опосредованно или формально окружающие человека и оказывающие на его социализацию существенное влияние на поздних этапах жизни: учреждения и институты, представители администрации школы, университета, предприятия, армии, правоохранительных органов, церкви, государства, телевидения, радио, печати, партии, суда.

В связи с процессом усвоения социальных ролей выделяют различные виды социализации:

– поло-ролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяемых с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать);

– семейно-бытовая социализация способствует усвоению определенной семейной роли в соответствии с социальным положением в семье. Она проявляется в опыте семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей;

– профессионально-трудовая социализация осуществляется на основе социального опыта при выполнении человеком определенной профессиональной деятельности;

– субкультурно-групповая социализация предполагает освоение социальных ролей с учетом той культуры среды, где человек жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурное своеобразие поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая социализация отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружения, возраста, профессиональной деятельности и проч.

В процессе социализации реализуются индивидуальные предрасположенности человека к социальному совершенству. Они имеют наследственную и/или врожденную природу, а также приобретенную на предшествующих этапах развития. В процессе социального развития и воспитания человека они могут быть реализованы, приумножены, ослаблены или вообще не реализованы. Такие предрасположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности для развития человека. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в развитии человека.

Позитивные предрасположения – это базис социальных задатков для стимулирования направленного развития человека в процессе социализации, когда он может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Особенно это важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.

Негативные предрасположения – это своеобразие человека, которое либо ограничивает его в возможностях социального развития, либо имеет четко выраженный отрицательный социальный характер и может негативно сказаться в социальном развитии.

В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.

Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью, от которой и зависит, кем может стать в будущем человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследственность определяет только возможное, но еще не достаточное для социального развития личности, нужны еще соответствующие условия для их реализации и порой значительная личная роль человека.

Отрицательные предрасположения от наследования в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и другие, являются условиями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение условий, которые могли бы стимулировать развитие у них негативных предрасположений, превращение их в личностную реальность, позволяют сдерживать возможность их социально-негативного развития и воспитания. В этом и проявляется профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным ребенком и с его непосредственным окружением, прежде всего с родителями (лицами, их заменяющими).

Сторонники социогенного (социогенетического) направления в педагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все, что хочет воспитатель, можно сформировать у ребенка. Если последний не предрасположен к тому, что у него развивают, перспективы будут ограниченны. Кроме того, если не считаться с возможностями ребенка, то можно «сломать» его, разрушив личность. Также возможно, что воспитатель, не реализовав собственный позитивный потенциал воспитания ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Последствия такой воспитательной работы могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам, когда потребуется помощь психиатра или психолога, чтобы исправить ситуацию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социальная педагогика. Учебник"

Книги похожие на "Социальная педагогика. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Мардахаев

Лев Мардахаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Социальная педагогика. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.