» » » » Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник


Авторские права

Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник
Рейтинг:
Название:
Социальная педагогика. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7139-1014-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социальная педагогика. Учебник"

Описание и краткое содержание "Социальная педагогика. Учебник" читать бесплатно онлайн.



Учебник «Социальная педагогика» ориентирован на социально-педагогическую подготовку бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа»; включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.

Адресован студентам вузов, изучающим одноименный курс, предусмотренный Федеральным государственным образовательным стандартом, а также аспирантам и преподавателям вузов и колледжей, слушателям системы дополнительного социального образования по направлению «Социальная работа».






Сторонники социогенного (социогенетического) направления в педагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все, что хочет воспитатель, можно сформировать у ребенка. Если последний не предрасположен к тому, что у него развивают, перспективы будут ограниченны. Кроме того, если не считаться с возможностями ребенка, то можно «сломать» его, разрушив личность. Также возможно, что воспитатель, не реализовав собственный позитивный потенциал воспитания ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Последствия такой воспитательной работы могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам, когда потребуется помощь психиатра или психолога, чтобы исправить ситуацию.

Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства в воспитательной работе с ребенком биогенного, социогенного и других подходов. В процессе социального развития и воспитания ребенка нужно знать его особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые условия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ребенку.

Педагоги выделяют факторы, существенно влияющие на процесс социализации человека, а также агентов, при помощи которых они реализуются. Фактор (лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила какого-либо явления или процесса, определяющая его сущность, главное направление; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении – это все то, что непосредственно и опосредованно влияет на человека, группу, социум: идеология и политика государства, общество, семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр. Всю совокупность факторов можно сгруппировать по субъектному и объектному проявлению.

Объектные – это внутренние факторы, по отношению к которым проявляются и существенно сказываются внешние (субъектные), влияя на состояние, процессы, происходящие в них. К ним относятся: личностные (социальное и прочее своеобразие человека, его потенциал и состояние к проявлению в самосовершенствовании и самореализации); средовые (социокультурная среда социума – коллектива, группы, семьи, образовательного учреждения, формального или неформального объединения); воспитательные (потенциал воспитания). По существу – это потенциал, который может быть реализован или не реализован в процессе его развития под воздействием внешних факторов.

Субъектные (внешние) – все то, что непосредственно и опосредованно влияет на объект воздействия (личность, социум и ее членов), существенно сказываясь на его состоянии, процессах, происходящих в нем. К ним относится все то, что находит свое влияние на объект: личностные (произвольное или непроизвольное проявление потенциала и состояния одной личности на другую); средовые (непосредственное или опосредованное влияние факторов среды на личность и социум – коллектив, группу, семью, образовательное учреждение, формальное или неформальное объединение); воспитательные (действенность воспитания, ее результат).

Личностные (субъектные) факторы характеризуются влиянием своеобразия, потенциала и состояния человека, сдерживающего или стимулирующего его проявление в социокультурной среде, профессиональной сфере деятельности и способствующего накоплению им социального опыта или приобретению иного, соответствующего индивидуальным потребностям, интересам.

Средовые факторы представляют собой типичные и/или нетипичные для данного человека, социокультурной среды условия, сказывающиеся на его способности проявлять естественную активность, добиваться поставленной цели в самореализации, профессиональной деятельности.

Ури Бронфенбреннер (1917–2005) – известный американский специалист в области детской психологии – создал психологическую теорию экологических систем, согласно которой «психологическая экология» человека рассматривается как совокупность таких подсистем, как микросистема семьи, мезосистема локальной среды общения и проживания, экзосистема крупных социальных организаций и макросистема, формируемая совокупностью культурных обычаев и ценностей. Каждая подсистема – это совокупность (группы) факторов, существенно влияющих на социализацию человека:

– микросреда (микросистема) – непосредственное окружение человека с самого рождения, что оказывает наиболее существенное влияние на его развитие: семья, родители, обстановка в семье, условия жизни, игрушки, книги и т. д.;

– мезосистема – взаимозависимость, складывающаяся между различными жизненными областями, определяющими и значительно влияющими на действенность воспитания подрастающего поколения: школа и семья; объединения, в которые входят члены семьи; улица, где дети проводят свое время;

– экзосистема – общественные институты, органы власти, административные учреждения, которые опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка;

– макросистема – нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе, которые выступают нормативным регулятором воспитывающей системы.

А. В. Мудрик выделяет три группы факторов среды, влияющих на социализацию человека: макрофакторы – космос, планета, мир; мезофакторы – этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы – институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Факторы с позиции средовых (объектных) важно учитывать при проектировании социально-педагогической деятельности, анализе способов ее реализации и самой реализации. В этом случае можно прогнозировать достижение действенности в социально-педагогической деятельности.

Воспитательные факторы характеризуют особенности реализации внутреннего потенциала субъектов в воспитательной деятельности. К ним относятся реализация воспитателями себя, своего авторитета, педагогического мастерства (искусства воспитания) через направленность воспитания, цели, технологии воспитательной деятельности, средства воспитания. Они сказываются на результате воспитания человека и его последующем позитивном или негативном самопроявлении в жизни и деятельности. Под воздействием воспитания формируется своеобразие в культуре, самопроявлении; активность, соответствующая (не соответствующая) возможностям ребенка и стимулирующая (сдерживающая) его проявление в социокультурной среде жизнедеятельности. Такой результат может быть позитивным, характеризуя успешность растущего ребенка, молодого человека в жизни, или негативным – неумение проявлять себя в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц, достигать поставленных в жизни целей, скованность и пр.

Под воздействием внешних факторов меняются внутренние. Они совершенствуются или утрачивают имевшийся ранее потенциал. Факторы, негативно влияющие на человека, приводят к десоциализации (франц. des… – приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо + социализация) – утрата человеком по каким-либо причинам (под воздействием неблагоприятных для жизнедеятельности факторов: длительные болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дискомфортные для этого человека условия самопроявления) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.

Десоциализация также рассматривается как процесс, как проявление и как результат снижения социальности в чем-либо, социального опыта, обусловленного различными факторами. Особое место среди факторов, существенно сказывающихся на десоциализации человека, принадлежит личностным, средовым и воспитательным.

Личностные факторы характеризуются потенциалом и состоянием человека, сдерживающими проявление его активности в естественной среде, самоограничениями либо сменой характера привычной деятельности, способствующей приобретению иного социального опыта. Так, негативное (нездоровое) состояние организма сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность.

Средовые факторы в данном случае представляют нетипичные для данного человека условия, сказывающиеся на его способности проявлять естественную активность. К таким факторам относятся нетипичная новизна обстановки и давление со стороны коллектива, группы, отдельной личности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социальная педагогика. Учебник"

Книги похожие на "Социальная педагогика. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Мардахаев

Лев Мардахаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Социальная педагогика. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.