» » » » Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды


Авторские права

Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды

Здесь можно купить и скачать "Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды
Рейтинг:
Название:
Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-4263-0006-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды"

Описание и краткое содержание "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды" читать бесплатно онлайн.



Эта книга о жизни и творчестве великого русского писателя Н. В. Гоголя, подготовленная к 200-летию со дня его рождения, содержит анализ и обобщение с современных позиций всего созданного писателем более чем за 20 лет его деятельности. Кроме того, в работе приведены и прокомментированы основные труды отечественных литературоведов, посвященные Н. В. Гоголю. Таким образом, книга может быть полезна в качестве учебного пособия для студентов и специалистов-филологов, а также как интересное чтение для широкого круга массового читателя.






Юношеская поэма «Ганц Кюхельгартен» написана также в Нежине в 1827 году. Определяя жанр произведения как «идиллию в картинах», писатель не преувеличивает художественных достоинств поэмы, представляя ее как поэтически изложенные авторские мысли и переживания. В «Ганце…» семнадцать картин плюс эпилог и несколько лирических вкраплений, или вставок, в стиле песен. Действие происходит в Германии – начинается оно в ветхом уютном домике на берегу моря. Главные действующие лица – романтически настроенный, мечтательный юноша Ганц Кюхельгартен и его возлюбленная Луиза. Героиня вполне разделяет чувства своего любимого; это позволяет определить часто встречающиеся в поэме упоминания о страданиях Ганца как издержки авторских эмоций. Из окружающих лиц упомянуты старик Лодельгам, скрипач, которого всегда сопровождает маленький мальчик-шалун Фриц, прислуга Гертруда.

В деревне Люненсдорф, в двух милях от Висмара, в скромном домике проживает семья Вильгельма Бауха: глава семьи и его жена Берта, пастор (отец Берты) и две их дочери – старшая Луиза и младшая Фани. В старшую и был влюблен Ганц Кюхельгартен. Традиционным ямбом описывается жизнь этой семьи. В обширных и не вполне конкретных картинах отписывается Греция, Афины, древняя жизнь Парфенона, фонтаны, боги. В поэме перемежаются описания замков, прекрасных картин природы: автор целиком находится под влиянием романтической поэзии.

Любовная интрига поэмы развивается следующим образом: Ганц, видимо, вынужденно покидает свою возлюбленную. Луиза видит во сне, напоминающем сон Татьяны Лариной, «дикого» и «странного» своего возлюбленного:

Мне снилось: я в пустыне,
Вокруг меня туман и глушь.
И на болотистой равнине
Нет места, где была бы сушь…
Где ни возьмись, Ганц, дикий, странный

Она посещает библиотеку Ганца, где находит записку, вызывающую у нее «гробовой холод».

Гоголь вновь возвращается к покинутому главным героем Люненсдорфу, когда Ганц спустя два года возвращается в родные места. К этому времени уже скончался пастор, но по-прежнему грустит Луиза. Одинокий, с котомкой на плечах, как и полагается романтическому герою, бредет по дороге Ганц:

Звучит лирическая любовная песня Луизы. Поэма завершается счастливым соединением возлюбленных и пиром:

Пируют гости, рюмки, чаши
Кругом обходят и гремят;
И старики болтают наши,
И в танцах юноши кипят.

Эпилог поэмы представляет собой патриотическое воспевание родины главного героя – Германии.

Таким образом, весь Нежинский период прошел у Гоголя под знаком стихотворчества, хотя он пробовал себя и в прозе. Из воспоминаний товарищей по гимназии известно, что на одном из вечеров у гимназиста П. Т. Редкина в 1826 г. Гоголь читал свою славянскую повесть «Братья Твердиславичи». Она была даже представлена в школьном журнале «Звезда». Это самое раннее произведение Гоголя в прозе также было написано в «возвышенном» стиле. В кружке повесть была подвергнута критике и по приговору того же кружка была уничтожена самим автором. Это было второе произведение, уничтоженное Гоголем. Написано оно в 1825–1826 гг., автограф его не сохранился. Подобный стиль характеризовал произведения большинства сочинявших тогда гимназис тов. Еще не стерся в памяти «высокий» стиль классицизма, а публиковавшиеся произведения молодых современных писателей и поэтов – Жуковского, Пушкина, Карамзина – создавали у гимназистов впечатление «высокой» поэтической эклектики. Даже альбомные записи отмечены подобным напыщенным слогом.

К 1826 г. относится краткая запись Гоголя «В альбом В. И. Любича-Романовича», где говорится о чувствах и «несбыточных ожиданиях» юного мечтателя.

Из классных произведений Гоголя, написанных им в 1827–1828 гг., известны отрывки: «О том, что требуется от критики» (здесь автор требует от критики «строгости», «беспристрастности» и «благопристойности»); «Изложить законные обряды апелляции, как из низших инстанций в высшие и в департамент сената. Из русского права». Отрывки из трактата по истории «В какое время делаются славяне известно по истории, где, когда и какими деятелями они себя прославили до расселения своего, и какое их было расселение». Классные произведения в дальнейшем Гоголь использовал в специальных трудах по литературоведению, истории, географии, а затем и в художественных произведениях.

При творческой активности в Нежинской гимназии молодой Гоголь в то же время был человеком открытым и доступным для близкого общения. Судя по письмам, наиболее близкими друзьями Гоголя были гимназисты старших классов – Г. И. Высоцкий, А. С. Данилевский, П. А. Лукашевич. К 1827 г., когда он перешел в последний, девятый класс, и его друзья уехали – одни в Одессу, другие в Петербург, он почувствовал себя особенно одиноким. Гоголь продолжает активно наращивать свои знания: он изучает русскую и европейскую литературу, право. Наиболее интимные свои мысли он доверяет Г. И. Высоцкому и двоюродному дяде П. П. Косяровскому. В письмах этого периода обнаруживаются самолюбивые мечты и стремления. Он остро чувствует свою неординарность. В Нежине он не видит «ни одного, с кем бы мог слить долговременные думы свои». Он чувствует себя в Нежине сиротой, чужим человеком, «иноземцем, забредшим на чужбину». Характеризуя себя, Гоголь указывает на свою нетерпеливость, «сладкую уверенность» в своей значительности, стремление быть отмеченным людьми. Своеобразие этой «замкнутости», видимо, состояло в том, что она была как бы «односторонней»: самолюбивый Гоголь, широко используя свое остроумие, не допускал вольностей в свой адрес, будучи, так сказать, «себе на уме», в том числе и в вопросе о своих дальнейших планах. Десять лет спустя, в письме к своей петербургской ученице Марье Петровне Балабиной он так описывает особенности своего характера и поведения в школьные годы: «Когда я был в школе и юношей, я был очень самолюбив (не в том смысле самолюбив); мне хотелось смертельно знать, что обо мне говорят и думают другие. Я нарочно старался завести ссору с моим товарищем, и тот, натурально, в сердцах высказывал мне все то, что во мне было дурного. Мне этого было только и нужно; я уже бывал совершенно доволен, узнав все о себе». Это был, если можно так сказать, лукавый способ самопознания и самоусовершенствования. Он не хотел быть зарытым в «низкой неизвестности», «пресмыкаться» перед нежинскими «существователями», покрытыми «корою своей земности». Для него самое большое наказание – остаться в «неизвестности», которая стоит на пути реализации его «высоких» «предначертаний». Вместе с тем ему хочется быть «ясновидцем», проникающим в тайны жизни людей. Он указывает на «загадочность» своего характера, недоступность, сложность для восприятия окружающими, перед которыми он выступает то своенравным и умным, то «неотесанным», глупым и болтливым, то смиренным и кротким, угрюмым или задумчивым, идеальным мечтателем. Что-то из этих черт на самом деле присутствовало в его характере, что-то он приписывал себе по молодости, однако таланты его в разных сферах проявились в самом начале жизни. В. Капнист уже в начертаниях пятилетнего Гоголя заметил рифму.

Готовясь к самостоятельной жизни, Гоголь изучает «кой-какие ремесла». Он пишет о себе: «хороший портной, недурно раскрашиваю стены алфрескою живописью, работаю на кухне, и много уже кой-чего умею из поваренного искусства…». «Хлеб у меня будет всегда». Как видно, еще к раннему детству восходят его глубокие познания в мелочах быта, которые затем так поражали читателей его произведений. Он не пренебрегает малейшими нюансами. Собираясь к переезду в Петербург, он подробно расспрашивает своего друга Высоцкого о цене сукна на фрак и его шитье, о модных материях на жилет и панталоны, о «модных» расцветках одежд, в которых затем будут так уверенно себя чувствовать Хлестаков или Чичиков.

В последний год гимназии Гоголь усиленно изучает право, языки, пробуя себя затем в этих сферах. Свои мысли он доверяет лишь близким людям – Г. И. Высоцкому, А. С. Данилевскому, дяде П. П. Косяровскому. Товарища по гимназии Г. И. Высоцкого, годом раньше выехавшего в Петербург, Гоголь в своих письмах с уважительной завистью называет по имени и отчеству – Герасим Иванович. Всеми своими помыслами он в Петербурге. Он грезит о Неве, о море, вновь и вновь утверждая, что он лишь «с виду холодный, но в сердце пламенный к чувствам дружбы». Он рассматривает Высоцкого как близкого человека, с которым мечты делились поровну и с отъездом которого в Петербург эти меты сбылись только наполовину. В Нежине «дураки все так же глупы», – пишет Гоголь, имея в виду своих однокурсников. Недоволен он и гимназией, в том числе «наставниками», большинство которых относит к «профессорам-школярам». Исключение делается им для «редкого», как он говорит, человека, профессора права, инспектора Н. Г. Белоусова. Он упрекает преподавателей в «великом нерадении», «неискусности». Особенно плохо, с его точки зрения, учат языкам. Гимназию он называет «глупым заведением» и считает «потерянными» шесть лет пребывания в ней. Гоголь не сожалеет о том, что в гимназии у него не было возможности нанять дорогих воспитателей, благодаря которым без всяких усилий можно было получить высокие баллы по успеваемости. Он счастлив и тем, что мог учиться на казенный счет. И при этих условиях, говорит Гоголь, он смог «столько узнать еще».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды"

Книги похожие на "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Крупчанов

Леонид Крупчанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды"

Отзывы читателей о книге "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.