» » » » Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение


Авторские права

Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение
Рейтинг:
Название:
Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1923-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение"

Описание и краткое содержание "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлен анализ настроений и ожиданий населения Беларуси в различных сферах жизни общества (экономической, социальной, политической), позволяющий выявить основные тенденции социокультурных изменений в стране в их отражении в массовом сознании. Эмпирической базой проведенного исследования являются данные, полученные в ходе многолетних мониторинговых замеров, проводимых в Институте социологии НАН Беларуси.

Рассчитана на студентов, аспирантов, профессиональных социологов, а также читательскую аудиторию, интересующуюся современным социальным развитием Беларуси.






Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что в процессе дальнейшего совершенствования системы государственного управления следует предпринять в первую очередь?» (по данным исследования в июле 2014 года)


В современных условиях высокого динамизма, неустойчивости и трансформационных изменений экономических, политических, социальных и культурных процессов и отношений, происходящих в мировом сообществе, стратегическими направлениями общественно-политического развития Республики Беларусь являются:

обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета и незыблемости конституционного строя;

соблюдение конституционных прав и свобод человека, достижение высокого уровня и качества жизни граждан;

обеспечение экономической, политической и социальной стабильности, создание условий для устойчивого демографического, экономического, политического, социального и культурного развития общества;

повышение эффективности работы органов государственной власти и управления, развитие местного самоуправления, доступность и гласность в работе государственного аппарата, усиление ответственности руководителей всех уровней за принятые решения;

учет общественного мнения и научных достижений при принятии важных государственных решений;

совершенствование избирательной системы, введение прямых выборов гражданами руководителей местных органов государственного управления;

декоррупцинизация государственного аппарата и борьба с протекционизмом;

развитие институтов гражданского общества, достижение сбалансированности политических, социальных и культурных интересов граждан, общественных объединений и государства, общественный консенсус по ключевым вопросам развития Республики Беларусь;

активизация политико-партийного строительства, сотрудничество государства с оппозиционными политическими партиями, движениями, правозащитными и другими организациями;

обеспечение мировоззренческого, политико-идеологического национального, религиозного и иного плюрализма, толерантности и солидарности в белорусском обществе.

Учитывая результаты опросов общественного мнения, можно полагать, что одним из направлений совершенствования и дальнейшего развития политической системы современного белорусского общества являются децентрализация государственного управления и модернизация деятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление как форма народовластия является основой демократического общества. Социально-правовой статус местного самоуправления закреплен в Конституции Республики Беларусь 1994 года и Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 года. Сущность местного самоуправления проявляется в том, что оно – неотъемлемая органическая часть политической системы и одновременно важнейший институт гражданского общества, форма непосредственной демократии и народовластия. Органы местного самоуправления укрепляют публичную власть, делают ее более гибкой и эффективной, так как являются доступными для людей, максимально приспособлены к использованию имеющихся ресурсов для удовлетворения потребностей населения.

Местное самоуправление как форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения социальных, экономических и политических вопросов местного значения, на практике осуществляется через Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах. Наравне со структурами местного самоуправления функционируют органы местного государственного управления в лице исполкомов и администраций местных органов исполнительной и распорядительной государственной власти. Таким образом, в стране на местном уровне функционирует смешанная государственно-общественная модель местного самоуправления, с преобладающим правом государственных структур по практическому решению вопросов местного значения. Система местного самоуправления Республики Беларусь не является исключением из общепризнанного стандарта и международной практики. Такая же модель местного самоуправления с различными вариациями существует в ряде других стран – в Германии, Австрии, Японии, в отдельных постсоциалистических и развивающихся странах. Вместе с тем по данным опроса, проведенного Институтом социологии в ноябре 2013 года, только 26 % респондентов удовлетворены уровнем развития местного самоуправления, а 44 % респондентов высказываются за необходимость модернизации политической системы. При этом каждый десятый респондент полагает, что децентрализация государственного управления и развитие местного общественного самоуправления являются важным направлением демократизации белорусского государства, а 28 % – согласны в свое свободное время принимать активное участие в работе органов местного самоуправления. По мнению граждан, в плане развития местного самоуправления целесообразно активно привлекать граждан к работе органов местного самоуправления (22 %), шире освещать в СМИ их работу (22 %), ограничить власть местной бюрократии (18 %), морально и материально поощрять местных активистов (18 %), создавать механизмы реального влияния местного самоуправления на выборы и работу органов государственного управления (11 %), оказывать образовательную, материальную и другую помощь органам местного самоуправления (11 %), принять новый Закон о местном самоуправлении (7 %), расширить права органов местного самоуправления (7 %).

В этом контексте можно использовать базовые принципы и положения Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы 15 октября 1985 года, которая рассматривает местное самоуправление как важный институт демократии и исходит из общественной теории местного самоуправления. В соответствии с ней органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они являются автономными и самостоятельными структурами, а коммунальная собственность наряду с государственной и частной собственностью является одной из форм собственности, закрепленной в Конституции. Система местного самоуправления ориентируется на максимальное вовлечение местного сообщества в управление местными делами. Одновременно с этим заслуживают поддержки предложения некоторых белорусских ученых-юристов о необходимости более четкого законодательного разграничения понятий «местное самоуправление» и «местное государственное управление», а также нормативно-правовое распределение их компетенции, форм подотчетности и взаимодействия. По их мнению, органы местного самоуправления должны быть максимально самостоятельными в решении вопросов местного значения, иметь достаточные самостоятельные финансовые возможности для решения вопросов местного значения, т. е. быть полноценными институтами правового государства и гражданского общества, функционировать на началах паритетного взаимодействия с органами государственной власти и управления.

Социологический опрос, проведенный Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре 2013 года, показал, что большинство населения (72 %) проявляют интерес к политическим событиям в Беларуси, 61 % – к событиям в ближнем зарубежье, а 52 % – в странах дальнего зарубежья. Практическая политическая активность населения страны является достаточно высокой. Так, в той или иной форме в общественно-политической жизни принимают участие около 70 % респондентов (наиболее активно это проявляется в выборах Президента Республики Беларусь, выборах в местные Советы депутатов, выборах в Парламент). Однако в деятельности политических партий принимают участие только 1 % опрошенных, обсуждении законопроектов – 2 %. В деятельности общественных организаций принимают участие треть граждан, большинство из них в работе профсоюзных организаций – 16 %, политических движениях – около 1 %, благотворительных организациях – 5,2 %. К сторонникам какой-либо партии относят себя только 3,6 % опрошенных (больше всего к Коммунистической партии, партии «Зеленых» и Аграрной партии, партии «Громада», Республиканской партии труда и справедливости и Либерально-демократической партии).

По мнению населения, в стране должны действовать сильные политические партии (47,1 %). Они необходимы, прежде всего, для того, чтобы выражать и защищать интересы граждан (33 %), бороться с бюрократизмом, коррупцией и произволом чиновников (22,3 %), содействовать повышению государственного управления (22 %), обеспечивать наличие политической конкуренции и возможности выбора политических лидеров (18,4 %), контролировать работу органов государственной власти и управления (15,9 %), обеспечивать развитие демократии (14,3 %). Большинство опрошенных полагают, что в стране должны функционировать не одна, а несколько больших политических партий, которые работали бы, опираясь на собственные материальные ресурсы, без помощи со стороны государства (соответственно 20,7 и 45,4 %). При этом ни Президент, ни Премьер-министр, по мнению многих, не должны быть лидерами каких-либо партий. Значительная часть населения высказывает мнение, что в настоящее время нецелесообразно переходить к формированию Парламента по партийным спискам, предпочтение отдается мажоритарной пропорциональной системе выборов, что является оправданной моделью избирательной системы в условиях неразвитости партийного строительства и утраты доверия населения к политическим партиям. Вместе с тем население полагает, что в парламенте страны могут и даже должны быть представлены оппозиционные политические партии (за – 36,1 %, против – 23,7 %). Конечно, это зависит от активности данных партий, но также и от политической воли властных структур.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение"

Книги похожие на "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение"

Отзывы читателей о книге "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.