» » » » Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение


Авторские права

Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение
Рейтинг:
Название:
Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1923-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение"

Описание и краткое содержание "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлен анализ настроений и ожиданий населения Беларуси в различных сферах жизни общества (экономической, социальной, политической), позволяющий выявить основные тенденции социокультурных изменений в стране в их отражении в массовом сознании. Эмпирической базой проведенного исследования являются данные, полученные в ходе многолетних мониторинговых замеров, проводимых в Институте социологии НАН Беларуси.

Рассчитана на студентов, аспирантов, профессиональных социологов, а также читательскую аудиторию, интересующуюся современным социальным развитием Беларуси.






государство законности и порядка, справедливости и солидарности, партнерства и ответственности – 39,3 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области – 49,3 %, минимальный – среди жителей Витебской области – 31,5 %;

социально справедливое общество – 38,4 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области – 53,6 %, минимальный – среди жителей Витебской области – 28,2 %;

страна с высоким уровнем жизни – 37,1 %, максимальный показатель среди жителей Брестской области – 57,7 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 22,7 %. Социологически значимых различий в оценках будущего социально-политического облика Беларуси среди респондентов разных возрастов, городских и сельских поселений не наблюдается.

Наравне с позитивными тенденциями общественного развития, результаты мониторинговых социологических исследований свидетельствуют, что в современном белорусском обществе имеет место некоторый дисбаланс между недостаточной эффективностью деятельности органов государственного управления, несовершенством национального законодательства, неразвитостью местного самоуправления и других институтов гражданского общества, распространенностью коррупции и злоупотребления служебным положением, с одной стороны, и динамично растущим уровнем образования и культуры населения, новой демократически ориентированной системой ценностей, жизненных ориентаций и социальных ожиданий большинства граждан страны – с другой. Население проявляет готовность принимать активное участие в обсуждении законопроектов и принятии государственных решений, в деятельности политических партий и общественных движений, в выборах местных органов государственной власти и самоуправления, контроле деятельности органов государственной власти и управления и в других формах общественно-политической жизни страны. Одновременно с этим социологические опросы свидетельствуют, что в деятельности органов государственной власти и управления в настоящее время имеется много недостатков: волокита (44,1 %), невнимание к гражданам (39,2 %), использование должности в личных целях (37,8 %), непрофессионализм (28,7 %), взяточничество, коррупция (27,4 %), принятие решений в обход закона (20,4 %).

По мнению населения, в ближайшие десятилетия для Беларуси наиболее актуальными и реально возможными могут быть следующие политические и социальные проблемы, трудности и угрозы, которые необходимо учитывать в процессе социального прогнозирования и социально-политической деятельности:

уменьшение численности населения из-за низкой рождаемости (37,4 %);

утрата белорусского языка (35,8 %);

рост пьянства и наркомании (34,9 %, особенно среди жителей села – 39,4 %);

резкий наплыв мигрантов из других стран (30,5 %);

снижение уровня жизни (24,8 %);

рост преступности (20,3 %, особенно среди жителей села – 23,9 %);

труднодоступность медицинской помощи (19,2 %);

втягивание Беларуси в военные конфликты за пределами страны (17,1 %);

кризис национальной культуры и ее растворение в других культурах (16,7 %, особенно среди жителей городов (18,5 %) и молодежи 20–29 лет (18,1 %));

ограничение прав и свобод (16,5 %, особенно среди жителей городов (17,3 %) и молодежи 20–29 лет (17,9 %));

передел собственности (14,6 %);

кризис системы образования (14,0 %);

кризис национальной науки (13,5 %);

рост террористической угрозы (11,7 %);

возникновение внутренних социальных, этнических, конфессиональных и других конфликтов (11,4 %);

потеря государственного суверенитета (7,9 %);

приход к власти экстремистских сил (5,6 %) (данные опроса в июле 2014 г.).

В последнее время современными белорусскими политологами – теоретиками и практиками, по нашему мнению, необоснованно много внимания уделяется важности и необходимости учета историко-национальных особенностей развития белорусского народа и общества, поиска национального пути и собственной оригинальной модели развития экономической и политической систем белорусского общества. При этом акцент делается не столько на специфику, а главным образом на уникальность и великую историческую миссию славянской цивилизации[7]. Такой подход представляется ограниченным не только с точки зрения теоретико-методологических принципов научного исследования, не учитывающего диалектическое единство общего, особенного и единичного, диалектику сущности и явления, но такая идеолого-политическая позиция и установка препятствует прогрессивному развитию белорусского общества, отбрасывая его на периферию мирового исторического развития.

Актуальными социальными потребностями, как свидетельствуют результаты мониторинговых социологических исследований, являются совершенствование и дальнейшее развитие политической системы белорусского общества, оптимально сочетающего социальные инновации и преемственность, эволюционный процесс системных преобразований в структуре, формах и технологиях деятельности органов государственной власти и управления, политических партий, общественных формирований и других институтов гражданского общества. В современных условиях социально-экономического и культурного развития модернизацию политической системы общества целесообразно ориентировать на демократизацию государственного управления и развитие гражданского общества, повышение эффективности социально-политического управления, развитие местного самоуправления, обеспечение социального порядка и устойчивого прогрессивного развития социума. По данным социологического опроса, проведенного в ноябре 2013 года, 44 % респондентов полагают, что существующая в стране политическая система нуждается в совершенствовании (из них 19 % – полностью убеждены в этом, а 25 % – «скорее да, чем нет»). В наибольшей степени курс на модернизацию политической системы поддерживают жители г. Минска и Брестской области (соответственно 57,3 и 53,3 %), горожане (46,5 %) и молодежь до 30 лет (51,5 %). По мнению населения, дальнейшее развитие политической системы необходимо для того, чтобы обеспечить повышение уровня благополучия и качества жизни населения (31 %), снизить уровень коррупции среди чиновников (15 %), уменьшить бюрократизм в органах власти и управления (14 %), обеспечить большую социальную справедливость (11 %), обеспечить развитие демократии и формирование гражданского общества (10 %).

Наиболее важными переменами, востребованными обществом, в контексте модернизации политической системы страны, по мнению населения, являются:

усиление ответственности руководителей всех уровней за принятые решения (40 % – по данным опроса в ноябре 2013 г. и 45,5 % – по данным опроса в июле 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области – 55,2 %, минимальный – среди жителей Могилевской области – 39,0 %);

повышение эффективности и открытости работы государственного аппарата (38 % – ноябрь 2013 г. и 43,5 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области – 50,7 %, минимальный – среди жителей Брестской области – 30,2 %);

установление контроля доходов и расходов чиновников (34 % – ноябрь 2013 г. и 40,1 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области – 53,9 %, минимальный – среди жителей Брестской области – 29,7 %);

учет общественного мнения при управлении государством (29 % – ноябрь 2013 г. и 34,4 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области – 41,8 %, минимальный – среди жителей Гомельской области и г. Минска – по 30,5 %);

децентрализация власти и управления, развитие местного самоуправления (15 % – ноябрь 2013 г. и 10,5 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области – 16,0 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 6,1 %);

введение прямых выборов руководителей местных органов власти и управления (13 % – ноябрь 2013 г. и 17,6 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области – 28,2 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 11,8 %);

переход на выборах в Парламент к голосованию как по отдельным кандидатам, так и по партийным спискам (к смешанной системе выборов) – 9,9 % – июль 2014 г. максимальный показатель среди жителей Брестской области – 18,3 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 2,2 %;

учет мнения оппозиции при принятии политических решений и управлении государством (9 % – ноябрь 2013 г. и 7,9 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области – 13,4 %, минимальный – среди жителей Минской области – 3,1 %);

привлечение общественных организаций к принятию политических решений и управлению государством (9 % – ноябрь 2013 г. и 11,6 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области – 21,8 %, минимальный – среди жителей Могилевской области – 4,0 %). Социологически значимых различий в структуре наиболее важных перемен, востребованных обществом среди респондентов разных возрастов, жителей городских и сельских поселений, не наблюдается (рис. 5).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение"

Книги похожие на "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение"

Отзывы читателей о книге "Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.