» » » Анатолий Минин - Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи


Авторские права

Анатолий Минин - Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Минин - Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Минин - Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи
Рейтинг:
Название:
Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9907452-6-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи"

Описание и краткое содержание "Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи" читать бесплатно онлайн.



В настоящем пособии в наглядной форме изложен материал элективного курса «Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи» в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины магистерской подготовки 030900.68 Юриспруденция. Данное пособие – попытка системно и лаконично изложить историко-социологические, психолого-педагогические и социально-правовые аспекты многоплановых исследований девиантного поведения, проводимых специалистами разных отраслей науки, и дать представление о природе отклоняющегося поведения и мерах предупреждения девиаций, особенно в среде несовершеннолетних (детей и подростков) и молодежи.

Для самостоятельной работы студентов-магистрантов всех форм обучения юридических образовательных учреждений высшего профессионального образования.






В социальных науках «норма» – интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень» (Е. Э. Смирнова, В. Ф. Курлов, М. Д. Матюшкина). С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается и в пограничных состояниях. В целом, социальная норма – социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.

Социальная норма – необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Она определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого, дозволенного или обязательного поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (Я. И. Гилинский).

В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного (классово ограниченного, субъективистского, мифологизированного, религиозного) отражения объективных закономерностей. В последнем случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Различные нормативные субкультуры (научные, преступные и иные сообщества) существуют одновременно, и для общества социальные отклонения позитивно или негативно значимы.

Позитивные (социальное творчество: общественно-политическое, научное, техническое, художественное) служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения.

Негативные (социальная патология: преступность, суицид, безнадзорность, беспризорность, наркотизм, пьянство/алкоголизм/, социальный паразитизм, проституция) – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы.

Медицинский подход. Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Педагогический подход. Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому молодой человек принадлежит.

Психологический подход. Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Правовой подход. Девиантное поведение – это отклоняющееся от установленных обществом и государством правовых норм и стандартов. Система поступков (действий): от дисциплинарных, административно-правовых, гражданско-правовых, иных правовых проступков до уголовно наказуемых действий (бездействия) – преступлений.

Обратим внимание на современные проблемы отклоняющегося (от норм права, морали, нравственности, правил человеческого общежития) поведения детей, подростков и молодежи[5]. Их девиантное поведение часто называют проблемным. И на практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с отклоняемым или отвергаемым, то есть не принимаемым взрослыми поведением.

Виды и типы девиантного поведения подразделяют на следующие подгруппы.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие психопатологии (явной или скрытой). Эту группу составляют такие типы, как астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

При нарушенной психической деятельности лица, совершившего общественно опасное деяние, суд назначает медицинскую экспертизу. При этом заключение судебно-психиатрического эксперта может быть разным: лицо могут признать вменяемым или может быть диагностировано психическое расстройство и сниженный порог контроля за собственными действиями. Заметим, психическое расстройство это одно, невменяемость – совершенно другое. Определение ограниченной вменяемости есть в ст. 22 УК РФ. Понятие невменяемости содержится в ст. 21 УК РФ, где упоминается медицинский критерий – установление диагноза. Это прерогатива и ответственность психиатра. Для признания человека невменяемым одного лишь наличия психического расстройства недостаточно. Нужно доказать наличие юридического, или так называемого психологического критерия. Он прописан следующим образом: невменяемым является лицо, которое вследствие психического расстройства, и ничего другого, неспособно во время совершения деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо ими руководить. Причем установление юридического критерия является совместной компетенцией профессиональных юристов и медиков-психиатров.

По обобщенным статданным за 2012 год, в России на судебно-психиатрическую экспертизу было направлено свыше 143 тыс. человек, то есть порядка тринадцати из каждой сотни привлеченных к уголовной ответственности лиц. Данный показатель – наиболее высокий за последние годы. Лица с психическими расстройствами из направленных составили 66 процентов. Невменяемыми признаны 7,4 % освидетельствованных – 10 612 чел. Таким образом, невменяемых – примерно один процент из общего числа привлеченных к уголовной ответственности. И это стабильный показатель уже многие годы[6].

Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или правонарушений (преступлений). Соответственно говорят и о поведении: аморальном (безнравственном) или делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном). Отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития поведение проявляется в молодежной среде в разных формах социальной патологии: пьянстве, наркомании, токсикомании, табакокурении, беспризорности, безнадзорности, бродяжничестве, суициде, воровстве и т. д. Перечень их со временем может изменяться.

Тема 2

История вопроса: отклоняющееся (девиантное) поведение несовершеннолетних и молодежи в России и за рубежом

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ)

Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Значение социальных норм для человека и общества. Функции и классификация социальных норм. Истоки возникновения соционормативных представлений. Два подхода к нормогенезу: социально-исторический и системно-конструктивный. Понятие и признаки социального отклонения. Генезис и природа социальных отклонений в России. История девиантологических идей, социологии девиантности в России. Социология девиантности и социальный контроль (девиантология) как специальные социологические теории. Образ жизни и социальная норма. Морфологическая структура нормы: диспозиции и императив. Аксиология социальных норм. Норма как регулятор отношений и поведения человека. Социальные нормы как фактор социализации и воспитания. Соотношение понятий «социальная норма», «социальные отклонения» и «отклоняющееся (девиантное) поведение».

Основные подходы, объясняющие эти феномены: учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса; теория связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли; теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н. Дж. Смелзера; теория социальной аномии Э. Дюркгейма; биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях З. Фрейда и Ч. Ломброзо. Преступность как естественное отклонение от средней нормы поведения, отклоняющееся поведение – двигатель прогресса (Э. Дюркгейм). Типы девиаций, их характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу).

Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К. Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого, математика-статистика Л. А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, он пришел к выводу, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и порядок преступлений, вытекающих из его организации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи"

Книги похожие на "Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Минин

Анатолий Минин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Минин - Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи"

Отзывы читателей о книге "Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.