» » » » С. Шер - Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)


Авторские права

С. Шер - Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)

Здесь можно купить и скачать "С. Шер - Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Литагент ПедиатрЪc6020205-23f4-11e6-9c02-0cc47a5203ba, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Шер - Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)
Рейтинг:
Название:
Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-904753-11-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)"

Описание и краткое содержание "Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)" читать бесплатно онлайн.



В книге освещаются организационные и структурные изменения, включая подразделения медицинской службы, которые происходили в Императорском Московском воспитательном доме на протяжении XIX и начале XX в.в. Все представленные в книге данные и факты основаны на достоверных источниках, полученных в результате изучения архивных документов, медицинских отчётов, статей из медицинских и исторических журналов и книг. Приведённый иллюстративный материал дополняет воссозданную картину истории Московского воспитательного дома, сыгравшего чрезвычайно важную роль в развитии системы охраны здоровья детей в России. Книга предназначена для врачей, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной педиатрии.






Обучая бесплатно своих питомцев в собственных учебных заведениях, Воспитательный дом готовил их к будущей самостоятельной жизни, а также создавал кадры для своих учреждений: учителей для сельских школ, фельдшериц – для своих больниц, акушерок – для Родильного госпиталя [4].

1.11. Фельдшерская школа

Фельдшерская школа Императорского Московского воспитательного дома была учреждена «в силу Высочайше утверждённого устава 1840 г.» с целью получения воспитанниками «низшего специально-врачебного образования», по окончании которого они получали фельдшерское звание и работу в больницах, лечебницах и аптеках учреждений Императрицы Марии, в земских управах и других гражданских ведомствах [19].

Школа находилась под непосредственным руководством почётного опекуна и управляющего Воспитательным домом и Малолетним отделением. Прежде чем её открыли в бывшем доме графа Разумовского, у школы были те же организационные проблемы с помещением, что и у Малолетнего отделения.

«Вследствие отношения господина почётного опекуна Опекунского совета тайного советника князя А. П. Оболенского, от 26 происшедшего февраля 1842 г. № 9 господину Министру Государственных имуществ: Просим господина Военного министра о передаче в ведение Московского воспитательного дома, находящегося при доме графа Разумовского и занимаемого ныне Военным госпиталем для помещения в оном вновь учреждённой по Высочайшему Его Императорского Величества повелению школы для образования фельдшеров для казённых селений».[25]

Рассчитанная на 250 мест, Фельдшерская школа открылась в 1845 г. в двухэтажном флигеле бывшей городской усадьбы графа Разумовского, занимаемом Малолетним отделением.

Это была одна из первых в России фельдшерских школ, где учились преимущественно сельские питомцы Московского воспитательного дома в возрасте от 14 до 17 лет. Кроме того, сюда принимали учащихся из всех сословий с оплатой за учёбу 150 руб. в год, а также сыновей умерших фельдшеров, прослуживших в ведомстве Опекунского Совета не менее 15 лет, с платой за них из общих доходов Воспитательного дома. Ко всем поступавшим в школу ученикам предъявлялись требования: «должны быть здорового телосложения и иметь достаточно развитые способности. Учащиеся школы учились основам латыни и общеобразовательным дисциплинам. Среди изучаемых предметов были: фармакогнозия, фармакология, фармацевтическая химия, рецептура, анатомия, физиология, общая, частная и хирургическая патология с учением о переломах и вывихах, оперативная хирургия, десмургия, гигиена».[26]

В январе 1848 г. по ходатайству почётного опекуна князя А. П. Оболенского при Фельдшерской школе открывается больница для практического образования питомцев. В ней воспитанники Дома учились оказывать больному первую медицинскую помощь. В больнице работали 2 врача, 1 аптекарь, 10 старших фельдшеров из числа питомцев, окончивших в школе полный курс обучения, и около 40 учеников старшего класса.

В данном лечебном учреждении принимали всех больных, независимо от возраста, пола и состояния с 8 ч. утра до 1 ч. дня. Если пациентов было много, больница закрывалась позже. Для экстренных случаев (переломы, вывихи и другие острые состояния) в больнице открыли костоправное отделение на 10 коек, где круглосуточно дежурили медицинские работники. Осмотр больных, процедуры, медицинские рекомендации и лекарства были бесплатными. Больные при необходимости могли оставаться в больнице до окончательного выздоровления на полном обеспечении Фельдшерской школы.

Кроме того, ежедневно воспитанников Фельдшерской школы направляли на практические занятия в Московский военный госпиталь, где они учились под руководством специально приглашённых докторов.

Медикаменты закупало руководство школы, лекарства растительного происхождения собирали сами питомцы в ботаническом саду, разбитом при школе.

Больных всегда было предостаточно. Так, в 1848 г. в больнице было принято около 8 тыс. человек. «Месяц от месяца больше и больше прибегает народ за помощью; по праздникам, когда простой, рабочий народ свободен от обычных занятий своих, число больных часто простиралось за сто, в будничные дни до сорока и более».[27]

«Сначала 1873 г. почётный опекун Воспитательного дома Александр Карлович Пфель, желая ещё более усилить практическое образование воспитанников, разрешил принимать в костоправное отделение, кроме больных с переломами и вывихами, больных с другими наружными болезнями, преимущественно с теми, которые требуют оперативного пособия».[28]

На объединённом собрании «обоих присутствий Опекунского совета учреждений Императрицы Марии от 30 и 31 мая 1875 г. было предложено перевести Фельдшерскую школу в Голицынскую больницу, а в занимаемом здании открыть Учительскую семинарию».[29]

Так, в 1876 г. во флигель, занимаемый Фельдшерской школой, переехала Учительская семинария, в которой учились исключительно воспитанники сельских школ Воспитательного дома, а Фельдшерская школа была переведена в Голицынскую больницу, входившую в состав Ведомства Учреждений Императрицы Марии, благодаря чему учащиеся стали получать лучшую клиническую практику [18]. На новом месте «классные комнаты помещали 300 воспитанников. Помещение больных было роскошно, больничные палаты внутри здания. Благоприятная особенность больницы заключалась в том, что не было скопления больных в операционных».[30]

1.12. Благотворительность

Ежегодно более миллиона рублей расходовалось на содержание Московского воспитательного дома, включая средства на медицинскую помощь, призрение детей в самом Доме и сельской местности, их первоначальное обучение. Однако этих средств было недостаточно «для дальнейшего развития питомцев, обучения и воспитания, более выдающихся из них людей с целью дать им впоследствии лучшую зарплату и лучшее будущее».[31]

В 1888 г. управляющий Московским воспитательным домом Б. А. Нейдгарт «ходатайствовал об учреждении Благотворительного общества при Доме для привлечения частной благотворительности в помощь тем средствам, которые Монаршими щедротами отпускались на содержание означенного Дома…».[32]

Императрица положительно отнеслась к предложению создать новое благотворительное общество, устав которого был утверждён Опекунским советом 23 июля 1888 г., а 16 сентября того же года при Московском воспитательном доме состоялось его открытие. Новое общество было названо Николаевским и причислено к учреждениям Императрицы Марии.

Создание при Московском воспитательном доме Николаевского благотворительного общества было встречено с особым сочувствием со стороны частной благотворительности, которая давала пожертвования в виде как ежегодных, так и единовременных крупных взносов. За первый год деятельности общества было собрано 26 тыс. рублей, из которых 800 руб. пошло непосредственно «нуждающимся в попечении увечным питомцам, равно как и тем из здоровых, которые выдающимися способностями окажутся достойными дальнейшего образования и воспитания, могущего дать им возможность стать со временем полезными деятелями на поприще государственной службы».[33]

Благотворительностью занимался также Дом призрения штаб- и обер-офицеров графини М. П. Шереметевой. «Этот дом был основан согласно завещанию и воле покойной жертвовательницы Марии Петровны Шереметевой на оставленный ею капитал» и «имел назначение давать приют и полное содержание престарелым, слабым и не имеющим средств к жизни чиновникам штаб- и обер-офицерского звания, как военных, так и гражданских чинов, не могущим уже более продолжать своего служебного поприща».[34]

«Ближайшее заведование Домом призрения было поручено его смотрителю, должность которого вместе с утверждённым штатом была Высочайше установлена ещё 18 декабря 1854 г. С 11 февраля 1884 г., согласно Высочайшего повеления, управление Домом призрения было соединено с Воспитательным домом и подчинено почётному опекуну, управляющему Императорским Московским воспитательным домом»[35].

Все питомцы, страдавшие врождёнными уродствами, совместимыми с жизнью, тяжёлыми хроническими инвалидными заболеваниями и получившие увечье, имели право на призрение в старости в домах призрениях и богадельнях, принадлежавших ведомству Московского воспитательного дома.

1.13. Посещение Московского воспитательного дома отечественными и иностранными врачами и другими гостями

В марте 1866 г. в газете «Воскресный досуг» была напечатана статья о Московском воспитательном доме, которая начиналась с признания: «Россия поздно начала жить общею жизнью с образованною Европой, но едва ли в это короткое время она меньше других держав успела сделать хорошего для общественной пользы. Наши детские приюты, воспитательные дома, богоугодные заведения и институты девиц могут называться образцовыми по цели своего учреждения».[36]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)"

Книги похожие на "Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Шер

С. Шер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Шер - Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)"

Отзывы читателей о книге "Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.