» » » » Александр Баранов - Институт педиатрии


Авторские права

Александр Баранов - Институт педиатрии

Здесь можно купить и скачать "Александр Баранов - Институт педиатрии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Литагент ПедиатрЪc6020205-23f4-11e6-9c02-0cc47a5203ba, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Баранов - Институт педиатрии
Рейтинг:
Название:
Институт педиатрии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-906332-08-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Институт педиатрии"

Описание и краткое содержание "Институт педиатрии" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена становлению и развитию Института педиатрии в период с 1940 г., когда он был преобразован из Центрального института охраны материнства и младенчества, по 1998 г., когда вошел в состав вновь созданного Научного центра здоровья детей РАМН. В книге освещены причины создания Института, отражены структурные и штатные изменения в процессе его функционирования, показаны организация и формирование первых в стране педиатрических специализированных клинических и лабораторно-диагностических подразделений, отечественных научных школ, роль ученых в создании головного многопрофильного научно-исследовательского учреждения педиатрического профиля. Представленные данные основаны на результатах изучения архивных документов Министерства здравоохранения и Академии медицинских наук, монографий, актовых речей ученых Института, статей из медицинских журналов и научных сборников.

Книга предназначена для врачей, а также широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной педиатрии.






В отделении недоношенных сектора физиологии ребенка в 1943–1946 гг. проводились исследования двух форм воспаления легких: пневмонии как осложнения гриппа и при токсико-септических состояниях. С 1945 г. отмечалось значительное снижение летальности от гриппозной формы пневмонии в результате комбинированного лечения с использованием сульфаниламидов и пенициллина при почти 100 % летальности от токсико-септической пневмонии при тех же методах терапии. Был сделан вывод, что для снижения летальности необходима борьба с токсико-инфекционными заболеваниями у недоношенных детей с соблюдением комплекса профилактических мер [10].

Заведующий лабораторией возрастной физиологии профессор И. А. Аршавский изучал механизм возникновения первичного и вторичного ателектаза легких у новорожденных и эмфизему легких как частый симптом при различных видах интоксикации (кишечная, септическая) у детей раннего возраста.

Заведующий сектором развития и воспитания ребенка раннего и младшего возраста профессор Н. М. Щелованов с сотрудниками, изучая актуальную для военного и послевоенного времени проблему дефицита питания, показал, что развитие гипотрофии у детей раннего возраста приводит не только к большой задержке физического развития организма ребенка, но и существенным нервно-психическим отклонениям.

В послевоенные годы сотрудники сектора развития и воспитания ребенка продолжали исследование развития высшей нервной деятельности и поведения детей с момента их рождения, а также вопросов их воспитания в яслях и домах ребенка.

Изучение онтогенетического развития ребенка в клиниках Москвы и Ленинграда показало, что первые три года жизни являются периодом быстрого роста организма и развития всех функций, в том числе сложных психических (в частности движений, речи); сложные нервные процессы, определяющие нервно-психическое развитие ребенка, начинают организовываться очень рано – с первых месяцев жизни; развитие ребенка не есть самораскрытие врожденных качеств, имеющихся при рождении, и происходит не только путем одного лишь органического созревания соответствующих центров нервной системы, а является результатом взаимодействия с окружающей средой. Анализ условий воспитания ребенка в семье и яслях приводит к выводу, что они отличаются, имеют свои специфические особенности [11].

Разработанную систему воспитания детей на первом году жизни с эффективностью применили на детях более старшего возраста, а также внедрили в практику детских учреждений систему воспитания детей-дистрофиков, часто встречавшихся в первые послевоенные годы.

В лаборатории по изучению развития мозга ее заведующий профессор Б. Н. Клосовский, исследуя этапы прогрессивного развития полушарий головного мозга в филогенезе, открыл не известную ранее проводящую систему из заднего двухолмия к красному ядру среднего мозга, а также выявил «критические сроки аноксемии для эмбрионов и происходящие при этом изменения в мозгу, которые задерживают развитие мозга и мешают ему оформиться до возможных высших пределов» [3].

Проведенный в лаборатории «experimentum crucis с удалением у щенков всех сосудистых сплетений мозга показал, что отсутствие ликвора, выделяемого сосудистыми сплетениями, не влияет заметным образом на деятельность мозга». На основании этих данных был сделан вывод о том, что «у взрослого млекопитающего животного ликвор не играет никакой существенной роли в жизнедеятельности мозга, которая зависит только от кровеносной системы…, и питание мозга происходит исключительно через кровь» [12].

Лаборатория онтогенетической биохимии сектора развития и воспитания ребенка в результате применения онтогенетического метода исследования показала, что «на протяжении первого года развития человека имеется чрезвычайно важный узловой и переломный период, совпадающий во времени со вторым кварталом жизни младенца», когда «происходит перестройка функций ряда органов и систем, а также перестройка его биохимических функций». Весь первый год жизни человека характеризуется «постепенным изживанием эмбрионального характера существования, но переломным моментом в этом отношении является второй квартал» [13].

Продолжая исследования военного времени, сотрудники сектора общей патологии детского возраста, возглавляемого профессором Н. М. Николаевым, проводили изучение обмена холестерина и нейтрального жира в эксперименте на животных и в клинических исследованиях на группе детей в возрасте от 1 года до 7 лет, страдавших алиментарной дистрофией. У этих детей наблюдалось нарушение холестеринового и жирового обмена, сопровождавшегося гиперхолестеринемией. Аналогичные явления отмечали в экспериментах у лабораторных кроликов при их относительном голодании. Исследователи сделали предположение, что механизм этих явлений обусловлен переходом липоидов из депо в кровь при голодании и дистрофии.

Заведующий патологоанатомической лабораторией сектора общей патологии И. С. Дергачёв с сотрудниками изучал патоморфологические возрастные особенности токсико-септических состояний у детей грудного и раннего возраста, летальность от которых хотя и снизилась, но сохранялась достаточно высокой в первые послевоенные годы. Они проводили гистологические исследования тканевой воспалительной реакции в очаге первичной локализации инфекции, состояния мезенхимальных барьеров (селезенки, лимфатических узлов), сосудистой системы и паренхиматозных органов, одновременно дифференцируя токсические состояния от истинных септицемий [14].

Н. М. Николаев и его ученики разработали комплекс лабораторных показателей, которые давали возможность оценивать динамику гемолитических процессов и представляли картину периферической крови, характерную для токсико-септических состояний у детей разного возраста [3].

Работы Н. М. Николаева по изучению порфиринов, являясь единственными в педиатрической литературе, помогли разрешению ряда важных проблем детской патологии. Они доказали, что порфинурия у детей обусловлена усилением и качественным изменением гемолитического процесса, протекающего весьма интенсивно при инфекциях и интоксикациях, и вызывающего морфологические отклонения различных органов и систем [15].

В первые годы после окончания Великой Отечественной войны работа сектора гигиены и организации детского возраста под руководством Ф. И. Зборовской была направлена на ускорение темпов ликвидации медико-санитарных последствий войны среди детского населения. Сотрудники проводили сравнительный анализ ранней детской смертности в СССР и за рубежом и сигнализировали органам здравоохранения о недочетах в работе родильных домов с целью их устранения [3].

С конца 1945 г. сотрудники вернулись к изучению особенностей здравоохранения на селе, что позволило подойти к разработке новых стандартов физического развития детей в городе и на селе. Придавая большое значение особенностям патологии военного времени и разработке мероприятий по устранению последствий войны, отдел проводил углубленное изучение физического развития с учетом возрастной структуры в военные и послевоенные годы (С. Ю. Романовская, Шапиро, Броцкая, Калугина), заболеваемости и летальности детей, воспитывавшихся в яслях и домах ребенка (Р. Б. Коган, Н. С. Назарова, О. П. Ногина). На основании этих научно-обоснованных данных о здоровье детей были разработаны важные организационные мероприятия по улучшению оздоровления среди детей. Отдел оказал значительную помощь Министерству здравоохранения в планировании лечебно-профилактической помощи детям в послевоенные годы и создании новых проектов строительства детских учреждений (Н. С. Назарова). Кроме того, сразу после окончания войны в течение трех лет отдел сумел организовать три научные экспедиции в сельские районы Тамбовской и Владимирской областей, где были изучены особенности физического развития детей, заболеваемость рахитом и туберкулезом, организована лечебно-профилактическая помощь сельским детям [16].

В послевоенные годы заведующей отделением по изучению истории педиатрии Э. М. Конюс были заложены основы исследований в области истории медицины: «Истоки русской педиатрии» (1946), «А. А. Кисель и его школа» (1949), «Пути развития советской охраны материнства и младенчества, 1917–1940 гг.» (1954), а также очерки и брошюры по историко-медицинской тематике [17].

Таким образом, в первые послевоенные годы Институт педиатрии АМН СССР углубил научные изыскания по важнейшим проблемам педиатрии.

Глава 2

Завершение эпохи Г. Н. Сперанского (1951–1960 гг.)

2.1. Структура и штат Института

До 1951 г. директором Института педиатрии АМН СССР был Г. Н. Сперанский. 19 февраля 1951 г. он подал заявление на имя Президента АМН СССР академика Н. Н. Аничкова с просьбой об освобождении от занимаемой должности директора Института по состоянию здоровья. Георгию Несторовичу тогда исполнилось 78 лет. Его просьба была удовлетворена, и он покинул пост директора [18]. Несмотря на то, что Г. Н. Сперанский остался в Институте в качестве научного консультанта и руководителя отделения старшего детского возраста, его эпоха, к сожалению, подошла к своему завершению. В Институт пришли новые поколения врачей и ученых.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Институт педиатрии"

Книги похожие на "Институт педиатрии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Баранов

Александр Баранов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Баранов - Институт педиатрии"

Отзывы читателей о книге "Институт педиатрии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.