» » » » В. Цибульникова - История внутришкольного управления


Авторские права

В. Цибульникова - История внутришкольного управления

Здесь можно купить и скачать "В. Цибульникова - История внутришкольного управления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Управление, подбор персонала, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Цибульникова - История внутришкольного управления
Рейтинг:
Название:
История внутришкольного управления
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-7042-2261-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История внутришкольного управления"

Описание и краткое содержание "История внутришкольного управления" читать бесплатно онлайн.



Монография знакомит читателей с историей внутришкольного управления в России, содержит обобщение накопленного в педагогической науке теоретико-методологического материала по проблемам управления школой и описание исторических событий, сопутствующих зарождению, становлению и развитию методологии, теории и практики внутришкольного управления.

Издание предназначено для руководителей и учителей школ, аспирантов и соискателей, преподавателей системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.






В начале 70-х гг. В. Г. Афанасьев в своих работах [8; 9; 10; 11 и др.] проанализировал управленческий ресурс, определил его ведущую роль в развитии общества и дал целостную картину управленческих отношений и управленческого знания, поставив вопрос о необходимости обеспечения социального управления информационными системами. Ученый утверждал, что главным субъектом управления является творческий человек, ресурсы которого в сфере управления неисчерпаемы. В 90-е гг. он напишет: «Отсутствие современных управленческих знаний у правящей элиты, которая и раньше, и сегодня не отвечает на грозные вызовы времени – одна из причин вчерашнего и сегодняшнего системного кризиса общества» [11, с. 121].

С 1986 г. начинается «горбачевская перестройка», характеризующаяся тремя этапами управления экономикой страны: ускорение социально-экономического развития (1986–1987 гг.), радикальная экономическая реформа (1988–1989 гг.), переход к рыночным отношениям (1990 г.). Перестройка повлекла за собой экономический кризис – переломный этап в функционировании любой системы, при котором она подвергается воздействию как извне, так и изнутри, что может привести к стагнации. В связи с переходом страны к рыночным отношениям для определения курса управления были созданы две комиссии. Первая, возглавляемая академиком АН СССР А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям: внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления; быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования; создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики [1]. Вторая под руководством члена Государственной комиссии по экономической реформе С. С. Шаталина подготовила программу «500 дней», получившую в дальнейшем название «шоковая терапия». В ноябре 1991 г. было принято решение о переходе от плановой системы управления к регулируемой рыночной экономике путем разрушения административно-командной системы управления [54].

В 1991 г. произошел процесс обретения союзными республиками политический и экономической самостоятельности. В 1993 г. на V съезде народных депутатов РСФСР Б. Н. Ельциным был объявлен новый план углубления и ускорения формирования рыночных отношений, предлагалась система мер, направленная на разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования [36].

Подписание Президентом России Б. Н. Ельциным в 1994 г. двух пакетов об ускорении и углублении рыночных преобразований стало предпосылкой для экономических преобразований страны, что выразилось в переходе от планового управления к рыночному регулированию и требовало усиления экономических методов управления, повышения квалификации управленцев различного уровня [140].

Одним из вызовов XXI столетия является глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, имеющий системный характер. Его следствием может стать мировое разделение труда, миграция капитала, человеческих и производственных ресурсов и технологий, слияние культур разных стран.

Зарубежные концепции управления

Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

А. Файоль. Общее и промышленное управление

Фундаментом мировой управленческой науки считают школу научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора, взятую за точку отсчета в зарождении управления на рубеже XIX–XX вв. Представители данной школы выделяли в качестве предмета управления трудовые процессы, а объекта управления – организацию труда и регламентацию производственного процесса [282]. Ф. Тейлор обосновал ряд методов научной организации труда: систематический учет и инспекторский контроль – измерение действий работников с помощью хронометража; требования к качеству продукции – в виде интервалов допусков, названных калибрами. Тем самым он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции [56, 58]. Ф. Тейлор утверждал, что управление должно строиться на четырех принципах: выработка истинных научных основ производства, научный подбор исполнителей, научное обучение и тренировка исполнителей, тесное сотрудничество между администрацией и исполнителями. Основными задачами управления Ф. Тейлор считал: равномерное разделение работы между исполнителями в соответствии с их способностями, четкую постановку задания, определение рациональных технологий работы и обучение им работников, материальное поощрение за выполнение заданий и одновременно введение системы штрафов за непродуктивную работу. Эти идеи были отражены в работах «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.). Ф. Тейлор ввел механизм управления качеством каждого отдельного изделия и деление продукции на качественную и дефектную (брак).

В начале XX в. американский ученый Гаррингтон Эмерсон, являясь последователем Ф. Тейлора, сформулировал следующие принципы управления: отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления; здравый смысл; компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций; дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем и своевременным поощрением; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет; диспетчеризация; нормы и расписания; нормализация условий труда; нормирование операций, стандартизация способов их выполнения и регламент времени; наличие стандартных письменных инструкций; вознаграждение за производительность [355].

Другим последователем Ф. Тейлора, внесшим значительный вклад в теорию и практику управления, стал Генри Форд. Он разработал следующие принципы управления: максимум разделения труда; специализация; широкое применение высокопроизводительного оборудования; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства продукции [89].

Становление управленческой науки связано также с именами Френка и Лилиан Гилбертов, которые разработали научные принципы организации рабочего места. Еще в начале 1900 г. они изучали рабочие операции при помощи кинокамеры и микрохронометра, описали 17 основных движений кисти рук [172, с. 66]. Л. Гилберт считала, что успешное управление дает средства, позволяющие максимально использовать возможности человека.

В 20-е гг. XX в., продолжая идеи Ф. Тейлора, возникла административная школа управления Анри Файоля, который сформулировал понятие организационной структуры как системы взаимосвязей с определенной иерархией, причем организация рассматривалась как замкнутая система, и улучшение ее функционирования обеспечивалось внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. А. Файоль рассматривал управление (в терминологии А. Файоля – администрирование) как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль [308]. Сферу деятельности администрации он представил в виде шести направлений: техническая деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его использование); защитная деятельность; бухгалтерская деятельность; администрирование (воздействие на личный состав). А. Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления:

1) разделение труда;

2) полномочия и ответственность;

3) дисциплина;

4) единоначалие;

5) единство направлений (одна цель);

6) подчиненность личных интересов общим;

7) вознаграждение;

8) централизация;

9) скалярная цепь (ряд лиц, стоящих на руководящих должностях);

10) порядок;

11) справедливость;

12) стабильность рабочего места для персонала (снижение текучести);

13) инициатива;

14) корпоративный дух.

Административный подход получил развитие в работах Майкла Блюмфилда, разработавшего в 1917 г. концепцию управления рабочей силой, и Макса Вебера, предложившего в 1921 г. концепцию рациональной бюрократии. М. Вебер считал, что «…если каждый служащий аппарата управления будет четко знать, что он должен делать и как он это будет делать, да еще и будет так делать, то весь аппарат управления будет работать как хорошие часы» [222, с. 58].

В начале XX в. Роберт Оуэн изучал поведение человека в трудовом процессе для того, чтобы понять, чем необходимо стимулировать человеческий труд. Он считал, что в основе управления лежит внимание, забота об отдельном работнике и обеспечение благоприятных условий для его отдыха. В течение тридцати лет работы на посту управляющего фабрики в Нью-Ланарке он осуществил целый ряд преобразований: сократил рабочий день до десяти часов (ранее было 14–16), увеличил заработную плату, построил новые жилища для рабочих, организовал их снабжение всем необходимым по низким ценам. В 1833 г. он создал первый всеобщий национальный профессиональный союз рабочих, организовал дошкольные учреждения для детей пролетариата, где их воспитывали в духе коллективизма, прививали трудовые навыки, используя в работе с ними игры как важнейший воспитательный фактор [303].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История внутришкольного управления"

Книги похожие на "История внутришкольного управления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Цибульникова

В. Цибульникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Цибульникова - История внутришкольного управления"

Отзывы читателей о книге "История внутришкольного управления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.