» » » » Сборник статей - Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perc


Авторские права

Сборник статей - Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perc

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perc" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентНестор-История7684fd89-41fc-11e6-9c02-0cc47a5203ba, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perc
Рейтинг:
Название:
Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perceiving each o...
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4469-0546-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perceiving each o..."

Описание и краткое содержание "Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perceiving each o..." читать бесплатно онлайн.



Этот сборник статей и материалов посвящен памяти выдающегося российского историка Александра Александровича Фурсенко (1927–2008). Его тематика определяется основными научными направлениями, разработкой которых занимался он сам. Сборник открывается мемориальным разделом, в котором публикуется несколько очерков, посвященных различным эпизодам насыщенной событиями жизни А. А. Фурсенко. Основной объем сборника занимают три тематических раздела, в которых сгруппированы статьи российских американистов по различным проблемам истории США, статьи американских русистов по истории России и статьи по истории русско-американских отношений, написанные как отечественными, так и зарубежными историками. Большой интерес представляют также впервые публикуемые здесь документы, принадлежащие перу А. А. Фурсенко. Это и личные письма, повествующие об обстоятельствах, при которых он впервые оказался в частном архиве семейства Рокфеллеров, и официальный отчет о его пребывании в США двадцать лет спустя.






Для реализации принятой стратегии в Госдепартаменте были созданы отделы по международной информации и программам обменов. Они неоднократно меняли свои названия, сливались и дробились вновь – в зависимости от результатов межведомственной борьбы. Однако масштабы публичной дипломатии достигли современного уровня, когда были созданы два других ведомства: Информационное агентство США (U. S. Information Agency, 1953–1999) и Агентство международного развития (U. S. Agency for International Development), созданное в 1961 г. и существующее по сей день. Именно Информационное агентство и его первый директор Т. Стрейберт разработали эффективную систему отбора зарубежных граждан, с которыми предполагалось вести дальнейшую работу. Было сформулировано понятие зарубежной целевой аудитории, которая включала в себя элиту действующую и потенциальную. В каждом государстве выявлялись наиболее влиятельные группы общества в сфере принятия политических решений и формировались наиболее приемлемые для них программы обучения.[143] Венцом механизма публичной дипломатии США периода холодной войны, а в особенности последующих лет, является Агентство международного развития. Оно создавалась на фоне разворачивающейся борьбы между СССР и США за развивающиеся страны в начале 1960-х г. Появление независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке подталкивало США и СССР к расширению своего влияния во всех регионах. Подобная политика требовала мобилизации ресурсов «мягкой силы», чтобы удерживать развивающиеся страны в сфере своего влияния. Известный закон о зарубежной помощи 1961 г. консолидировал в новом агентстве такие программы публичной дипломатии, как реформирование образования в зарубежных странах, обучение военных и «развитие демократии», что подразумевало обучение политиков, создание партий и т. п..[144]

Созданный таким образом механизм публичной дипломатии реализовал три политические задачи периода холодной войны: не позволить идеологии СССР «захватить» страны Западной Европы, ориентировать третий мир на ценности США, а также расшатать конкурирующую идеологию внутри Восточного блока. Многие американские эксперты утверждают, что американской публичной дипломатии удалось полностью реализовать эти задачи.[145] Мы со своей стороны полагаем, что проект по «спасению» Западной Европы от влияния коммунизма можно назвать успешным. А вот борьба за влияние в странах третьего мира при помощи инструментов «мягкой силы» не всегда приносила США столь же явно успешные результаты. Масштабы советской публичной дипломатии были сравнимы с масштабами американской и приносили немалые дивиденды СССР.[146] Наконец, расшатывание советской идеологии внутри Восточного блока, включая СССР и страны Восточной Европы, которое осуществлялось путем оказания помощи диссидентам, всё же не имело таких размеров, чтобы видеть тут успешный проект американской публичной дипломатии.

Остановимся на некоторых особых подходах американской публичной дипломатии времен холодной войны, которые были выработаны для реализации указанных задач. Для защиты стран Западной Европы от коммунистической идеологии, которая была популярной на волне победы на фашизмом, а также успехов СССР в социальной и научной сферах, эксперты публичной дипломатии выработали следующий ее план. Первое – это объединение политической и экономической элиты Европы вокруг ценностей США, второе – развитие американской модели управления в экономике, третье – формирование слоя ориентированных на исходящие из США идеи интеллектуалов. В рамках первого направления Вашингтону удалось объединить общими идеями политиков и крупных бизнесменов США и стран Европы. В 1949 г. был создан Американский комитет объединенной Европы (The American Committee on United Europe), который возглавляли А. Даллес, директор ЦРУ. Комитет финансировал мероприятия и кампании, связанные с распространением идей об объединенной Европе и Атлантическом союзе в элите двух континентов, что постепенно привело к упрочению отношений между ними.[147]

Для осуществления второй задачи программы публичной дипломатии были созданы условия для быстрого превращения европейского общества в общество потребления, в котором было ослаблено влияние идеологий левого толка. Образовательные программы плана Маршалла выполнили задачу по переобучению топ-менеджеров и лидеров профсоюзного движения в США на предмет деполитизации социальных конфликтов, а также привели к созданию специальных факультетов и высших учебных заведений в новой для европейцев области знания – администрирование в бизнесе. За годы холодной войны было открыто 175 новых вузов, специализировавшихся на подготовке специалистов в области управления, что укрепило экономические связи между США и Европой.[148]

Третье направление публичной дипломатии – создание слоя лояльных США интеллектуалов – было осуществлено посредством создания Конгресса за свободу в области культуры (The Congress for Cultural Freedom), который объединил музыкантов, писателей, художников, журналистов и других деятелей культуры из всех европейских стран. Цель, которую преследовали США, заключалась в побуждении интеллектуалов Европы отойти от позиции нейтралитета в идеологической холодной войне. Этой цели способствовал журнал «Encounter», который пропагандировал четыре основные идеи: Европа не должна быть нейтральной в период холодной войны; Европа должна состоять в атлантическом партнерстве с США, Европа должна поддерживать НАТО и внешнюю политику США и Европа должна сочувствовать движению диссидентов в странах Восточного блока.[149] В результате деятельности Конгресса руководство США во второй половине 1960-х г. пришло к выводу, что цель по объединению европейских интеллектуалов достигнута, и в 1967 г. Конгресс официально прекратил свое существование.

Важнейшая задача публичной дипломатии времен холодной войны заключалась в создании условий для американизации стран третьего мира. Здесь правительство США опиралось в основном на такой компонент публичной дипломатии, как реформирование системы образования и создание американских университетов за рубежом. Университеты Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии стали мишенями американских реформ. Как правило, эти реформы подразумевали изменение структуры университетов, когда вместо традиционных факультетов вводились институты, а ректоры стали называться президентами. Реформированию подлежали также учебные планы факультетов социальных наук с введением в них таких дисциплин, как американские исследования и политология. Кроме этого, правительство США особо заботилось о содержании библиотек – из них изымалась литература коммунистического направления, а литература либерального и проамериканского направления, напротив, заполняла полки.[150] В рамках данного направления правительство создавало также американские учебные заведения, которые полностью копировали модели школ и вузов США. За годы холодной войны США открыли более 60 американских школ и университетов в зарубежных странах.[151] Все подобные учебные заведения «воспитывали» специалистов, способных распространить и использовать на практике американские идеи в области бизнеса, государственного управления и науки, следовали модели американского образования и распространяли ее в своем регионе; продвигали положительный имидж США.[152] Однако если внимательно вчитаться в архивные документы Агентства международного развития, то можно заметить одну важную деталь: американцам далеко не всегда удавалось изменить ценности и поведение профессуры и студентов, причем это видно из примеров университетов самых разных государств, таких как Эфиопия, Никарагуа или Афганистан. Самым показательным примером является Кабульский университет, где на протяжении 1963–1973 гг. американцы создали несколько новых факультетов, ввели преподавание на английском языке, переобучили почти весь профессорско-преподавательский состав университета. Однако им так и не удалось сформировать проамериканскую массу студентов и профессуры, которые сопротивлялись американским нововведениям.[153]

Еще одна задача публичной дипломатии холодной войны заключалась в развитии диссидентского движения в странах Восточного блока. Идея о том, что программы публичной дипломатии должны использоваться в качестве инструмента поддержки оппозиционных групп, впервые прозвучала в начале 1950-х гг..[154] Информационные программы должны быть направлены на создание групп диссидентов, способных подорвать влияние правящей прокоммунистической элиты и спровоцировать восстание, – так говорилось в документах СНБ.[155] В июне 1956 г. СНБ принял известную политическую директиву № 5607 об обменах между Западом и Востоком, в которой долгосрочные программы в области культуры и образования были обозначены как методы политического «отрыва» стран Восточной Европы от Москвы.[156] Однако после октябрьских событий 1956 г. в Венгрии администрация Д. Эйзенхауэра признала, что путь к либерализации восточноевропейских государств лежит через налаживание контактов с СССР.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perceiving each o..."

Книги похожие на "Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perceiving each o..." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perc"

Отзывы читателей о книге "Россия и США: познавая друг друга. Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко / Russia and the United States: perceiving each other. In Memory of the Academician Alexander A. Fursenko / Russia and the United States: perceiving each o...", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.