» » » Алексей Никитченков - Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе


Авторские права

Алексей Никитченков - Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе

Здесь можно купить и скачать "Алексей Никитченков - Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Никитченков - Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе
Рейтинг:
Название:
Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-4263-0049-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе"

Описание и краткое содержание "Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемое учебное пособие ориентировано на формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров педобразования. Оно поможет студентам более глубоко осмыслить специфику фольклора как вида искусства и практически познакомит их с наиболее проблемными сторонами изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах, подготовит их к проведению кружковой и другой внеклассной работы по фольклору. Пособие включает необходимую теоретическую и практическую базы для организации самостоятельной исследовательской работы бакалавров в данной области методики.

Пособие подготовлено на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальной школе МПГУ.






А. Ю. Никитченков

Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе

© А. Ю. Никитченков, 2011

© МПГУ, 2011

© Издательство «Прометей», 2011

* * *

Введение

Расширение жанрово-тематического состава произведений устного народного творчества в современных учебниках по литературному чтению и многообразие методических подходов к изучению словесного искусства в начальной школе, совершенствование системы подготовки будущего учителя начальных классов делают проблему преподавания фольклора одной из сложных и приоритетных в методике литературного чтения, обретающую особенную актуальность в условиях обновления системы образования в России.

Настоящее учебное пособие адресовано тем, для кого методика начального образования является настоящей или станет будущей профессией. Материалы пособия нацелены на совершенствование филологического и методического образования бакалавра педагогики, на расширение его знаний в области фольклористики, на совершенствование его собственного опыта чтения произведений русского устно-поэтического творчества, так как сформировать мыслящего, творческого читателя сможет педагог, который не только знает методику, но и сам готов к постоянному развитию своей собственной читательской и исследовательской деятельности.

В пособии раскрываются как общетеоретические (культурно-исторические, филологические, психолого-педагогические), так и методические основы, определяющие особенности чтения и анализа произведений русского фольклора в начальной школе. Прежде всего, в пособии раскрываются исторические аспекты преподавания фольклора в школе, которые позволяют выявить исторические взаимосвязи в методике, критически осмыслить традиции и новаторство в современном преподавании фольклора в начальных классах. Немалое внимание уделяется специфике устного народного творчества, которая рассматривается как теоретическая и методическая проблема. Понимание мифопоэтической модели мира позволит верно находить и интерпретировать смыслы устно-поэтических произведений. Фольклор – искусство традиционное, ориентированное на хранение мифопоэтической информации, но, тем не менее, в процессе его исторического развития огромное влияние на него оказал не только миф, но и христианство, поэтому отдельный раздел посвящён соотношению фольклора и христианской культуры. Правильное восприятие содержания произведений фольклора обеспечивается не только знанием культурного контекста, но и верным представлением о его устройстве. Носителями смыслов, в том числе и эстетических, являются художественные знаки-образы, организующие его предметный мир, а язык – средство создания образной системы произведения. Поэтому и в теоретическом, и в прикладном аспектах так важен разговор о языке и художественном мире произведений русского фольклора. Весьма актуальны проблема восприятия народного искусства современным младшим школьником и вопрос об обновлении жанрового состава традиционно изучаемых в начальных классах устно-поэтических текстов. Отдельная глава посвящена русской народной обрядовой поэзии, из которой бакалавр педагогики почерпнёт информацию о циклизации и синкретизме русского народного обрядового творчества, о необходимости изучения обрядового текста в контексте всего обряда. На примере произведений святочного цикла и русского народного заговорного творчества показаны нетрадиционные возможности изучения обрядовой поэзии на уроках литературного чтения и во внеклассной работе в начальных классах. В этом же разделе рассмотрены и народные колыбельные песни, сочетающие в себе лирическое начало и обрядовые функции, предложен вариант работы с колыбельными песнями в начальной школе. В пособии студент также найдёт немаловажные сведения о генезисе и художественной структуре сказочных фольклорных жанров, задумается о многогранности работы со сказочным материалом в современной начальной школе, ознакомится с некоторыми советами практического характера. Заключительная глава поможет бакалавру педагогики лучше понять современного младшего школьника, прикоснуться к стихии коллективного детского творчества, поскольку здесь пойдёт речь о русском школьном фольклоре как феномене детской субкультуры и возможном учебном материале.

Рабочие вопросы и задания предлагаются по ходу изложения теоретических и практических аспектов – они стимулируют рефлексивное и деятельностное их освоение. В конце каждого раздела помещены итоговые вопросы и задания, позволяющие студенту оценить степень своего продвижения в овладении проблемой. Каждый из разделов пособия сопровождается списком литературы, цитирование в разделе осуществляется с опорой на этот список.

В Приложение для удобства читателя помещены отдельные фольклорные тексты, которые либо подвергаются детальному анализу на страницах пособия, либо предназначены для тренировочных упражнений.

Глава 1. Исторические аспекты методики преподавания фольклора в начальной школе

Фольклор имеет мифопоэтическую природу, зарождается в недрах народной культуры. Устно-поэтические тексты становятся одним из определяющих средств, обеспечивающих развитие ребенка, его приобщение к духовной культуре народа, что по причине универсальности фольклора в полной мере имеет отношение к традициям славянских народов. «В глубокой древности воспитание у славян, как и у многих других народов, осуществлялось почти бессознательно» [18, с. 293], первой и естественной воспитательницей была мать, от которой ребенок получал знание языка, усваивал обычаи, обряды и сопровождающие их тексты. Бытовое искусство – фольклор – опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве, отрочестве вплоть до перехода в юность. Подрастающее поколение готовилось к трудовой деятельности, которая связывалась с выполнением различного рода ритуалов, обрядов, с участием в праздничных действах. Детализировать педагогические механизмы передачи и усвоения культуры людьми того времени чрезвычайно сложно, поскольку, чем дальше отстоит от нас тот или иной исторический период, тем меньше доходит до нас прямых и бесспорных свидетельств о педагогической практике того времени. Тем не менее, специалисты утверждают, что к «дохристианскому периоду относится становление народной педагогики и ее методов… был накоплен опыт воспитания подрастающих поколений, находивший отражение в самых разнообразных произведениях фольклора» [18, с. 294]. Постижение различных фольклорно-мифологических текстов, обслуживающих ритуальную жизнь древних славян, обеспечивало усвоение мифопоэтической модели мира и ее конкретизаций, свойственных данной культуре.

После принятия Киевской Русью в конце X в. христианства в народе продолжают сохраняться мифологические обычаи и верования. Официальная педагогика того времени была связана, прежде всего, с распространением христианства и письменности, а Православие являлось основополагающим началом развития педагогической мысли и деятельности образовательных учреждений в течение XI–XVII вв. Основными средствами христианской средневековой педагогики были книга, молитва, проповедь, исповедь, пост, воспитывались верность православной традиции, устроение жизни осуществлялось на основе религиозных принципов, к «народной педагогике она относилась в целом отрицательно» [18, с. 301].

Педагогика народная и в условиях распространения христианской культуры продолжала оставаться действенной, носила практический характер, обладала своим комплексом текстов и набором приёмов, правил их применения, которые, естественно, не содержались в каком-то специальном руководстве. Правила жизни были растворены в самих текстах, способах их исполнения и передавались непосредственно из уст в уста. Все это свидетельствует о синкретической природе народной педагогики. Слово, музыка, действие, пространство и время исполнения, сами участники, слушатели и исполнители – все слито в единое целое, оказывая комплексное воздействие на ребенка. Так, уже над колыбелью ребенка звучала песня со свойственной ей неразрывностью содержания и исполнения. В колыбельной присутствуют и вполне рациональные приёмы физического воздействия на ребенка (укачивание, «зыбанье»), звукового (монотонное пение), ритмического (многочисленные повторы), воздействия словесно-образного характера (припугнуть старичком, букой, увещевать пряником, калачом, обновой, изобразить мирную и светлую жизнь), заклинательного (призвать чудесных заступников, прогнать скорби, болезнь, «зло-человека») и иного ритуального воздействия (колыбельные с пожеланием ребенку смерти). Таким образом, колыбельная – не только приём наиболее быстрого убаюкивания ребенка, но и способ «защиты», средство контакта ребенок-мать, сообщения первоначальной информации об окружающем мире, о его устройстве и взаимоотношениях с человеком. Все это, так или иначе, преломляется и в других устно-поэтических жанрах. Произведениям детского фольклора были свойственны особые признаки, отграничивающие его от фольклора взрослых: простота конструкций, несложный, но динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, несложные синтаксические конструкции, четкий внутренний ритм, звукоподражания, аллитерации, ассонансы. Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Так же, как и в фольклоре взрослых, в устно-поэтическом творчестве детей и для детей обязательно отражался мифопоэтический сценарий человеческой жизни, постепенное овладение которым позволяло детям приобщаться к взрослой жизни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе"

Книги похожие на "Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Никитченков

Алексей Никитченков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Никитченков - Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе"

Отзывы читателей о книге "Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.