Вениамин Алехин - Душевный разговор. Диалог с Л. Н. Толстым

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Душевный разговор. Диалог с Л. Н. Толстым"
Описание и краткое содержание "Душевный разговор. Диалог с Л. Н. Толстым" читать бесплатно онлайн.
Мы живем в тревожное время. Многочисленные бедствия сотрясают человеческую цивилизацию. Начало XXI века показало, что сложившееся мироустройство жизни не ведет к благополучию на земле. Голод, нищета, убийства людей продолжаются. Терроризм стал повседневным явлением.
Великие мыслители человечества, одним из которых является Лев Николаевич Толстой, указывали пути устранения происходящего зла в жизни людей, но они остаются не услышанными властвующими до сих пор.
Л. Толстой. Любовь – это не есть пристрастие к тому, что увеличивает временное благо личности человека, как любовь к избранным лицам или предметам, а это стремление к благу того, что вне человека, но которое присутствует в человеке после отречения от блага животной личности. Только такая любовь дает истинную жизнь людям.
Любовь по учению Христа есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, но жизнь блаженная и бесконечная. «Мы знаем, что мы любим братьев» – говорит ученик Христа.
Цель жизни есть проникновение всех ее явлений любовью, есть медленное, постепенное претворение злой жизни в добрую, есть творчество истинной жизни (потому что истинная жизнь есть только жизнь любовная), есть рождение истинной, то есть любовной жизни.
Разумная жизнь человека есть постепенный переход от жизни животной к жизни божеской.
Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как исполнение долга, служение.
Влекомый истиной. В нашей беседе, говоря об истинной сути жизни, вы выражали надежду, что люди в конце концов осознают и поймут ее! Такими надеждами жили и все великие учителя человечества еще с давних времен. Но эти надежды, как показывает наше время, не оправдываются. Что же мешает этому?
Л. Толстой. Определение жизни, которое неизгладимыми буквами, в его стремлении к благу, начертано в душе человека, люди ищут везде, только не в сознании человека. Это тем более странно, что все человечество в лице мудрейших представителей своих, начиная с греческого изречения, гласившего: «познай самого себя», продолжает делать совершенно обратное.
И только все истинные религиозные учения суть не что иное, как определение истинной жизни, как стремление к действительному, необманному благу, доступному человеку.
Влекомый истиной. Но как показало время, истинные религиозные учения не стали основой жизни большинства людей, как вы и сами утверждали в своих писаниях. Более того, даже властвующие при молчаливом наблюдении церковных деятелей действуют по извращенным понятиям религиозных учений.
Л. Толстой. В этом-то и причина всего, что законы властвующих в главных понятиях сути жизни противоречивы с законами Божиими, благодаря ложному извращению их или отрицающие вовсе.
Христос предупреждал об этом и говорил о том, как будет можно узнать о ложности таких учений и законов. Если не будет в них презрения к прелестям мира сего, не будет истинного милосердия и любви ко всем без всякого разделения, везде, где этого не будет, не будет истинного христианского учения, а будут лжехристы и лжепророки.
Влекомый истиной. В наше время со всей очевидностью можно сказать, что это ложное учение стало основой властвования правительств почти всех государств, считающих себя христианскими, и Россия пополнила их число.
Л. Толстой. Сила правительств в том, что у них в руках самопитающийся круг власти: ложное учение производит власть; а власть дает возможность распространять одно ложное учение, устраняя все противное ему, обличающее его.
Люди спокойно живут в таком устройстве, при котором не только материальная власть в руках людей или человека, случайно заменяющихся один другим, но в руках этих людей или человека власть над душами людей. Так что люди могут быть воспитаны и настроены так, как этого захочется находящимся во власти, может быть, дурному, развратному человеку или людям.
Но я думаю, что дальше этими заблуждениями человечеству жить нельзя – и наступит время, когда мертвые услышат глас сына божия и, услышав, оживут.
Диалог третий
Духовность, власть и революция
Влекомый истиной. Всем нам известно, что с зарождением общественной формы жизни человеческой цивилизации появилась власть, которая начала применять насилие под предлогом потребности в нем для управления. В некоторых государствах власть применяла насилие в разумных пределах, способствующих защите равноправия членов общества. В других государствах были правители, которые считали правомерным сословное разделение людей и применяли насилие для принуждения людей подчиняться богатым и сильным. Применение силы было доведено до убийства непокорных или просто для удовлетворения прихоти властвующих. Человеческая цивилизация превратилась в поле битвы, и, несмотря на учение Христа, формально признаваемого христианским миром, эта битва продолжается и по сей день.
Россия, как и многие другие государства, не избежала такого неразумного властвования. Причина здесь, на мой взгляд, очевидна. Приходящие к власти люди, соблазняясь возможностью управлять себе подобными, теряют заложенные Всевышним в природе человека духовные свойства добродетельности и уважения к другим людям, и, оказываясь в плену страстей и алчности, доходят до состояния озверения.
Вы жили в России в то время, когда насилие над народом достигло таких пределов, что невольно вызывало у образованных людей вашего времени и у самого народа вопрос: как выйти из этого состояния, противоречащего духовной сути братолюбия человека? А Вас это беспокоило даже более, чем других, так как изучению этого вопроса Вы посвятили большую часть своей жизни.
Л. Толстой. Положение это было ужасным и казалось безвыходным. Представлялось только два выхода, и оба закрыты: один в том, чтобы насилие разорвать насилием, террором, динамитными бомбами, кинжалами, как делали это наши нигилисты и анархисты, вне нас разбить этот заговор правительств против народов; или вступить в согласие с правительством, делая уступки ему, и, участвуя в нем, понемногу распутывать ту сеть, которая связывает народ и освобождает его. Оба выхода были закрыты.
Динамит и кинжал вызывают только реакцию, нарушают самую драгоценную силу, единственную, находящуюся в нашей власти, – общественное мнение; другой выход закрыт тем, что правительства уже изведали, насколько можно допускать участие людей, желающих преобразовывать его. Оно допускают только то, что не нарушает существенного, и очень чутки насчет того, что для них вредно, чутки потому, что дело касается их существования. Допускают же они людей, несогласных с ними и желающих преобразовывать правительства не только для того, чтобы удовлетворить требованию этих людей, но для себя, для правительства. Правительствам опасны эти люди, если бы они оставались вне правительств и восставали бы против них, усиливали бы единственное сильнейшее орудие – общественное мнение – и потому им нужно обезопасить этих людей, привлечь их к себе посредством уступок, сделанных правительством, обезвредить их вроде культуры микробов – и потом их же употреблять на служение целям правительств, то есть угнетение и эксплуатирование народа.
Оба выхода плотно и непробивно закрыты. Что же остается? Насилием разорвать нельзя – увеличиваешь реакцию; вступать в ряды правительства тоже нельзя, становишься орудием правительства. Остается одно: бороться с правительством орудием мысли, слова, поступков жизни, не делая ему уступок, не вступая в его ряды, не увеличивая собой его силу. Это одно нужно и наверно будет успешно. И этого хочет Бог и этому учил Христос.
Влекомый истиной. Вы и большинство представителей интеллигенции Вашего времени пытались образумить царскую власть орудием мысли и общественным мнением, чтобы прекратить ужасающее насилие над народом и последствием его – нищетой и голодом, но этот путь не привел к освобождению народов России от самодержавного рабства.
Народ на насилие власти ответил также насилием. Вся Ваша жизнь посвящена была тому, чтобы разъяснить и убедить людей в том, что насилием от насилия не избавишься. Этой священной истиной, заповеданной людям Иисусом Христом, Вы пытались убедить царскую власть, революционеров и Синод. Об этом свидетельствуют ваши личные обращения к Александру III, Николаю II, П. Столыпину (Приложения 1–4) и революционерам, а также все Ваши публицистические произведения.
Но в итоге Вы либо не получали ответов, либо получали оскорбительные ответы и угрозы убийства.
Л. Толстой. Я знаю, что очернение моей личности производилось с большим усердием с двух сторон: с одной – революционной…., с другой же стороны, правительственно-православными придумывались такие же разные и столь же, казалось, основательные доказательства моей порочности…
Я знал, что будут выдуманы и другие, потому что, если нечего сказать против мыслей, обличающих зло, надо придумать что-нибудь доказывающее порочность того, кто их произносит. А это всегда легко.
Влекомый истиной. Понимая, что священная истина для Вас дороже всего, хотелось бы разобраться с истинными причинами революций в России в Ваше время и последующей – в 1917 году. Тем более что в наше время некоторые очерняют революцию и хвалят царскую власть, а другие – наоборот.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Душевный разговор. Диалог с Л. Н. Толстым"
Книги похожие на "Душевный разговор. Диалог с Л. Н. Толстым" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вениамин Алехин - Душевный разговор. Диалог с Л. Н. Толстым"
Отзывы читателей о книге "Душевный разговор. Диалог с Л. Н. Толстым", комментарии и мнения людей о произведении.