» » » Елена Тимошина - История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие


Авторские права

Елена Тимошина - История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Елена Тимошина - История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Тимошина - История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, освещающих основные политико-правовые теории и доктрины, отражающих опыт прошлых поколений в исследовании проблем права, политики, государства, дающих обоснование основных понятий и терминов от теорий Древнего мира (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) до Нового времени (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.). Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.






Речь здесь идет о нравственном законе человеческого общения. Суть его определяется одним словом – любовь. Люди склонны любить друг друга. Основу человеческого общества, справедливости и права составляют благородство, любовь к отечеству, чувство долга, желание служить ближнему, проявлять благодарность. «Ведь все это рождается оттого, что мы по природе своей склонны любить людей, а это и есть основа права» (О законах. I. ХV. 43).

Дело в том, что люди подобны и равны друг другу. «Природа, – утверждает Цицерон, – создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими сообща» (О законах. I. ХII. 33). Право имеет самостоятельную ценность, поскольку ценно само человеческое общение. Жить по праву значит жить честно, правильно и справедливо. «Если дружбу следует почитать за нее самое, то и общества людей, равенства и справедливости следует добиваться ради них самих. Если это не так, то справедливости вообще не существует. Ведь самая большая несправедливость – желать платы за справедливость» (О законах. I. ХVIII. 49).

Равенство Цицерон понимает в формально-юридическом смысле. Установление формального равенства как цели права столь четко еще никем не осознавалось. Даже Аристотель, подчеркивавший особенность уравнивающей справедливости, действующей в сфере обменных отношений, важнейшее условие идеального государства видел в выравнивании собственности. Цицерон же утверждал следующее: «Если закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, обязательно для всех, то на каком праве может держаться общество граждан, когда их положение неодинаково? И в самом деле, если люди не согласны уравнять имущество, если умы у всех людей не могут быть одинаковы, то во всяком случае права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы. Да и что такое государство, как не общий правопорядок» (О государстве. I. ХХХII. 49). Таким образом, право устанавливает формально-юридическое равенство в обществе фактически неравных и различных по своим качествам людей.

Возможно ли появление неправовых законов? Бесспорно. Цицерон приводит примеры таких законов и из греческой, и из римской истории. Но они не являются правом и права не порождают. Важны не только формальные, но и сущностные моменты. «Ведь если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, – если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы» (О законах. I. ХVI). Более того, «они заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками» (О законах. II. V. 13). Истинные же правовые законы создаются ради «блага граждан, целостности государства и спокойной и счастливой жизни людей» (О законах. II. V. 11). Если законы этой цели не достигают, то они не достойны называться законами, а гражданская община (civitas) лишена справедливого начала. Как с этим бороться? Путь один – активное участие в политической жизни, борьба за справедливость и право.

§ 4. Учение об обязанностях гражданина

Диалог «О государстве» начинается с установления иерархии естественных и политических наук. Первенство безоговорочно отдается наукам политическим. Называются две причины такого положения дел. Во-первых, Цицерон опирается на авторитет Сократа, цитируя его утверждение о том, что «вопросы о явлениях природы либо недоступны человеческому разуму, либо не имеют отношения к жизни людей» (О государстве. I. Х. 15). Во-вторых, знания о природе не делают людей лучше и счастливее (О государстве. I. ХIХ. 32).

Науки политические имеют совершено иной характер, так как они непосредственно связаны с жизнью людей. Изучение этих наук делает людей полезными государству, это «самая славная задача мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность» (О государстве. I. ХХ. 33). Но и здесь знание ради самого знания бессмысленно. Ценны те знания, которые применяются на практике. Политическая философия дает знания для практической государственной деятельности.

Государственные деятели занимают высшее положение в обществе, в том числе и в моральном смысле. Путь государственной деятельности – путь, по которому идут лучшие люди. Все политические произведения Цицерона прямо или косвенно направлены против Эпикура и его школы. Эпикур проповедовал отказ от политической деятельности как недостойной мудреца. «По их словам (эпикурейцев. – И. К.), к государственной деятельности большей частью стремятся люди, совершенно не достойные честного дела, люди, равняться с которыми унизительно, а сражаться, особенно когда толпа возбуждена, опасно и чревато несчастьем» (О государстве. I. V. 9). Цицерон возмущен такой позицией. По его мнению, доблесть тех, кто основывает и сохраняет государства, приближается к доблести богов. В сущности, иначе и не мог говорить гражданин и патриот Рима. Политический абсентеизм Эпикура, вызванный кризисом греческих полисов, глубоко чужд Цицерону. Другая причина (тоже, впрочем, очевидная) заключается в том, что Цицерон оправдывал свою жизнь, наивысшими достижениями которой он считал успехи на государственном поприще. Участие в политической жизни он считает гражданской обязанностью свободных людей, которые способны в равной степени и властвовать, и подчиняться. Свобода, таким образом, не только предоставляет политические права, но в большей степени накладывает политические обязанности.

Участие в политической жизни связано со справедливостью. Справедливость заключается не только в том, чтобы не чинить противозакония самому, но и в том, чтобы противодействовать тем, кто противозакония совершает, и стремиться к общему благу. «Бывают и люди, которые либо в своем стремлении сберечь свое имущество, либо, так сказать, из ненависти к людям говорят, что они своими собственными делами заняты и, казалось бы, не причиняют ущерба никому. Первого вида несправедливости они не совершают, но допускают второй; ибо они отворачиваются от общественной жизни, так как не прилагают к ней ни старания, ни труда, ни своих способностей» (Об обязанностях. I. IХ. 29).

Становится понятным столь возвышенное отношение Цицерона к государственным деятелям. Они посвятили себя служению справедливости и должны обладать соответствующими качествами. Они мудры, справедливы, воздержаны, красноречивы, образованы и т. д. Служа общим интересам, они оберегают узы, связывающие людей, человеческое общество и государство. Далеко не все способны к такой ответственной деятельности. Но те, кто способны, должны без промедления браться за это дело: «занимать магистратуры и вершить делами государства; ведь иначе невозможно ни управлять государством, ни проявить величие духа» (Об обязанностях. I. ХХI. 72).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие"

Книги похожие на "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Тимошина

Елена Тимошина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Тимошина - История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.