» » » » Кристина Краснова - Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография

Кристина Краснова - Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография

Здесь можно купить и скачать "Кристина Краснова - Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Кристина Краснова - Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография
Рейтинг:

Название:
Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография
Издательство:
ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография"

Описание и краткое содержание "Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена актуальным проблемам противодействия коррупции на пространстве Европейского союза. В настоящей работе проанализированы положения международных конвенций, учредительных договоров, регламентов, директив Европейского союза, нормы уголовных кодексов государств – членов Европейского союза, а также материалы Европейской Комиссии, Европола, Евроюста, Европейского суда по правам человека. Примеры коррупционных преступлений приведены по материалам зарубежных средств массовой информации. Монография предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов. Представляет интерес для руководителей и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих противодействие коррупции, сотрудников правоохранительных органов, ученых, специалистов и широкого круга читателей, интересующихся опытом Европейского союза в сфере противодействия коррупции.






Откат (kickback) представляет собой незаконную тайную выплату должностному лицу, осуществленную в ответ за оказанную им услугу. Чаще всего это процент от общей стоимости государственного контракта, выплачиваемый в денежной форме. По данным Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ), откаты при заключении государственных контрактов встречаются в каждом третьем случае коррупции. Наиболее распространена практика откатов в Испании и Румынии42. Один из последних примеров получения откатов мы находим в деле Мариано Рахоя (Mariano Rajoy), премьер-министра и главы правящей партии Испании. В опубликованных в 2013 г. в газете El Pais материалах содержался перечень тайных наличных выплат М. Рахою и другим высшим членам его партии (более 70 должностных лиц). Предполагаемыми плательщиками стали участники так называемой Gürtel, группы компаний, получивших при поддержке членов правящей партии контракты от государственных учреждений и местных органов власти на беспрецедентную сумму более чем € 115 млн. Как показывают результаты расследования, огромная прибыль делилась между бизнесменами – участниками группы и некоторыми политиками, которые помогли им получить контракты43.

Фаворитизм (favouritism) – это процесс, имеющий результатом пристрастное распределение государственных ресурсов. Фаворитизм (или блат) включает предоставление должностей друзьям и родственникам безотносительно их квалификации. В политической сфере союзники могут получать льготные условия с целью сохранения их поддержки44. Так, фаворитизм стал ключевым элементом в процессе, сопровождавшим отставку президента Германии Кристиана Вульфа (Christian Wulff) в начале 2012 г. Согласно выдвинутым генеральной прокуратурой обвинениям, К. Вульф (в ранее занимаемой должности премьер-министра федеративной земли Нижняя Саксония) принимал важные решения о предоставлении государственных субсидий в секторе киноиндустрии влиятельному продюсеру, который, в свою очередь, приглашал его с супругой на дорогостоящий отдых. Процесс, приведший президента Германии к отставке, начался, когда появилась информация о том, что он получил персональный кредит на сумму € 500 тыс. на привлекательных условиях через супругу влиятельного предпринимателя и не сообщил эту информацию немецкому парламенту по получении запроса45.

Непотизм (nepotism) представляет собой особую форму фаворитизма, охватывающую семейные отношения. Непотизм возникает в ситуации, когда должностное лицо, используя свое положение, назначает своего родственника на ключевой пост в государственном аппарате либо предоставляет ему определенные блага. Другими словами, принадлежность к определенной семье или клану обеспечивает лояльность родственнику должностного лица.

Вымогательство (extortion) – это, подобно растрате, форма коррупции, при которой выгоду (деньги, имущество) получает лишь одна сторона. Вымогательство возникает в ситуации изъятия денег как непременного предварительного условия ведения бизнеса компанией или частным лицом с использованием или угрозой использования насилия со стороны военных, полицейских или иных милитаризованных сил. Как правило, вымогательство – это ситуация, из которой потерпевший не может выйти, не согласившись на условия вымогателя46.

Торговля влиянием (trading of influence) представляет собой обмен ненадлежащими преимуществами между должностным лицом (либо судьей) и рядовым членом общества. Например, должностное лицо обещает использовать его реальное или предполагаемое влияние на пользу другому лицу в обмен на деньги или другие блага.

Конфликт интересов (conflict of interest) – это конфликт между профессиональными обязанностями и личными, в том числе финансовыми интересами должностного лица, которые могли бы неправильно повлиять на исполнение им своих полномочий. Например, должностное лицо имеет личные интересы в компании, выигравшей государственные торги.

По данным ОЛАФ, в 96 % случаев коррупции речь идет о злоупотреблениях при государственных закупках, откатах и конфликте интересов. В частности, конфликт интересов встречается приблизительно в 20 % случаев во всех секторах экономики, хотя немного больше в сферах образования, строительства и жилищно-коммунального хозяйства47. Надо сказать, что исчерпывающий перечень коррупционных видов деятельности невозможен ввиду многообразия проявлений коррупции.

Следует отметить, что в литературе применительно к коррупции всегда различают сторону спроса в противоположность стороне предложения (см. табл. 1).

Таблица 1


Сторона спроса

Сторона предложения


Активное взяточничество

Пассивное взяточничество


Административная коррупция

Политическая узурпация


Ситуационная коррупция

Систематическая коррупция


Мелкая коррупция

Широкомасштабная коррупция


Местная, региональная коррупция

Коррупция центра


Частная коррупция

Государственная коррупция


Практически во всех случаях в акт коррупции вовлечены как минимум две стороны: сторона, принимающая или получающая незаконную выгоду; сторона, предоставляющая незаконную выгоду. Последней может быть гражданин либо любое неправительственное или непубличное физическое или юридическое лицо48.

В литературе коррупцию условно делят на крупную (элитарную) и мелкую (низовую)49. Они взаимообусловлены, взаимозависимы.

Элитарная коррупция существует в высших эшелонах власти и оказывает решающее влияние на экономические отношения, характер движения финансовых ресурсов и т. п. Субъекты ее совершения характеризуются высоким социальным положением, изощренно интеллектуальными способами действий. Они причиняют огромный моральный и материальный ущерб, их действия отличаются исключительной латентностью50. Уместно напомнить, что законодательство большинства европейских стран гарантирует неприкосновенность, например, членам парламента, для лишения которой необходимо наступление специальных условий и соблюдение определенной процедуры. Так, согласно чешскому законодательству член парламента может быть арестован и лишен депутатской неприкосновенности, если будет пойман с поличным. Учитывая высокую латентность коррупционных преступлений, такие случаи единичны. В качестве примера можно привести упомянутого выше Д. Рэта, который в момент ареста нес коробку из-под вина с деньгами в сумме 7 млн чешских крон. Тем самым он стал первым чешским депутатом, попавшим в тюрьму за последние пятнадцать лет51.

Низовая коррупция часто наблюдается во многих европейских странах: без незаконной оплаты врачу пациенты не могут попасть к нему на прием; их может даже не пропустить медсестра, регулирующая прием. Ученики могут не получить заслуженной оценки, если родители не сделают подарки учителям или не будут водить ребенка на «добровольные» частные занятия, дающие учителю дополнительный заработок. Водители взятками откупаются от штрафов за мнимые или реальные нарушения правил дорожного движения. Для людей, пострадавших от такой коррупции, она может быть очень ощутимой. Размер неформального платежа, который приходится осуществить пользователю услуги, может составлять значительную часть его семейного бюджета52.

Другая важная классификация – разделение подкупа на активный и пассивный. Понятие «активный подкуп» включает лицо, дающее взятку. Под «пассивным подкупом» подразумевается поступок лица, принимающего взятку53. Так, в заявлении, поданном португальской адвокатской фирмой в Европейский cуд по правам человека, сообщается, что ее офисы были обысканы в связи с уголовными делами о возможной коррупции и торговле влиянием при заключении государственного контракта с немецким консорциумом на поставку двух субмарин правительству Португалии54. В этом примере немецкий консорциум – активная сторона подкупа, а его португальские партнеры – пассивная. Следует отметить, что данная терминология широко используется в литературе, посвященной проблемам противодействия коррупции, и в особенности в антикоррупционном законодательстве. Например, в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию широко используется деление на активный и пассивный подкуп55.

Таким образом, в современном понимании коррупция – это принятие должностными лицами лично или через посредников материальных и иных благ и преимуществ, запрещенных законом, с использованием ими своего должностного положения, а также подкуп данных лиц путем противоправного представления им указанных благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Следует понимать, что «ликвидировать» коррупцию, как и любое иное социальное зло, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, невозможно. Речь должна идти лишь об ограничении масштабов явления, снижении причиняемого им ущерба, введении его в «цивилизованные» рамки, защите населения от тотальных поборов на всех уровнях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография"

Книги похожие на "Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Кристина Краснова

Кристина Краснова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Кристина Краснова - Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография"

Отзывы читателей о книге "Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.