» » » » Ляйсан Кадыйрова - Пленэр. Практикум по изобразительному искусству


Авторские права

Ляйсан Кадыйрова - Пленэр. Практикум по изобразительному искусству

Здесь можно купить и скачать "Ляйсан Кадыйрова - Пленэр. Практикум по изобразительному искусству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ляйсан Кадыйрова - Пленэр. Практикум по изобразительному искусству
Рейтинг:
Название:
Пленэр. Практикум по изобразительному искусству
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-691-01890-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пленэр. Практикум по изобразительному искусству"

Описание и краткое содержание "Пленэр. Практикум по изобразительному искусству" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие знакомит со спецификой работы графическими и живописными материалами на пленэре (открытом воздухе) во время проведения практики по изобразительному искусству. Раскрываются основные вопросы по методической организации занятий (оборудование, материалы, система и методика обучения).

Пособие адресовано преподавателям и студентам художественно-графических факультетов педвузов, может быть полезно учащимся высших и средних художественных учебных заведений (училищ, колледжей, лицеев), учителям изобразительного искусства, руководителям изостудий, а также всем тем, кто занимается пейзажной и пленэрной живописью самостоятельно.

Компакт-диск прилагается только к печатному изданию.






При работе над пейзажем для передачи пространства следует использовать свойство цветов приближаться либо удаляться по отношению друг к другу, что проявляется даже при условии их абстрактно-плоскостного расположения на поверхности холста. Тусклые, сдержанные и холодные оттенки кажутся более удаленными, чем светлые, насыщенные и теплые. Первый план контрастный, по мере удаления в глубину пространства тона сближаются. Поэтому, например, К. Моне применял голубовато-холодные цвета для передачи глубины, а более теплые охристые цвета – для переднего плана; передний план писал контрастно, второй – более прозрачно и при создании глубины уменьшал не только и не столько тональный, сколько цветовой контраст.

Художник Р. Бейтмэн добивался глубины пространства в пейзаже с помощью «дымки» (поскольку, по его мнению, «видимый мир соткан из воздуха, а воздух – это дымка»). При этом он руководствовался простым принципом: чем дальше находится объект от зрителя, тем больше серых цветов он должен содержать, поскольку по мере удаления цвет элементов пейзажа становится более нейтральным. Однако для получения серых оттенков он никогда не использовал белила и черную краску, а заливал лессировкой на основе белил, серой краски и умбры натуральной. При этом очень легкая – почти как вода – лессировка практически «выливается» на горизонтально расположенный холст, укрывая все необходимое воздушной серой «дымкой», а излишки краски удаляются куском пенорезины (пористый материал). Усилить ощущение глубины пространства также можно, нанеся по всему холсту (избегая ближайших объектов пейзажа) лессировку смесью белой, сиены натуральной и зеленой.

Художник С. Сиренко нередко использовал для создания иллюзии объемного пространства изображения санного следа, дорожки на снегу или тропинки, уводящей в глубину. Кроме того глубины пространства он достигал путем тональной и цветовой растяжки купола неба, более детальной проработкой ближних облаков и уплощением их к горизонту; более тщательной проработкой переднего плана земли и «уложением» планов земли от нижнего края этюда к горизонту.

Пространственным качествам изображения способствует также характер нанесения мазков. Общеизвестно, что пастозно проложенные слои краски как бы выдвигаются вперед, в то время как предметы, выполненные в тонких, лессировочных слоях, отступают вглубь композиции. Вот почему красочные мазки на переднем плане необходимо выполнять более рельефными, дробными, динамичными, а дальние планы передавать более тонким, полулессировочным и лессировочным нанесением красочного слоя.

Применение вышеперечисленных принципов, верное изображение объектов пейзажа с учетом закономерностей линейной и воздушной перспективы поможет достичь эффекта глубины и воздуха даже в ограниченном пространстве. Различия, вносимые в композицию этюда с их помощью, бывают едва уловимы, но, использованные в комплексе, они позволяют добиться реалистического и убедительного изображения.

3. Состояния в пейзаже

В пленэрной живописи важной задачей является развитие умения выразить состояния освещенности в природе, поскольку этюды, написанные в разное время дня и в различную погоду, должны отличаться друг от друга, – так же, как отличаются состояния освещенности утром и вечером, в дождливый и солнечный день, летом, осенью и зимой. При изображении яркого солнечного дня обычно используют более светлые и интенсивные оттенки, нежели при написании заката, восхода или пасмурного дня. Это является результатом выдержанности общего тонового и цветового состояния, определяемого силой общего освещения (прил. илл. 6, 7). Насыщенные цвета в природе встречаются крайне редко, поэтому вполне можно использовать более сдержанные краски для достижения верного тонового и цветового масштаба. Главное – с самого начала работы над живописным этюдом – верно взять тоновые и цветовые отношения (например, неба, земли, воды, лесного массива, наземных построек и т. д.). При этом необходимо иметь в виду, что зеленая трава или листва не могут быть одинаково насыщенного зеленого цвета при любом состоянии погоды (например, в пасмурный день цвет травы выглядит менее насыщенным, чем в солнечную погоду), а снег не может быть всегда белым (например, в сумерках он становится более нейтральным по цвету). Освещенный солнцем пейзаж светлее утреннего, вечернего и интенсивнее по цвету пасмурного, серого дня. Таким образом, насыщенность цвета понижается при уменьшении силы освещения.

Кроме силы общего освещения, на объекты изображения оказывает влияние спектральный состав освещения, т. е. цвет освещения, который является составной частью всех оттенков природы. Например, лунный свет окрашивает все в зеленоватый и серо-голубой цвет, утром преобладают золотисто-розовые оттенки, теплый свет заходящего солнца окрашивает детали пейзажа в желто-оранжевые, золотистые оттенки, делая гармоничными даже самые контрастные сочетания цветов, а дождливый, пасмурный день все окутывает нейтрально-серебристой дымкой. При этом как бы ни были разнообразны цветовые качества натуры, все они подчинены основному цвету освещения, который всегда присутствует на всех ее деталях и частях. Поэтому нельзя произвольно наносить локальные (предметные) цвета на холст без учета влияния силы и цвета общего освещения.

Общий тон «схватить» сразу достаточно сложно и без специальных навыков почти невозможно. Для этого необходимо уловить верные отношения, объединенные цветовой гармонией, единым колоритом. Научить себя умению определять общее тоновое и цветовое состояние натуры можно с помощью следующих нехитрых упражнений:

1. Научиться сравнивать общее тоновое и цветовое состояние наблюдаемого объекта при различных условиях освещения (например, одни и те же предметы в интерьере и на открытом воздухе имеют различные цветовые характеристики: прил. илл. 2, 3).

2. Во время работы над живописным этюдом следует постоянно корректировать цветовые отношения не только неба, земли, воды, но и деревьев, кустарников, архитектурных построек, т. е. всех объектов натуры с учетом закономерностей воздушной перспективы.

Таким образом, развитие умения верно определять цветовые отношения натуры в пределах общего цветового тона и чувства цветовой гармонии связано с систематическими тренировками глаза и руки при выполнении кратковременных этюдов. При этом важную роль играет воспитание чувства воздушной среды. Как говорил А. А. Дейнека: «При изображении воздуха особенно важно уловить и верно передать отношение переднего плана к дальнему; в этом, собственно, и состоит решение живописной задачи – верно уловить и передать состояние воздушной среды».[8]

Уже с самого начала работы над живописным этюдом следует постараться цельно увидеть тоновые характеристики хотя бы основных объектов натуры (например, земля, вода, небо) не по отдельности, а одновременно, в определенных отношениях между собой: самое светлое – небо, самая темная – земля, промежуточный между ними тон имеет вода и т. д… Для облегчения работы на палитре можно составить три группы красок, различающихся между собой по тону и цвету пропорционально натуре и вместе с тем объединенных единым колоритом в соответствии с силой и цветом общего освещения…

Наиболее интересен сложными переходными состояниями март месяц, «когда к полудню звенит, лаская слух, капель и слышно журчание ручейков, а к вечеру начинает подмораживать и будто бы возвращается зима, но воздух пьянит свежестью близкой весны. Днем ветер гонит по прозрачному небу облака, временами они набегают на солнце, и тогда земля с перепадами затененных и освещенных ярким солнцем планов становится необыкновенно звучной по цвету. К вечеру солнце быстро уходит за горизонт, и наступает удивительный по красоте и цветовой сложности закат. Это состояние длится не более часа, поэтому писать надо быстро, стараясь ухватить самое главное».[9] Вообще, март – это обилие рефлексов: снег сияет на солнце, появляются первые проталины, ощущается появление первой зелени на ветках деревьев, которые как бы опутаны золотисто-розовой дымкой. Невысокое солнце пока еще быстро идет по небосводу, поэтому в ясный солнечный день писать с натуры можно не более трех часов; хотя пасмурные весенние состояния длятся практически целый день.

Начинать работу следует с выбора мотива, который рассматривается с различных сторон (желательно сделать краткосрочный графический набросок сюжета в альбоме) и компонуется на небольшом формате (не стоит в условиях мартовского пленэра, когда состояния быстро меняются, затевать длительную работу). В живом кратковременном этюде нет нужды делать подробный рисунок, лучше лепить форму кистью цветом и тоном. Первая цветная прокладка (чаще всего лиловато-сиреневая для мартовских этюдов) наносится быстро, ритмично, где-то теплее, где-то холоднее. Затем также быстро и точно необходимо раскомпоновать мотив, используя первоначальный набросок сюжета. В пейзажном мотиве с деревьями главное – выстроить вертикали (стволы деревьев, столбы, архитектурные постройки и т. д.) и горизонтали (ветви, нижняя кромка облаков, линия горизонта и т. д.), которые являются своеобразной системой координат. В рамках мотива горизонт практически «горизонтален», с небольшими отклонениями по рельефу местности и делит этюд на две части: небо и землю; при этом, в каких соотношениях и пропорциях брать их – решает каждый самостоятельно, в зависимости от задачи и вкусовых пристрастий (прил. илл. 7, 13).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пленэр. Практикум по изобразительному искусству"

Книги похожие на "Пленэр. Практикум по изобразительному искусству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ляйсан Кадыйрова

Ляйсан Кадыйрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ляйсан Кадыйрова - Пленэр. Практикум по изобразительному искусству"

Отзывы читателей о книге "Пленэр. Практикум по изобразительному искусству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.