» » » Заграт Айгумова - Психология биэтнических семейных отношений


Авторские права

Заграт Айгумова - Психология биэтнических семейных отношений

Здесь можно купить и скачать "Заграт Айгумова - Психология биэтнических семейных отношений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Заграт Айгумова - Психология биэтнических семейных отношений
Рейтинг:
Название:
Психология биэтнических семейных отношений
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9907123-9-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология биэтнических семейных отношений"

Описание и краткое содержание "Психология биэтнических семейных отношений" читать бесплатно онлайн.



Монография излагает проработанную авторскую позицию, рассматривающую особенности биэтнических семейных отношений через различные аспекты: психологические проблемы семейных отношений, удовлетворенность браком, модели культурного приспособления, роль интерпсихических и интрапсихических факторов в мотивации выбора супруга, особенности адаптации супругов к иноэтнической среде, психологические особенности ролевых ожиданий в биэтнических семейных отношениях и степень их согласованности. Также обсуждены личностные особенности супругов и их детей из биэтнических браков – личностные особенности супругов из биэтнических семей, психосоциокультурные факторы, определяющие идентичность личности из биэтнических семей, этническая идентичность супругов.

Чрезвычайно важен тот момент, что супруги из биэтнических семей в той или иной степени сталкиваются с трудностями при взаимодействии. Данное столкновение часто противоречащих друг другу картин мира, различных систем ценностей, ранее не соприкасавшихся или мало соприкасавшихся, привело к необходимости их сопряжения на уровне индивидуального сознания, психологической адаптации к иной системе смыслов и ценностей.

Для студентов, специализирующихся в области психологии, психологии семьи, этнопсихологии.






• эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;

• эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим. Подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства.

Но существует и другая точка зрения на эволюцию брака, где развитие семейных отношений рассматривается через призму «упадка» культуры и общества. Ее сторонники подчеркивают негативные тенденции в развитии семейных отношений: ослабление союза родителей и детей, супругов и распад семейного хозяйства.

Функциональный подход. Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм изучал механизмы сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, взаимосвязь разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации [91].

Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кровосмешение). Табу рассматривалось как средство функциональной интеграции семейных отношений. Подчеркивается влияние добровольности брака (взамен брака по договору родителей) на его нестабильность, а уменьшение количества современной семьи на семейную солидарность. Функционалистам принадлежит разработка проблем материнства и отцовства.

В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. В функциональном подходе, в отличие от эволюционистского, ключевым моментом выступает проблема ответственности как во внутрисемейных отношениях, так и в контексте общественных отношений, которая задает динамику семейных отношений.

Этологический подход. Истоки этого направления относят к появлению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», впервые переведенная в России в 1873 г.

Представители этого подхода оперируют главным образом методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Сторонники этологического подхода отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений, так как он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому (родительскому) инстинкту взрослых.

Согласно этологическому подходу исторический период застал человечество с четырьмя системами брачных отношений: групповым браком, полигинией (один мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна женщина и несколько мужчин) и моногамией (один мужчина и одна женщина); последняя в двух формах – пожизненная и допускающая развод. Этологи констатируют естественный характер всех перечисленных форм брачно-семейных отношений и их изменчивость. С биологической точки зрения многообразие брачных отношений – это удивительный факт, ведь брачная система – видовой признак и является константой.

Необычность этологической точки зрения заключается в предположении изначальной моногамности предков человека, утверждении того, что затем на каком-то этапе эволюции предки человека свернули к групповому браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Существование программ моногамного и группового брака было длительным. Причем, в дальнейшем люди могли при необходимости переходить от одной формы брачных отношений к другой. Например, земледельцам в Европе более всего подходила моногамия, а скотоводам-кочевникам – полигиния.

В рамках этологического подхода установлено, что моногамия – не идеал с точки зрения естественного отбора, обнаружена кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов, открыты явления инверсии доминирования в период брачных отношений, избыточная гиперсексуальность человека. В самый разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а не генетически передаваемые знания и необходимость в социализации [225].

Эмпирический подход. Его возникновение связано с появлением в XIX в. эмпирических исследований эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов. Внутри этого подхода семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, нравственная жизнь.

Основателем эмпирического подхода считают Ф. Ле Пле, который, исследуя историческую динамику развития семейных отношений, констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Научный подход. В рамках данного подхода семейные отношения рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томас а, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, З. Фрейда и др.

Межличностные отношения, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» – это ключевые моменты теорий научной социально-психологической направленности [225].

Кроме перечисленных подходов к истории изучения психологии семейных (значимых) отношений существует немало других. Что же касается современных исследований семейных отношений, то здесь можно назвать Ю. А. Алёшину, Т. В. Андрееву. В. Н. Дружинина, Е. А. Елизарова. О. А. Карабанову, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковскую, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллера. В их работах подчеркивается, что на семье прямо и косвенно отражаются все изменения, происходящие в обществе, хотя она и обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью.

Основные функции семьи. Семья как социальный институт приняла на себя ряд функций. В настоящее время ученые, обсуждая функции семьи, предлагают свое видение этой проблемы. Так наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова, он выделил следующие:

• порождение и воспитание детей;

• сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;

• удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;

• создание условий для развития личности всех членов семьи;

• удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

• удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

• организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

• удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними;

• удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях;

• социальный контроль за поведением отдельных членов семьи;

• организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;

• рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие стрессовых состояний [95].

При этом А. Н. Елизаров считает, что здоровые отношения в семье возможны в том случае, когда семья порождает и воспитывает детей. По мнению А. Г. Харчева, также главной функцией семьи является «детопроизводство», остальные же функции являются внешними, дополнительными, к которым семья, так сказать, принуждена. С. В. Ковалев особое место отводит психотерапевтической функции семьи, подчеркивая, что общение супругов обязано выполнять психотерапевтическую функцию – быть средством разрядки и успокоения.

Специалисты семейной психологии считают, что в настоящее время семья выполняет следующие функции:

• Хозяйственно-экономическая функция. Эта функция связана с организацией жизни и быта семьи: благоустройство жилища, общее ведение домашнего хозяйства, приобретение и содержание имущества, создание домашнего уюта и т. д.

• Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения к проблеме деторождения и самим детям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология биэтнических семейных отношений"

Книги похожие на "Психология биэтнических семейных отношений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Заграт Айгумова

Заграт Айгумова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Заграт Айгумова - Психология биэтнических семейных отношений"

Отзывы читателей о книге "Психология биэтнических семейных отношений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.