» » » » Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия


Авторские права

Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия
Рейтинг:
Название:
Современные теории социального благополучия
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4365-0241-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современные теории социального благополучия"

Описание и краткое содержание "Современные теории социального благополучия" читать бесплатно онлайн.



Данное издание – это первое в России учебное пособие по дисциплине «Современные теории социального благополучия», подготовленное в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Социальная работа» (бакалавриат).

Учебное пособие ориентировано на формирование способности анализа социокультурного пространства, на исследование особенностей культуры социальной жизни и социального благополучия представителей различных общественных групп.






Таким образом, во взглядах Л. Н. Толстого относительно проблемы бедности можно выделить социальные причины и естественные последствия бедности. Так, социальными причинами бедности Толстой называет: неправильное распределение земельной собственности, наличие телеграфа, путей сообщения, железных дорог, а к естественным последствиям – особое душевное состояние, а именно, чувство униженности, беззащитности, запуганности.

О бедности Ф. М. Достоевский говорил в романе «Бедные люди». Здесь он описывает действительно бедных людей, имеющих низкие должности, маленькие чины. Бедные люди Достоевского живут на окраинах города, в дешёвых квартирах, испытывают чувство голода, часто болеют и т. д. Таков и главный герой романа – Макар Девушкин. Физические страдания, описываемые Девушкиным, жизнь в чадной кухне, впроголодь, хождение на службу в обветшавшем мундире и дырявых сапогах – всё это ничто по сравнению с теми душевными муками и терзаниями, униженностью, беззащитностью, запуганностью, на которые обрекает бедность, превращая самого героя в «ветошку» [20]. Таким образом, в романе «Бедные люди» Ф. М. Достоевский описывает бедность как особое душевное состояние. Он не только обрисовал социальную судьбу бедных людей, окружающую их обстановку, но и предельно полно выразил их внутренний мир.

Представители русской религиозной философии конца XIX века Н. А. Бердяев и В. С. Соловьёв считали, что благополучие всех людей может быть достигнуто только на духовной основе. По мнению Н. А. Бердяева, личность как ценность изживает себя, если она является безбожной и находится в погоне за улучшением своего материального состояния, но, в тоже время, чтобы осознать всю плачевность своего положения в мире, ей необходим некоторый уровень благополучия [9]. Основное значение здесь приобретает одухотворение людей, их нравственное самосовершенствование. Нравственность человека не зависит от его материальных потребностей и экономических отношений. Экономические отношения не составляют истинную жизнь общества и способны разъединить людей. В основе нормально развивающегося общества должен лежать духовный союз между человеком и церковью.

О некотором уровне благосостояния общества писал также В. С. Соловьёв. Он полагал, что «равенство всех имуществ также невозможно и не нужно, как одинаковая окраска или густота волос. Но общество обязано всё же хотя бы обеспечить некоторый минимум благосостояния всех граждан, ибо наличие бедности, а, тем более, вопиющей нищеты, безнравственно и не необходимо. Как это сделать – это уже вопрос не нравственности, а экономической политики» [41, с. 477].

Таким образом, представители русской философии в своих произведениях активно поднимали вопрос, касающийся бедности, её причин и способов преодоления. Также особое внимание уделяли нематериальной стороне бытия человека, его нравственности, духовной сущности.

Философия советского периода

В рамках советской социальной мысли понятие «бедность» практически не употреблялось, ему на смену пришло понятие «малообеспеченность». Как отмечает А. М. Шахбанов, «данные понятия равнозначны по смыслу и содержанию» [48, с. 183]. Малообеспеченность была призвана подчеркнуть, что в Советском Союзе нет людей, которые не обеспечены всем необходимым для жизни, а население делится на тех, кто обеспечен в большей и тех, кто – в меньшей степени. Как пишут С. Н. Быкова и В. П. Любин, до 1987 года проблема бедности «находилась под негласным запретом, поскольку само существование бедности в СССР замалчивалось, хотя признавалось временное неравенство на пути к полной социальной однородности» [11, с. 134].

Только с середины 1990-х годов бедность в России стала изучаться более широко. Это было связано не только с резким снижением уровня жизни населения, но и с тем, что в это время происходило активное распространение западных теорий в отечественной науке. Кроме того, в Россию проникли западные стандарты уровня жизни и представления о том, какой уровень жизни можно назвать «достойным». Особую роль также играла психологическая особенность российских граждан. Данная особенность затрудняла изучение бедности из-за того, что большинство людей, относя себя к малообеспеченным, считали своё положение удовлетворительным.

Таким образом, в рамках советской философии понятие «бедность» активно не употреблялось. Его систематические разработки начались в 90х годы XX века и в основном учёными-социологами. В этот период бедность рассматривается как серьёзная проблема, препятствующая развитию общества.

2.2. Социологический подход к анализу понятия «бедность»

Основные исследования бедности

Анализ работ современных отечественных исследователей показывает, что рассмотрение проблемы бедности осуществлялось, преимущественно, с точки зрения социологии. Так, Л. А. Беляева и Л. А. Гордон вводят понятия социальной и экономической, объективной и субъективной бедности, а также понятия «бедность слабых» и «бедность сильных», Н. М. Давыдова применяет депривационный подход в оценках бедности. С понятием «бедность» очень тесно связано понятие «качество жизни». К проблеме качества жизни обращается в своих работах М. Б. Лига, определяет границу бедности А. В. Привалов, затрагивает вопрос о маргинализации населения России и выделяет понятия устойчивой и плавающей бедности Н. М. Римашевская, рассматривает абсолютную и относительную бедность В. С. Сычёва, описывает особенности «новой бедности» С. С. Ярошенко.

Н. М. Римашевская в 1990-х годах писала о том, что проблема бедности вызывает особое беспокойство. По её словам, «драматичность ситуации состоит в том, что две трети детей и одна треть престарелого населения оказались за “порогом”, т. е. в группе бедности» [38, с. 56]. Пожилые граждане своим трудом в прошлом обеспечили себе определённый уровень благосостояния, а бедность детей будет способствовать снижению качества жизни будущих поколений и ослаблению генофонда.

Также Н. М. Римашевская отмечает, что «бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процесс маргинализации населения» [37, с. 13]. Она выделяет четыре группы людей, составляющих «социальное дно»: нищие, «бомжи», беспризорные дети, уличные проститутки. Бедность и другие, связанные с ней проблемы, способствуют формированию и укреплению «социального дна», которое отторгается обществом. Представители «социального дна» – это люди, лишённые социальных ресурсов, устойчивых социально-полезных связей.

Л. А. Гордон в работе «Четыре рода бедности» выделяет бедность социальную и экономическую, субъективную и объективную [14, с. 18–36]. Социальная бедность – это бедность людей, которые неспособны или малоспособны к труду по причине инвалидности, старости, психических и соматических заболеваний. Основной причиной социальной бедности является неэффективность системы социальной защиты населения или её отсутствие. Экономическая бедность – это бедность граждан, которые способны полноценно трудиться, но попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом достичь определённого уровня благосостояния.

Л. А. Гордон в соответствии с понятиями социальной и экономической бедности вводит два новых понятия: «бедность слабых» и «бедность сильных». «Бедность слабых» – это бедность нетрудоспособных или малотрудоспособных людей, инвалидов, больных, физически и психологически неустойчивых и так далее. «Бедность сильных» возникает в чрезвычайных ситуациях, когда полноценные работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния» [14, с. 18–36].

С. Д.-Н. Дагбаева, оценивая подход Л. А. Гордона, отмечает: «с этой точки зрения «бедность сильных» обозначают как производственно-трудовую или экономическую бедность, подчеркивая тем самым её непосредственную обусловленность кризисной ситуацией в экономике, когда работник не получает заработка обычного масштаба» [17, с. 22]. Таким образом, «бедность слабых» по своей природе затрагивает меньшее количество населения, которое не играет существенной роли в развитии общества. «Бедность сильных», наоборот, может стать довольно серьезной проблемой, так как трудоспособные, квалифицированные работники, попадающие в данную категорию, принимают непосредственное участие в развитии экономики, политики, образования и других сфер общества.

Анализируя взгляды Л. А. Гордона относительно бедности, можно выделить внешние и внутренние естественные, а также социальные предпосылки бедности. К внешним естественным предпосылкам, названным Л.А. Гордоном, относятся неблагоприятные климатические условия и т. д. К внутренним естественным – инвалидность, старость, серьёзные заболевания. К социальным – военно-политические конфликты, низкая заработная плата, нерегулярный трудовой доход, безработица и т. д. Такая предпосылка, как жизненное потрясение, может носить как естественный, так и социальный характер в зависимости от того, чем это потрясение вызвано.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современные теории социального благополучия"

Книги похожие на "Современные теории социального благополучия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия"

Отзывы читателей о книге "Современные теории социального благополучия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.