» » » » Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография


Авторские права

Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография

Здесь можно купить и скачать "Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография
Рейтинг:
Название:
Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография"

Описание и краткое содержание "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии освещается история нормативного регулирования семейного воспитания несовершеннолетних детей, обращается внимание на роль современного семейного законодательства в развитии личности ребенка. Одновременно рассматриваются вопросы соотношения семейного права и педагогики, уделяется внимание интересам ребенка в семье, анализируются споры о праве на семейное воспитание, семейно-правовая ответственность за ненадлежащее семейное воспитание, правовые предпосылки вмешательства в семейно-правовую сферу воспитания детей. Законодательство приведено по состоянию на январь 2016 г.






Говоря о специфике СК РФ, где термин «воспитание ребенка» занимает далеко не второстепенное место, надо сказать и о том, что зачастую он употребляется вместе с термином «образование». Так, ст. 63 СК РФ называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Мало того, п. 2 данной статьи гласит: «Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования». К тому же «родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми». Пункт 2 ст. 65 СК РФ обращает внимание на то, что «все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию…». Родитель, проживающий отдельно от ребенка, согласно п. 1 ст. 66 СК РФ имеет право на участие в решении вопросов, связанных с получением ребенком образования. Часть 2 п. 1 ст. 121 СК РФ возлагает на органы опеки и попечительства обязанности по осуществлению контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей. Опекун (попечитель) имеет право выбора образовательной организации и формы обучения ребенка с учетом его мнения до получения им общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования (ч. 3 п. 6. Ст. 1481 СК РФ). Пункт 1 ст. 1531 обязывает включать в текст договора о приемной семье условия содержания и образования ребенка, переданного в приемную семью. На органы опеки и попечительства п. 3 ст. 1551 возлагает обязанность осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Столь широкое использование в СК РФ термина «образование» объясняется не только закреплением в ст. 43 Конституции РФ права любого гражданина на образование. Дело в том, что предусмотренное семейным законодательством воспитание несовершеннолетних связано с их образованием. Такая связь очевидна, органична, служит одним целям. Не случайно поэтому в Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»129 воспитание детей рассматривается как основа реализации государственной политики, а образование – как целостный процесс их обучения и воспитания. А к ключевым принципам национальной политики относится «реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье» в сочетании с максимальной реализацией потенциала каждого ребенка благодаря созданию условий «для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности»130. К тому же, выступая на Валдайском форуме, Президент РФ подчеркнул: «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы»131. То обстоятельство, что, во-первых, уделяется внимание образованию, обучению, а во-вторых, воспитанию, сути дела не меняет. И то и другое выступают как две составляющие.

По мнению известного теоретика педагогики К. Ушинского, педагогика имеет несколько определений. Он полагал, что если это слово использовать в общенародном употреблении, то оно может пониматься как специальная наука воспитания132. Вместе с тем, с точки зрения К. Ушинского, педагогика – это искусство «едва ли не самое сложное из искусств»133, «самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств»134. И как образно писал К. Ушинский, педагогика призвана «содействовать образованию в душе детей такого строя, который достоин человека, – вот величайшая задача воспитания и воспитателя»135. Иначе говоря, педагогика должна содействовать выбору собственного поведения человека, которое именуется внутренней свободой, желательно направленной на создание и укрепление прежде всего его человеческих качеств. Что же касается его так называемой внешней свободы, которая заключается в возможности совершать поступки, одобряемые государством, то здесь надо знать, как нужно осуществлять процесс воспитания с помощью образования применительно к воспитанию человека как гражданина общества или несовершеннолетнего члена семьи.

В современном понимании педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении136. Педагогика одновременно учит как воспитывать и как обучать (образовывать). Поэтому СК РФ обращает внимание на наличие в необходимых случаях способности осуществлять воспитание ребенка, принимать меры к получению им образования. Так, СК РФ в п. 2 ст. 146 предлагает учитывать при назначении опекуна (попечителя) его способность выполнять принимаемые на себя обязанности (воспитывать и заботиться об образовании). Нарушение одной из сторон в споре о праве на воспитание основополагающих требований педагогики служит не в пользу стороны, претендующей в судебном порядке на удовлетворение своего иска. Грубое несоблюдение педагогических правил, в чем бы оно ни выражалось, чревато применением мер семейно-правовой ответственности в виде лишения, ограничения родительских прав. Об особой связи воспитания и образования в педагогике свидетельствует и Примерная программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством Российской Федерации формах137. В ее тексте немало правил и рекомендаций сугубо педагогического характера, касающихся особенностей воспитания, например, ребенка с трудным поведением, его адаптации к условиям жизни в новой семье, поиску наиболее приемлемого для несовершеннолетнего «с трудной судьбой» образования.

Говоря о педагогике, включающей вопросы как воспитания, так и образования, надо сказать, что в семейно-правовой сфере, в СК РФ они идут «рука об руку», взаимодействуют, представляют собой равноценные взаимодополняющие части одного процесса, имеющего непосредственное отношение к защите прав несовершеннолетнего в семье, чего нельзя сказать о современном понимании образования как таковом, о чем свидетельствует Федеральный закон «Об образовании»138. Более 100 его статей посвящаются выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, формам получения образования и обучения, видам образования, программам образовательного процесса, контролю за его осуществлением и т. п. О воспитании как таковом упоминается вскользь, да и то сквозь призму образования. Исключением стали лишь общие нормы, называющие образование целенаправленным процессом воспитания и обучения, являющимся общественно значимым благом, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 1 ст. 2)139. Но столь важное положение не находит своего развития в тексте названного Закона. Исключение составляет общее дополнение: «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2 ст. 2)140. Изредка термин «воспитание» употребляется и там, где говорится о методах обучения и воспитания опять-таки тех, кто получает образование, имеет право на образование. Там же, где речь идет о правах, обязанностях родителей, их ответственности в сфере образования, на первом месте – их право на образование своих детей. А для педагогического работника главное – обучать.

Налицо разрыв на законодательном уровне между воспитанием и образованием, тогда как требуется поддержка традиционной ориентации отечественной педагогики на признание важнейшего приоритета образования, а именно: его неотделимости от процесса воспитания141. Сейчас, по мнению И. Н. Сиземской и Л. И. Новиковой, воспитание и образование «разошлись настолько, что иногда имеют разнонаправленный характер»142. Причина видится в развертывании «научно-технического прогресса, бешеными темпами вторгающегося во все сферы жизни», что превратило образование в товар, когда важно реализовать «свой интеллект на рынке товаров и услуг у себя в стране или, что более предпочтительно в мотивационном плане, за рубежом»143. Не случайно поэтому в анализе положения детей в Российской Федерации, подготовленном Независимым институтом социальной политики (НИСП) и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), проблемы воспитания не затрагиваются144.

Единством понятий «воспитание» и «образование» не исчерпываются их принципиально важные особенности, осложняющие решение проблем, возникающих при нормативном регулировании семейного воспитания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография"

Книги похожие на "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александра Нечаева

Александра Нечаева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография"

Отзывы читателей о книге "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.