» » » » Александр Петров - Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография


Авторские права

Александр Петров - Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография

Здесь можно купить и скачать "Александр Петров - Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Петров - Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография
Рейтинг:
Название:
Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография"

Описание и краткое содержание "Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена исследованию предметной иерархии нормативных правовых актов. Рассматривается понятие предметной иерархии нормативных правовых актов, история ее возникновения как приема правотворческой техники и осмысления юридической наукой; демонстрируются трудности практического применения предметной иерархии и предлагается новый (с акцентом на содержательные стороны феномена) подход к прочтению ее сути. Адресована юристам, историкам, философам и всем, кто интересуется проблемами теории права.






Рис. 1. Иерархические отношения на уровне формы права

Хотя иерархические структуры внешней и внутренней форм права относительно автономно, они взаимодействуют друг с другом.

К примеру, при построении иерархии различных принципов права как различных уровней сложности приятия юридически значимых решений видна связь указанной иерархии с иерархией уровней описания (абстрагирования). Так, Е. В. Скурко применительно к проблеме иерархии принципов права отмечает, что «вертикальная градация в системе принципов права возникает и строится, можно сказать, в отличие, например, от «вертикальной» (иерархической) структуры системы законодательства, которая формируется по критерию юридической силы акта, не по силе принципов, ибо сила действующих принципов, строго говоря, одинакова для любого из них и определяется не более чем «убедительной авторитетностью» принципа для лица применяющего право, а нисхождением от общего к особенному, частному (либо, напротив, восхождением от частного к общему), степенью соотношения в каждом из принципов синтетичности и аналитичности. Так, чем синтетичнее принцип, чем абстрактнее он – тем более этот принцип оказывается (все)общим и даже «универсальным». Чем ближе принцип к уровню конкретики, свойственной, например, традиционной концепции нормы права в какой либо традиции права и правовой семье, а также связан с ее (нормы) дальнейшей конкретизацией, – тем специфичнее он (принцип) привязан к конкретной правовой системе и традиции, а также, по мере роста конкретности, казуистичности принципа – к внутренним структурным образованиям статики соответствующей правовой системы»[156].

Взаимодействие иерархии уровней описания системы права и организационной иерархии неоне форм права может быть проиллюстрировано следующим примером: чтобы показать значимость отрасли уголовного права в системе права и установить «пространственные» (широта охват регулируемых отношений) пределы уголовно-правового регулирования, законодатель подчеркивает, что нормативно-регулятивные средства данной отрасли права должны быть закреплены в иерархии внешней формы права только на уровне федерального закона, а конкретно – в Уголовном кодексе РФ (статья 1 УК РФ).

В историческом срезе движение права от казуистичности к абстрактности (т. е. становление и развитие иерархии во внутренней форме права) сопровождается усложнением организационной иерархии во внешней форме праве, о чем хорошо написал Г. Ф. Шершеневич: «Увеличиваясь в количественном отношении и отличаясь качественно как извне, так и внутри, нормы права в то же время обнаруживают стремление к интеграции. Выдвигаясь вначале по мере того, как жизнь создает случай, требующий нормирования, и приобретая поэтому казуистический характер, право в дальнейшем, при сознательном творчестве, захватывает случаи не только бывшие, но и возможные, и приобретает абстрактный характер. Нормы права не становятся рядом друг с другом, на равном положении, но преобразуются в стройную систему, где нормы располагаются иерархически. Чем развитее право, тем сильнее абстрактность берет верх над казуистичностью»[157].

В литературе неоднократно подчеркивалась взаимосвязь между местом источника права в организационной иерархии и степенью общности его норм. То есть, более абстрактные правовые предписания должны занимать более высокое место в организационной иерархии в праве. В этой связи С. В. Поленина пишет, что «применительно к любой отрасли законодательства должно действовать правило, что всякий акт, занимающий более высокое по сравнению с другими нормативными актами место в иерархической структуре законодательства, должен быть одновременно и актом, содержащим нормы более общего характера»[158]. Похожим образом рассуждает и М. Мицайков: «…общие правовые нормы (акты) тоже пребывают в зависимости и отношениях иерархии по степени абстракции. Нормы (акты) с более высокой степенью абстракции располагаются над нормами с более низкой степенью абстракции, а конкретные нормы подчинены общим нормам (актам)»[159].

С другой стороны, степень общности (абстрактности) предписания во многом сама должна предопределяться юридической силой источника права, в котором оно содержится: «Всегда необходимо учитывать, что степень абстракции положения во многом зависит от силы того правового акта, в котором закреплено данное положение: чем выше юридическая сила акта, тем выше может быть степень его абстрактности»[160].

Взаимосвязь иерархии внутренней и внешней форм права весьма интересно проявляется в проблеме соотношения международного публичного и национального права. Данный вопрос находится буквально «на пересечении» исследования внешней и внутренней форм права, на что обращается внимание в исследованиях по международному праву.

Так, в теории международного права высказана позиция, что международное право «является высшим по отношению к внутригосударственному праву, поскольку оно отражает объективное право более широкой общности (аналогично во внутреннем правопорядке национальное право выше, чем социальные нормы отдельных групп)»[161], а «…с социологических позиций: каждый, кто вредит социальной солидарности, лежащей в основе права, вредит и обществу, и самому себе»[162]. Таким образом, в основание организационного иерархического соотношения формальных источников международного и национального права в этой концепции, по-видимому, положена иерархия описания их материальных источников.

Вообще, как мы знаем, относительно соотношения национального и международного публичного права существуют две основные концепции:

1) монистическая, сторонники которой рассматривают национальное и международное публичное право как единую систему права;

2) дуалистическая, приверженцы которой разграничивают систему национального права и систему международного права. Сторонники дуалистической концепции, в свою очередь, подразделяются на два противоположных лагеря: одни утверждают приоритет национального права над международным, другие, напротив, ведут речь о примате международного права.

Но при всем видимом различии во взглядах на соотношение международного публичного и национального права дискуссия ведется одновременно в двух аспектах: внутренней и внешней форм права. Данный момент нашел подтверждение и в норме части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации: при всей неоднозначности ее формулировки нельзя не обратить внимание на то, что авторы Конституции ставили в один ряд общепризнанные принципы и нормы международного права (jus cogens), относящиеся, прежде всего, к внутренней форме права, и международные договоры, характеризующие внешнюю форму права.

1.11. Критерии построения иерархии в праве

Поскольку право, как было показано выше, может рассматриваться как система иерархических уровней-эшелонов, с необходимостью встает вопрос: на основании какого критерия осуществляется ранжирование различных уровней на выше- и нижестоящие?

На наш взгляд, критерием определения места того или иного объекта в иерархии уровней описания (абстрагирования) в праве является мера общности рассматриваемых объектов, которая должна оцениваться применительно к специфике конкретного уровня права.

К примеру, когда мы говорим об иерархии уровней описания системы права, то в качестве меры общности исследуемых объектов выступает правовой режим, действующий на том или ином участке социальной действительности, как «особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права»[163].

Думается, критерием для определения уровней сложности принимаемого решения в праве является необходимость и достаточность юридических средств того или иного уровня для отграничения правомерного поведения от противоправного.

Так, если в практической деятельности для определения правомерности или неправомерности не возникает необходимости обращения помимо непосредственно правовых текстов (законов, прецедентов, обычаев и др.) к метатекстам, выраженным в правовых идеологиях, ценностях, принципах права, можно сказать, что уровень формы права достаточен для принятия конкретного решения. Когда же возникают т. н. трудные дела и юридических средств на определенном уровне недостаточно для принятия решения, то апеллируют к более высокому уровню. К примеру, если в процессе реализации права возникает необходимость толкования закона, в ходе данного процесса, как правило, пишут о том, что следует выяснять истинную волю законодателя, т. е. сложность принимаемого решения по сути переносится на уровень формы права (субъект реализации права ставит себя на место законодателя). И далее, если рациональным путем с помощью обращения к форме права невозможно выявить волю законодателя, то субъект реализации права для принятия конкретного решения обращается к принципам права, правовым идеалам, ценностям и иным элементам правовой идеологии (сущностно-содержательный уровень иерархии в праве).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография"

Книги похожие на "Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Петров

Александр Петров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Петров - Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография"

Отзывы читателей о книге "Предметная иерархия нормативных правовых актов. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.