» » » » Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие


Авторские права

Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии в форме лекций раскрываются основные программные вопросы учебной дисциплины «Русская литература». Незаменимо при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам. Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся русской литературой.






Мы лучший сок навеки извлекли.

Это основные черты, характерные для лирического героя Лермонтова, который бросает вызов всему миру, находя себя лишь в борьбе и в отрицании. Мотив борьбы очень ярко проявился в стихотворении 1836 года «Парус». Парус – это символ мятущейся души лирического героя. Он сначала борется со стихией, а когда она умолкает, будто бы просит ее вернуться, как будто в борьбе с ней и заключается весь смысл его существования:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой: —

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Лекция № 13

Гражданская поэзия М. Ю. Лермонтова

Лермонтов продолжает многие трагические и вольнолюбивые мотивы пушкинской лирики, но, учитывая реалии лермонтовской эпохи, в этом продолжении по-своему усиливаются трагические ноты. Поэзию Лермонтова можно читать как лирический дневник целого поколения, которому приходилось решать важные мировоззренческие вопросы в совершенно других обстоятельствах, чем пушкинскому. Подавление восстания декабристов и столь суровый конец этого славного движения привели к крушению очень многих философских идей. В следующем поколении человеку приходилось решать самые важные вопросы уже только наедине с самим собой.

Переосмыслением пушкинского наследия можно назвать стихотворение Лермонтова «Узник», где поэт переворачивает композицию стихотворения Пушкина. Меняется общий эмоциональный тон произведения: если в пушкинском варианте оно звало к свободе, а концовка его была местом с самым сильным эмоциональным накалом, то у Лермонтова в конечном счете побеждает идея узничества, а основное настроение стихотворения – грусть:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!

А. С. Пушкин, «Узник» (1822)

Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем;

Только слышно: за дверями,

Звучномерными шагами,

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

М. Ю. Лермонтов, «Узник» (1837)

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» было написано Лермонтовым в 1840 году после посещения одного светского вечера в Санкт-Петербурге, на котором присутствовал весь цвет столицы и даже монаршие особы. В этом произведении все построено на контрасте: лирический герой – это поэт, а нарядное общество – безликая толпа. Не случайно в стихотворении присутствует образ масок:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски <…>.

Автор здесь поднимает проблему несовпадения реальности с воображаемым идеалом, который лермонтовский герой может найти только в мечте.

У Лермонтова гораздо меньше посланий, чем у Пушкина, он употребляет лирическое «мы» совсем иначе, чем Пушкин. В основе лермонтовского поэтического стиля лежит глубокая дисгармония, его лирический герой чувствует одиночество среди людей.

Гражданские стихи Лермонтова – это стихи о поэтах, например «Смерть поэта» и «Поэт». Судьба Лермонтова-поэта начинается со стихотворения «Смерть поэта» (1837) – редкий случай, когда лирический герой говорит не о себе, а о другом, в данном случае – о Пушкине. Это очень сильное, гневное произведение, изобличающее убожество действительности, в которой поэт вынужден жить, любить и творить, низкие нравы современников, которые даже не могут осознать, какой потерей для всего общества является смерть Пушкина:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

«Смерть поэта» нашла горячий отклик в сердцах неравнодушных, Лермонтов буквально проснулся знаменитым. Его изобличительные речи, написанные без страха за свою судьбу, создали ему славу нового великого поэта. Он нещадно разгромил всех недоброжелателей и предрек гонителям поэта саму суровую кару:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Говоря о гражданской лирике Лермонтова, нельзя не упомянуть стихотворение «Родина» (первоначальное название – «Отчизна»), написанное в 1841 году. В этом произведении можно расслышать полемику: любовь к родине нерациональна, автор сразу же говорит, что не может понять ее происхождение:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Заслуга Лермонтова в том, что он показывает Россию такой, какая она есть – одновременно красивая и неприглядная:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

В строке «Ни темной старины заветные преданья» отчетливо видна полемика со славянофилами (литературно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого верили в особый путь России, который принципиально отличается от западной модели развития, и имели своим идеалом допетровскую Русь). Лермонтов считал, что славянофилы влюблены в ту Россию, которую сами себе придумали и нарисовали, и что этот образ очень далек от реальности.

Гражданская лирика Лермонтова различна, она не имеет одной общей темы, и в этом заключается ее своеобразие. Поэт не только поднимает важнейшие вопросы своего времени и изобличает порок, но и предается вдумчивому и размеренному анализу действительности и самоанализу.

Лекция № 14

Тема поколения в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема поколения очень широко представлена в лирике Лермонтова. Она раскрывается во многих стихотворениях, например таких как «Дума» (1838) и «И скучно, и грустно» (1840).

В стихотворении «Дума» «я» лирического героя переходит в «мы» (то же встречается у Пушкина в стихотворении «К Чаадаеву»). Это инвектива (грозное обличение) поколения, Лермонтов предъявляет строгий счет своим современникам, он отмечает свое время как «безвременье», прочерк в истории. Он обличает вялость, безыдейность и безынициативность людей своего времени, их равнодушие, унылую покорность и нежелание что-либо менять:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы.

Поэт считает, что его поколению не суждено ничего сделать для страны, и понимал, насколько глубокая пропасть лежит между его поколением «реакции» и пушкинскими современниками, пылающими вольнолюбием, стремлением к переменам и жаждой нового. Пушкин в свое время призывал к борьбе, считал, что его поколению суждено сделать что-то очень важное для России и оставить свой след в истории:

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» (1818) Люди лермонтовского поколения, чей расцвет пришелся на годы «реакции» (снижения градуса общественного напряжения и разочарования в идеях гражданского гуманизма), должны были все вопросы решать заново, пересматривать свое отношение к реальности и систему ценностей.

Если в лирике Пушкина жизнь часто преподносится как праздник, как бокал вина, как роман, то у Лермонтова повторяется только один образ – пир, но пир на празднике чужом («Как часто, пестрою толпою окружен», 1840 год).

Для лермонтовского лирического героя жизнь – бокал, из которого пьешь не в полную силу, а скупо и опасливо; жизнь не приносит никакой радости, в ней нет веры, творчества, любви, нет цели и смысла.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие"

Книги похожие на "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анастасия Сарычева

Анастасия Сарычева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.