» » » » Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание


Авторские права

Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание
Рейтинг:
Название:
Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание"

Описание и краткое содержание "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание" читать бесплатно онлайн.



Второе издание курса лекций «Правотворческая политика в современной России» является междисциплинарным и комплексным, охватывающим темы, посвященные проблемам усовершенствования правотворческого процесса. В книге правотворческая политика рассматривается как особая форма реализации политики правовой, как ее специфическая разновидность. Законодательство приведено по состоянию на июнь 2015 г. Издание рассчитано на магистрантов и аспирантов юридических вузов, депутатов, ученых-юристов и практиков.






Специальными же признаками, на наш взгляд, можно считать следующие. Во-первых, правовая политика – это всегда деятельность в сфере правовой жизни общества. Речь, по нашему мнению, должна идти не столько о сфере правового регулирования, сколько о значительно более широкой области, включающей в себя и право, и правовое регулирование, и правовую систему, и теневую составляющую правовой жизни. Другими словами, точнее будет сказать, что правовая политика распространяет свое влияние на правовую жизнь общества в целом, которая выступает предельно широкой категорией и содержит комплекс всех юридических явлений, включающий как позитивные, так и негативные составляющие.

Точно так же как существует своеобразная триада в экономической сфере: «экономика – экономическая система – экономическая жизнь», в нравственной сфере: «нравственность – нравственная система – нравственная жизнь», в политической сфере: «политика – политическая система – политическая жизнь», точно такая же существует и в правовой сфере: «право – правовая система – правовая жизнь». В этой связи верно отмечается в литературе, что «общим объектом правовой политики может быть признана… правовая жизнь»3.

Во-вторых, это деятельность, направленная на повышение качества правовой жизни общества, а значит, и на наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, на усовершенствование права, на прогрессивное изменение правовой системы, на соответствующее правовое развитие общества, на повышение правовой культуры граждан и должностных лиц и т. д. Следует согласиться с мнением о том, что предназначение правовой политики – служить средством разумной и эффективной организации правовой жизни общества, инструментом правового прогресса, его воплощения из теории в реальность4.

В-третьих, это деятельность, выражающая отношение субъектов правовой политики к важнейшим проблемам развития правовой жизни общества, изменения и обновления ее наиболее значимых сегментов. Например, отношение к действующей и будущей Конституции, системообразующим законам, проведению референдумов и выборов, судебной реформе, выделению из органов прокуратуры следственного комитета, «трансформации» милиции в полицию, упорядочению интернет-общений, коррупции и бюрократии, существующей системе наказаний, смертной казни и т. д. По тем или иным принятым решениям можно определить выстраиваемые приоритеты при формировании и реализации правовой политики.

В-четвертых, это деятельность, осуществляемая как с помощью юридических средств (инструментов и технологий), так и системы специальных средств правовой политики. На наш взгляд, юридические средства есть правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых организуется правовая жизнь общества, удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. В качестве примера установлений можно назвать субъективные права и юридические обязанности, льготы и запреты, иммунитеты и приостановления, привилегии и лимиты, поощрения и наказания. Разновидностями средств-установлений выступают также комплексные инструменты – правовые акты, правовые основы, правовые режимы, методы и способы правового регулирования. Если говорить о юридических технологиях (деяниях), то к ним, в частности, относится правотворческий, правоприменительный, правоинтерпретационный процесс и т. п. Однако наряду с названными юридическими средствами в правовой политике используются и так называемые ее собственные специальные средства, предназначенные для развития и совершенствования правовой жизни общества (концепции, программы, планирование, прогнозирование, юридическая техника, систематизация правовых актов, юридическая экспертиза, правовой мониторинг и другие).

В-пятых, это деятельность, связанная с выработкой и реализацией правовых идей стратегического и тактического характера, которые выступают основой и предпосылкой правовой политики и нацелены на определенную организацию правовой жизни общества. Если юридическая стратегия представляет собой особый вид деятельности преимущественно высших органов государственной власти, которая направлена на формулирование наиболее общих, концептуальных политико-правовых подходов и перспективных ориентиров развития правовой системы с формированием ее долгосрочной программы, то юридическая тактика – есть деятельность субъектов правовой политики, направленная на последовательное развитие общестратегических установок посредством частных политико-правовых операций, постановки и решения конкретных задач с применением юридических средств5.

Отсюда выработка стратегии и тактики правового регулирования, модели организации правовой жизни общества напрямую определяются проводимой в стране правовой политикой.

В-шестых, это деятельность, осуществляемая преимущественно субъектами, находящимися в самой гуще политической и правовой жизни общества, занимающимися политико-правовой практикой, политической и юридической наукой и обладающими соответствующими знаниями, умениями и навыками, либо имеющими специфический политический и правовой статус. Несомненно, эффективную правовую политику могут формировать и осуществлять прежде всего профессионалы, компетентные, подготовленные лица, знающие нюансы современной политической и правовой жизни, имеющие определенный политический и юридический опыт. Другими словами, это люди с соответствующим доктринальным или профессиональным политическим и правовым сознанием и имеющим определенный уровень политической и правовой культуры.

Основные субъекты правовой политики – общефедеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления и т. п. Если говорить более конкретно, то это Президент Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие государственные органы, а также институты гражданского общества (муниципальные органы, партии, общественные организации и движения, общественные палаты, граждане и т. д.). Особое место в формировании правовой политики занимают научные учреждения и в целом ученые.

Следовательно, при рассмотрении правовой политики необходимо анализировать признаки, характеризующие не столько политику вообще, сколько именно правовую политику. Названные признаки помогут более основательно и глубоко познать и саму правовую политику, и довольно непростой процесс ее формирования и осуществления.

При анализе специальных признаков правовой политики важно также их связывать не столько с правом и правовой системой, сколько с правовой жизнью общества в целом. Верно в этой связи в литературе понимают правовую политику именно как «деятельность государства, осуществляемую соответствующими правовыми средствами и направленную на определение стратегии и тактики правового развития общества и соответствующих условий правовой жизни (подчеркнуто мною. – А. М.)»6.

Только на этом уровне связей можно полноценно познать предназначение и природу правовой политики, ибо ее влияние распространяется на всю юридическую действительность, причем как позитивного плана, так и негативного (например, если гражданско-правовая политика ориентирует на прогрессивное развитие гражданского законодательства, его институтов и правовых режимов, как составной части «световой» правовой жизни, то уголовно-правовая политика призвана организовать эффективное противодействие преступности, как неотъемлемого сегмента «теневой» правовой жизни общества).

Данные признаки позволяют отличить, где речь идет о реальной правовой политике, а где – об ее имитации, о пожеланиях, мечтах. В частности, в литературе выделяют «три ипостаси» правовой политики: во-первых, желательная, целесообразная (которая исходит от научно-экспертного сообщества в виде различных рекомендаций по совершенствованию правовой жизни общества); во-вторых, официально декларируемая (выражается в форме политических заявлений, деклараций, утверждаемых органами власти концепций и программ); в-третьих, фактически проводимая (ее содержание проявляется во всей сумме реальных юридически значимых решений, принимаемых компетентными субъектами). Необходимость разграничения второго и третьего аспектов обусловлена тем, что во многих случаях государство может ставить перед правовой политикой пропагандистские задачи и публично объявлять вовсе не те приоритеты, которые преследуются в действительности7.

По нашему мнению, если в первом случае можно говорить лишь об идеях, концепциях, о том, какой может быть правовая политика (что еще реально не отражается на состоянии правовой жизни общества); во втором – о заявленных намерениях, в том числе и документально оформленных, но которые подчас могут и не осуществиться в правовой жизни; то в собственном смысле слова о правовой политике можно говорить только в третьем случае, когда фактически проводимая политика организует юридическую действительность, влияет на уровень и качество правовой жизни общества. Точно так же как и само принятие закона еще не считается его действием.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание"

Книги похожие на "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание"

Отзывы читателей о книге "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.