» » » Анатолий Ракитов - Науковедческие исследования 2011


Авторские права

Анатолий Ракитов - Науковедческие исследования 2011

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Ракитов - Науковедческие исследования 2011" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания, издательство научныхизданийАгентствоbd983e80-db63-11e3-8865-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Ракитов - Науковедческие исследования 2011
Рейтинг:
Название:
Науковедческие исследования 2011
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-248-00514-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Науковедческие исследования 2011"

Описание и краткое содержание "Науковедческие исследования 2011" читать бесплатно онлайн.



В статьях отечественных и зарубежных авторов исследуются вопросы становления науковедения в России и его институционального оформления. Анализируются наукометрические характеристики отдельных научных дисциплин. Обсуждается проблема рейтингов вузов России. Большое внимание уделяется тенденциям развития отечественной науки, образования и технологии в эпоху модернизации и создания инновационной экономики. Материалы сборника могут быть использованы при формировании научно-технологической и образовательной политики РФ. Сборник рассчитан на ученых, преподавателей вузов и широкий круг читателей.

Для философов и науковедов, работников сферы государственного управления.






Главной стратегической целью государственной инновационной политики страны должно стать создание условий для осуществления технологического скачка с реликтовых третьего и четвертого технологических укладов (ТУ) на пятый и шестой, минуя промежуточные уклады, в основном в промышленном секторе экономики. Достичь главной стратегической цели инновационной политики можно только за счет концентрации ресурсов на тех направлениях развития науки и технологий, где еще существует достаточный научно-технический и инновационный потенциал, необходимый для решения поставленных задач. Это потребует резкого повышения результативности научной и научно-технической деятельности, широкомасштабного вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, кардинального переоснащения научно-технической сферы, промышленности, энергетики, транспорта, связи, образования и других отраслей на базе передовых достижений науки, технологий и техники. Такая модернизация поможет существенно повысить технический уровень и экономическую эффективность предприятий различных отраслей экономики.

В сложившейся ситуации государственная инновационная политика должна быть нацелена на:

• создание национальной инновационной системы, способной к массовому производству и освоению инноваций;

• формирование государственных органов организации и координации инновационной деятельности;

• разработку и реализацию на практике различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающих благоприятную среду для их ускоренного развития;

• разработку и реализацию на практике комплекса мер по сохранению и сбалансированному развитию фундаментального и прикладного секторов науки;

• создание условий, способствующих ускоренному развитию малого и среднего научно-технического и инновационного предпринимательства;

• создание полноценной инновационной инфраструктуры, включая организацию множества новых инновационных предприятий и фондов для финансирования инновационной деятельности;

• осуществление комплекса мер по модернизации экономики на базе передовых достижений науки и техники.

Россия строит планы скорейшего вступления в ВТО. Органам государственной власти следует максимально ускорить решение перечисленных задач, чтобы успеть предотвратить угрозу полной утраты конкурентоспособности, неумолимо надвигающуюся на экономику страны.

Научно-технический потенциал России

Для перехода на инновационный путь развития по некоторым приоритетным направлениям научно-инновационного развития пока еще имеется необходимый научно-технический потенциал, о чем свидетельствуют данные Росстата за 2009 г. В стране сосредоточено 3536 организаций, выполняющие исследования и разработки, в них трудится 369,2 тыс. исследователей. В России осуществляют подготовку кадров высшей квалификации 1114 высших учебных заведений, в которых обучается около 7,4 млн. студентов.

Однако трудное финансово-экономическое положение, в котором пребывает российская наука, низкое качество государственного управления наукой на федеральном уровне, уровне государственных академий наук, а также отдельных научных организаций, приводит к деградации научно-технического потенциала страны. Научные приборы и оборудование изнашиваются и устаревают, инфраструктура научных учреждений и вузов разрушается.

Финансовое обеспечение научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Минимальные объемы бюджетного финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения в Российской Федерации на 2002–2010 гг. определены в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года № Пр-575) [3] (далее – «Основы политики…»). В табл. 2 приведены данные о расходах на гражданскую науку из федерального бюджета в сопоставимых ценах.


Таблица 2

Финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения


Основные расходы федерального бюджета сосредоточены на реализации федеральных целевых программ, в частности ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613 [13]; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568 [14]; Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 гг., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р [6].

Проведем анализ бюджетного планирования науки за последние два года. Федеральный бюджет на 2009 г. был утвержден Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» [19] и вследствие начавшегося экономического кризиса изменен Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ [20], уменьшившим ассигнования на науку:

• по подразделу 0110 «Фундаментальные исследования» на 7971,5 млн. руб. (с 84 535,6 млн. руб. до 76564,1 млн. руб., или на 9,4 %);

• по подразделу 0113 «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов» на 3744,4 млн. руб. (с 16 944,8 млн. руб. до 13 200,4 млн. руб., или на 22,1 %);

• по подразделу 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» на 13 437,7 млн. руб. (с 125 673,2 млн. руб. до 112 235,5 млн. руб., или на 10,7 %).

Значительные нарекания научной общественности вызвало сокращение бюджетных ассигнований Российского фонда фундаментальных исследований. Законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований (9781,0 млн. руб.) уменьшен на 2659,5 млн. руб., или на 27,2 %, и составил 7121,5 млн. руб.

Финансирование науки и инноваций в 2010 г. определялось Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» [22]. Важной особенностью бюджета в 2010 г. явилось сокращение общих бюджетных ассигнований с 9931,4 млрд. руб. в 2009 г. до 9886,9 млрд. руб. в 2010 г., или на 0,4 % в номинальном выражении. В Законе предусмотрено более резкое сокращение расходов на научные исследования и разработки по сравнению с предыдущим годом, чем сокращение общих бюджетных ассигнований, на фоне прогнозируемого уровня инфляции 10 %.

Стабильно низкой остается доля расходов федерального бюджета на научные исследования гражданского назначения от ВВП – 0,37 % в 2010 г. Вместе с тем в развитых странах такие расходы составляют, как правило, более 1 %, а согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [1], расходы бюджетной системы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу должны были составить в 2010 г. 0,7 %.

Так, по разделу «Общегосударственные вопросы» ассигнования на фундаментальные исследования снижены с 80,3 млрд. руб. в 2009 г. до 77,2 млрд. руб. в 2010 г., или на 3,9 %, а ассигнования на прикладные исследования – с 12,4 млрд. руб. до 11,6 млрд. руб., или на 6,5 %. При том, что поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций отнесена к приоритетным направлениям государственной политики, ассигнования на поддержку высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций уменьшены по сравнению с предыдущим годом.

Так, если бюджетные ассигнования на исполнение приоритетных направлений государственной политики в текущих ценах выросли всего с 3244,9 млрд. руб. в 2009 г. до 3339,4 млрд. руб. в 2010 г., или на 2,9 %, то ассигнования на поддержку высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций сокращены с 247,7 млрд. руб. в 2009 г. до 239,6 млрд. руб., или на 3,3 %.

Да и внутри этого приоритетного направления предполагается сокращение бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки. Если в целом ассигнования на реализацию федеральных целевых программ, направленных на поддержку высокотехнологических отраслей и научно-технических инноваций, увеличены с 150,3 млрд. руб. в 2009 г. до 178,8 млрд. руб. в 2010 г. или на 19,0 %, то ассигнования на такие важнейшие инновационные программы, как ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», сокращаются с 12,3 млрд. руб. в 2009 г. до 7,4 млрд. руб. в 2010, или на 39,8 %, а на ФЦП «Национальная технологическая база на 2007–2011 годы» – с 4,5 до 3,1 млрд. руб., или на 31,1 %.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Науковедческие исследования 2011"

Книги похожие на "Науковедческие исследования 2011" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Ракитов

Анатолий Ракитов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Ракитов - Науковедческие исследования 2011"

Отзывы читателей о книге "Науковедческие исследования 2011", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.