Анатолий Ахутин - Поворотные времена. Часть 2

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Поворотные времена. Часть 2"
Описание и краткое содержание "Поворотные времена. Часть 2" читать бесплатно онлайн.
Тексты, составляющие предлагаемый сборник, появлялись в разные времена. Собраны они вместе, поскольку так или иначе оказались тематически связанными заметками и набросками, – попытками уловить смысл поворотности разных исторических времен, эпохальных рубежей: между греческим мифом и «логосом», между античным и ср едневековым миром, между «старым» и «новым» в эпоху коперниканской революции, наконец, между бывшим и наступающим ныне… Что наступает – неясно, а потому и неясно, что же, собственно, исчерпывается, заканчивается: иудеохристианский бог или европейский рационализм, техническая цивилизация или языческая почвенность, то ли сама история, то ли, напротив, метафизика, сковавшая историю. Неясно даже то, сходится ли, наконец, разноязыкий мир в универсум некой всеобщей цивилизованности или, напротив, преодолевает (тоже наконец) глобалистский логоцентризм и разбегается по ментальным резервациям. Что на горизонте – в семирный полис, этнический зоопарк или война всех против всех?
67
Нейгебауэр О. Указ. соч. С. 197.
68
Коперник Н. Указ. соч. С. 35. Этот «герметизм» сыграл значительную роль в высвобождении космологического воображения из жестких схем средневекового аристотелизма и был использован как эзотерический язык для оппонирования ему. Внимание историков науки к этой ренессансной традиции было привлечено книгой британского историка Ф. Йейтс – Yates F. Giordano Bruno and Hermetism. Chicago, 1964 (рус. пер. Г. Дашевской: Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000). Критический разбор этого труда, а также детальный анализ самой проблемы см. в кн.: Визгин В. П. На пути к другому. М., 2004 (главы «Герметическая традиция и генезис науки»; «Герметизм, эксперимент и чудо»; «„Двойная звезда” Джордано Бруно»; « „Эзотерика” и наука»).
69
Коперник Н. Указ. соч. С. 35. Этот «герметизм» сыграл значительную роль в высвобождении космологического воображения из жестких схем средневекового аристотелизма и был использован как эзотерический язык для оппонирования ему. Внимание историков науки к этой ренессансной традиции было привлечено книгой британского историка Ф. Йейтс – Yates F. Giordano Bruno and Hermetism. Chicago, 1964 (рус. пер. Г. Дашевской: Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000). Критический разбор этого труда, а также детальный анализ самой проблемы см. в кн.: Визгин В. П. На пути к другому. М., 2004 (главы «Герметическая традиция и генезис науки»; «Герметизм, эксперимент и чудо»; «„Двойная звезда” Джордано Бруно»; « „Эзотерика” и наука»).
70
Blumenberg H. Op. cit. S. 176; Maier A. Zwei Grund probleme der scholastischen Naturphilosophie. Rom, 1951. S. 166; Clagett M. The science of mechanics in the Middle Ages. Madison, 1961. P. 526 – 531.
71
Blumenberg H. Op. cit. S. 196. «Бог пребывает на небе, – пишет Н. Орем, – не более, чем в другом месте». Цит. по: Fellman F. Scholasctik und kosmologische Reform. Münster, 1971. S. 42.
72
Коперник Н. Указ. соч. C. 23 – 25.
73
Cм. обсуждение этой открывшейся возможности в кн.: Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. С. 528 – 541.
74
Такой способ действия – теоретическая критика факта с точки зрения универсальной идеи разума и критика проблематической идеи разума со стороны соответствующего ей факта – становится в дальнейшем универсальным методом науки. «Мы можем подвергать испытанию только допущенные понятия и основоположения, построив их так, чтобы одни и те же предметы могли бы рассматриваться с двух различных сторон: с одной стороны, как предметы чувств и рассудка для опыта, с другой же стороны, как предметы, которые мы только мыслим и которые существуют лишь для изолированного и стремящегося за пределы опыта разума» (Кант И. Соч. Т. 3. С. 88 – 89).
75
Точно так же – только потому, что в культуре (логике, философии, литературе) конца XIX – начала XX в. уже произошел некий неклассический сдвиг, – нашлись ученые, которые были в состоянии не только заметить «поризмы» и сконструировать «монстры» квантовой механики, но и увидеть в них новый тип проблем, новое понятие предмета, новую идею реальности (см.: Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. М., 1985. С. 167 – 181, 337 – 338, 344, 365 – 369).
76
Эта философская подоплека и остается философски значимой в отличие от подоплеки «магической», «эзотерической», имеющей только историческое или идеологическое значение.
77
О Н. Кузанском в этом аспекте см.: Библер В. С.Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. С. 88 – 108; Ахутин А. В. Указ. соч. С. 45 – 62; Гайденко П. П. Указ. соч. С. 517 – 528; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII). М., 1987. С. 20 – 66; Nagel F. Nicolaus Cusanus und die Entstehung der exakten Wissenschaften. Münster, 1984.
78
Cм.: Ахутин A. B. Понятие «природа» в античности и в Новое время. С. 45 – 62.
79
Cм.: Beierwalters W. Proklos: Grundzüge seiner Metaphysik // Philos. Abh.1965. Bd 24. S. 10 – 12; Mahnke D. Unendliche Sphäre und Allmittelpunkt: Beitrag zur Genealogie der mathematischen Mystik. Halle, 1937; Swiezawski S. Dzieje filizofii europejskej w XV wieku. T. 4. Bog. Warszawa, 1979. S. 97.
80
Cm. ниже с. 388 и прим. 2.
81
Cм.: Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. Berlin, 1906. Bd I. S. 52.
82
Cm. детальное обсуждение этого поворота в след. трудах: Gandillac М., de. Nicolaus von Cues. Studien zu seiner Philosophie und philosophischen Weltanschauung. Düsseldorf, 1953. S. 157ff.; Clemens F. Giordano Bruno und Nikolaus von Cues. Bonn, 1847; Stallmach J. Ansätze neuzeitliche Philosophierens bei Cusanus // Mitt. und Forschungsbeitr. Cusanusgesellschaft. 1964. N 4. S. 339 – 356.
83
Lossky V. Théologie négative et connaissance de Dieu chez Maitre Eckhart. Paris, 1960 (Études de philosophie médiévale. T. XLVIII). См. рус. пер. Двух первых глав: Лосский Вл. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта // Богословские труды. Сб. 38. М., 2003. С. 147 – 236.
84
Кузанский Н. Соч.: В 2 т. М., 1979. В дальнейшем при цитировании том и страница этого издания указываются в тексте.
85
Cм.: Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. С. 88 – 103, Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991. С. 67 – 80.
86
Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. С. 75.
87
Там же.
88
Nagel F. Op. cit. S. 13 – 14.
89
Cм.: Предисловие А. Ф. Лосева к кн.: Кузанский Н. Избр. филос. соч. М., 1937. С. 3; Асмус В. Ф. Натурфилософские и научные идеи Николая Кузанского // Фронт науки и техники. 1938. № 2; Buhr М., Bartsch G. Nicolaus Cusanus // Deutsche Ztschr. für Philos. 1964. N 10.
90
Это-то и составляло пункт радикального расхождения между неоплатониками и христианами. C м. трактат Плотина «Против гностиков» (см. выше статью «Трансдукция»).
91
«На любых путях, будь то причинное объяснение, математические выкладки, жизненный, художественный опыт, созерцание, интуиция, в каждой частице вселенского бытия для Николая Кузанского открывается упоительная, „питательная” глубина бесконечности с ее всеобъемлющим единством, источником всякой гармонии» (Бибихин В. В. Николай Кузанский // Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С. 112).
92
Balthasar H. U., von. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Freiburg, 1988.
93
Nagel F. Op. cit. S. 31 – 35.
94
Historische Wörterbuch der Philosophie / Hrsg. J. Ritter, K. Gründer. Basel; Stuttgart, 1984. Bd 6. S. 455.
95
Stallmach J. Oр. cit. S. 349; Cassirer Е. ар. cit. S. 455.
96
Ср. такие принципы современной методологии науки, как «принцип простоты», «принцип единства физической картины мира». Cm.: Методологические принципы физики: История и современность. М., 1975. Гл. 2, 3.
97
Russel В. Priciples of mathematics. London, 1903.P. 306; Forder H. The foundations of Euclidean geometry. Cambridge, 1927. P. VIII. Цит. по кн.: Лакатос И. Доказательства и опровержения: Как доказываются теоремы. М., 1967. С. 69.
98
Цит. по: Nagel F. Ор. cit. S. 32.
99
Ibid. s. 21-22; Stallmach J. Ор. cit. s. 345.
100
Коперник H. Указ. соч. С. 17.
101
Там же. С. 30.
102
Galilei G. Lettra a mad. Cristina di Lorena (1615) // Galilei G. Lettere Copemicane. Napoli. S. a. P. 118.
103
Галилей Г. Избр. тр.: В 2 т. М., 1964. T. l. С. 423. (Курсив мой. – А. А.)
104
Blumenberg H. Op. cit. S. 58.
105
Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. М., 1964. Т. 1.С. 125 – 126.
106
Декарт Р. Космология: Два трактата. М.; Л., 1934. С. 160, 161, 163.
107
Ср. иной поворот той же проблемы ниже в статье «София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики)».
108
Koyré A. From the closed World to the infinite Universe. Baltimor; London, 1982. P. 18 (см. рус. пер.: Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М., 2001. С. 13). Cm. впр.: Krschnak A. Die Herkunft der astronomischen Handschriften und Instrumente des Nikolaus von Kues // Mitt. und Forschungsbeitr. Cusanusges. 1963. N 3. S. 109 – 180; Vedrin H. La conception de la nature chez Giordano Bruno. Paris, 1967.P. 73, n. 47.
109
Collingwood R.The idea of nature. Oxford, 1964.P. 98; Петров М. К. Перед «Книгой природы»: Духовные леса и предпосылки научной революции XVII века // Природа. 1978. С. 110 – 117.
110
Цит. по: Lovejoy A. The great chain of being: A study of the history of an idea. Cambridge (Mass.), 1936. P. 100 (см. рус. пер. В. Софронова-Антомони: Лавджой A. Великая цепь бытия. История идеи. М., 2001. С. 104).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поворотные времена. Часть 2"
Книги похожие на "Поворотные времена. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Ахутин - Поворотные времена. Часть 2"
Отзывы читателей о книге "Поворотные времена. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.