Анатолий Ахутин - Поворотные времена. Часть 2

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Поворотные времена. Часть 2"
Описание и краткое содержание "Поворотные времена. Часть 2" читать бесплатно онлайн.
Тексты, составляющие предлагаемый сборник, появлялись в разные времена. Собраны они вместе, поскольку так или иначе оказались тематически связанными заметками и набросками, – попытками уловить смысл поворотности разных исторических времен, эпохальных рубежей: между греческим мифом и «логосом», между античным и ср едневековым миром, между «старым» и «новым» в эпоху коперниканской революции, наконец, между бывшим и наступающим ныне… Что наступает – неясно, а потому и неясно, что же, собственно, исчерпывается, заканчивается: иудеохристианский бог или европейский рационализм, техническая цивилизация или языческая почвенность, то ли сама история, то ли, напротив, метафизика, сковавшая историю. Неясно даже то, сходится ли, наконец, разноязыкий мир в универсум некой всеобщей цивилизованности или, напротив, преодолевает (тоже наконец) глобалистский логоцентризм и разбегается по ментальным резервациям. Что на горизонте – в семирный полис, этнический зоопарк или война всех против всех?
111
Lovejoy A. Op. cit. Р. 108 (рус. пер. С. 112).
112
Ibid. Р. 112 – 114 (рус. пер. С. 114 – 118); Koyré A. Op. cit. Р. 40-41 (рус. пер. С. 32).
113
Lovejoy A. Op. cit. Р. 119 (рус. пер. С. 123).
114
Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 275.
115
Там же. С. 368.
116
Koyré A. Op. cit. Р. 41 (рус. пер. С. 33).
117
Коуré А. Ор. cit. Р. 38 (рус. пер. С. 30).
118
Бруно Дж. Указ. соч. С. 362.
119
Коперник И. Указ. соч. С. 22.
120
Там же. С. 27.
121
Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 90 – 91.
122
Бэкон Ф. Новый органон. М., 1935. С. 116 (аф. X 1).
123
Для дальнейших исследований важно отметить, что ренессансный неоплатонизм, питавший интеллектуальные интуиции Коперника, первый же осознал и метафизический смысл коперниканства. Генри Мор, английский неоплатоник, известный нам прежде всего в связи с И. Ньютоном, опубликовал в 1642 г. поэму о бессмертии души под названием «Psychathanasia Platonica», в которой нетрудно распознать «флорентийский» источник: «Тheo1ogia P1atoniса» М. Фичино, с латинским переводом которой Г. Mop познакомился в 1641 г. Проблема Фичино и Мора – Signum athanasiae – «признак бессмертия» души. «В коперниканской теории, как она была представлена Галилеем, Mop и нашел этот Signum. В смене геоцентрической системы гелиоцентрической он видит преодоление господства чувственной видимости рациональным воззрением. Тем самым человеческий дух освобождается от скованности непосредственными органами чувств. Чуть позже Mop должен был, разумеется, обрести не менее достоверную поддержку своего решения проблемы бессмертия в картезианском дуализме res cogitans и res extensa» (Blumenberg H. Op. cit. S. 59).
124
Коперник H. Указ. соч. C. 27.
125
Бруно Дж. Указ. соч. С. 328.
126
Там же. С. 307.
127
Там же. С. 303 – 305.
128
Plotins Schriften / Übers, von R. Harder. Hamburg, 1964. Bd III. S. 250 (pyc. пер. Г. В. Малеванского: Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб., 1995. С. 191).
129
Ничего удивительного, что гелиоцентрические проекты длительное время отвергались традиционным умом и хранились в коллекции курьезных выдумок. Ссылаясь на сочинение «Против Аристарха» стоика Клеанфа, Плутарх говорит: «Когда Аристарх Самосский решил объяснить небесные явления таким образом, что-де звездное небо пребывает неподвижно на своем месте, а Земля, напротив, движется по наклонному кругу, вращаясь при этом также вокруг собственной оси, Клеанф заявил, что эллины должны были бы предать его суду за безбожие, поскольку он стремился сдвинуть священный очаг Космоса» (Plutarch. De facie in orbe lunae // Stoicorum Veterum Fragmenta / Ed. I. Arnim. Leipzig, 1922. Bd I. Fr. 538). C м. рус. пер. A. A. Столярова: Фрагменты ранних стоиков. Т. I. Зенон и его ученики. М., 1998. С. 175 [фр. 500].
130
Бруно Дж. Указ. соч. С. 428.
131
Augustin. De genesi contra Manichaeos. Цит. по кн.: Blumenberg H. Op. cit. S. 213.
132
Платон. Соч. Т. 3. Ч. 2. С. 486.
133
Августин. О граде Божием. Кн. II, гл. IV // Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского. Киев, 1905. Ч. 4. С. 178.
134
Августин. Об истинной религии, гл. 34 // Там же. Ч. 7. С. 61.
135
Августин. О книге Бытия буквально. Кн. I, гл. IX // Там же. Ч. 7. С. 187.
136
Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картин кватроченто. М., 1975. С. 14.
137
Августин. О книге Бытия буквально // Творения. Ч. 7. С. 101.
138
Cм.: Lovejoy A. Op. cit. Р. 104 (см. рус. пер. С. 108).
139
Cм.: Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. С. 458 – 467.
140
Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 1. С. 204.
141
Cm.: Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991; Койре А. Очерки истории философской мысли. С. 51 – 73; Koyré A. From the closed World to the infinite Universe. London, 1982; Burtt E. The metaphysical foundation of modem physical science. London, 1925; Maier A. Metaphysische Hintergründe der spätscholastischen Naturphilosophie. Roma, 1955.
142
Heisenberg W. Der Teil und das Ganze. Gespräche im Umkreis der Atomphysik. München, 1976. S. 10 – 12 (см. рус. пер. В. В. Бибихина в изд.: Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. С. 138 – 139; 146 – 147). Heisenberg W. Schritte über Grenzen. Gesammelte Reden und Aufsätze. München, 1973. S. 102 (см. рус. пер. A. В. Ахутина и В. В. Бибихина: Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 171 – 173).
143
Характерно, что, например, солидная работа Клиффорда Хукера о природе квантовомеханической реальности, опубликованная в 1972 г., посвящена скрупулезному разбору знаменитого спора А. Эйнштейна и Н. Бора, развернувшегося в 30-е годы (Hooker С. The Nature of Quantum Mechanical Reality: Einstein versus Bohr // Paradigmes and Paradoxes. The Philosophical challenge of the quantum domain. Pittsburgh, 1972).
144
Отметим, что М. Планк, М. фон Лауэ, М. Борн и В. Гейзенберг специально подчеркивали роль классической гимназии в формировании их мышления. В августе 1949 г., выступая в Мюнхене на праздновании 100-летнего юбилея своей Максимилиановской гимназии (которую в 1874 г. окончил и М. Планк), Гейзенберг говорил о важном значении гуманитарного образования для развития теоретического мышления в области естествознания. Оспаривая однобоко практицистское направление современного образования, он заметил, что только «навык принципиального мышления», приобретенный им в гимназии, прежде всего благодаря знакомству с древнегреческой философией, позволил ему уяснить суть тех необычных проблем, с которыми столкнулась современная теоретическая физика (Heisenberg W. SchritteüberGrenzen. S. 95 – 108. Рус. пер. С. 34 – 45).
145
«Вопросы, которые две с половиной тысячи лет назад были впервые поставлены на этой земле, – говорил Гейзенберг в 1964 г. в Афинах, – с тех пор почти непрерывно занимали человеческую мысль и в ходе истории вновь и вновь становились предметом обсуждения, по мере того как новые открытия являли в новом свете эти древние пути мысли» (Heisenberg W. Schritte über Grenzen. S. 223. Рус. пер. C. 107). Взгляды Гейзенберга на роль гуманитарного образования подробно разобраны мною в статье «В. Гейзенберг и философия» (см. Послесловие к кн.: Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. С. 361 – 394).
146
Лейбниц Г. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 276-277.
147
Описание других историко-научных взглядов Гейзенберга читатель может найти, например, в статье А. Н. Вяльцева: Вяльцев А. Н. Историко-научные взгляды В. Гейзенберга // Ученые о науке и ее развитии. М., 1971.
148
Гейзенберг В. О квантовомеханическом истолковании кинематических и механических соотношений // УФН. 1977. Т. 122. Вып. 4. С. 575.
149
Гейзенберг В. Развитие понятий в физике XX века // Вопросы философии. 1975. № 1.С. 83.
150
Дирак П. Основы квантовой механики. М.; Л., 1932. С. 14.
151
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов. Цит. по изд.: Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: В 4 т. М., 1957. Т. IV. С. 530.
152
Heisenberg W. Tradition in der Wissenschaft. Reden und Aufsätze. München, 1977. S. 117. Cp.: Heisenberg W. Der Teil und das Ganze. S. 80 (рус.пер. C. 191. Ср.: Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 83).
153
Heisenberg W. Tradition in der Wissenschaft. S. 118.
154
С течением времени оба пути сильно разошлись. В 1952 г. в Копенгагене состоялась философская конференция, на которой Бор изложил проблемы интерпретации квантовой механики группе философов, главным образом представителям Венской школы. Его ужаснул тот факт, что доклад не вызвал ни споров, ни серьезных вопросов. Проблема понимания вовсе не занимала этих философов (Heisenberg W. Der Teil und das Ganze. S. 241. Рус. пep. C. 318).
155
Heisenberg W. Der Teil und das Ganze. S. 55 (рус. пер. C. 173).
156
Heisenberg W. Tradition in der Wissenschaft. S. 25.
157
Гейзенберг В. Развитие понятий в физике XX века. С. 79.
158
Борн М., Йордан П. О квантовой механике // УФН. 1977. Т. 122. № 4. С. 587. Ср.: Джеммер M. Эволюция понятий квантовой механики. М., 1985. С. 199.
159
Гейзенберг В. Философские проблемы атомной теории. М., 1953. С. 16.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поворотные времена. Часть 2"
Книги похожие на "Поворотные времена. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Ахутин - Поворотные времена. Часть 2"
Отзывы читателей о книге "Поворотные времена. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.