Анатолий Ахутин - Поворотные времена. Часть 2

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Поворотные времена. Часть 2"
Описание и краткое содержание "Поворотные времена. Часть 2" читать бесплатно онлайн.
Тексты, составляющие предлагаемый сборник, появлялись в разные времена. Собраны они вместе, поскольку так или иначе оказались тематически связанными заметками и набросками, – попытками уловить смысл поворотности разных исторических времен, эпохальных рубежей: между греческим мифом и «логосом», между античным и ср едневековым миром, между «старым» и «новым» в эпоху коперниканской революции, наконец, между бывшим и наступающим ныне… Что наступает – неясно, а потому и неясно, что же, собственно, исчерпывается, заканчивается: иудеохристианский бог или европейский рационализм, техническая цивилизация или языческая почвенность, то ли сама история, то ли, напротив, метафизика, сковавшая историю. Неясно даже то, сходится ли, наконец, разноязыкий мир в универсум некой всеобщей цивилизованности или, напротив, преодолевает (тоже наконец) глобалистский логоцентризм и разбегается по ментальным резервациям. Что на горизонте – в семирный полис, этнический зоопарк или война всех против всех?
159
Гейзенберг В. Философские проблемы атомной теории. М., 1953. С. 16.
160
Cм.: Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. С. 56 – 57.
161
Heisenberg W. Tradition in der Wissenschaft. S. 128.
162
Heisenberg W. Schritte über Grenzen. S. 88 (рус. пер. С. 179).
163
Ibid. S. 285 (рус. пер. С. 198).
164
Эйнштейн А.. Инфельд Л. Эволюция физики. Цит. изд. С. 479.
165
Там же. С. 507.
166
См.: Визгин Вл. П. Эрлангенская программа в физике. М., 1975.
167
Heisenberg W. Schritte über Grenzen. S. 90 (рус.пер. C. 180 – 181).
168
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. С. 57.
169
Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики. С. 18.
170
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. С. 62.
171
Cм.: Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики. С. 27 – 28.
172
Де Бройль Л. Революция в физике (новая физика и кванты). М., 1963. С. 14
173
Точное изложение проблемы см. в кн.: Де Бройль Л. Соотношения неопределенностей Гейзенберга и вероятностная интерпретация волновой механики. М., 1986.
174
Де Бройль Л. Революция в физике. С. 138.
175
Там же. С. 31.
176
Там же. С. 93.
177
Там же. С. 186.
178
Там же. С. 186 – 187.
179
Эту параллель намечает М. Джеммер. C м.: Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. С. 343.
180
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. С. 16. Более верным это сопоставление будет для элементарной частицы: «Все элементарные частицы „сделаны” из одной и той же субстанции, из одного и того же материала, который мы теперь можем назвать энергией или универсальной материей; они – только различные формы, в которых может проявляться материя. Если сравнить эту ситуацию с понятием материи и формы у Аристотеля, то можно сказать, что материю Аристотеля, которая в основном была „потенцией”, то есть возможностью, следует сравнивать с нашим понятием энергии; когда элементарная частица рождается, энергия выявляет себя благодаря форме как материальная реальность» (Там же. С. 98).
181
См.: Каменский 3. А. Кант в русской философии начала XIX в. // Вестник истории мировой культуры. 1960. № 1; Каменский З. А. Кант в России (конец ХVIII-первая четверть XIX в.) // В кн.: Философия Канта и современность. М., 1974. Гл. IX; Филиппов Л. И. Неокантианство в России // В кн.: Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М., 1978. С. 286-316.
182
Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911. Т. 1. С. 240.
183
Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 483.
184
Там же. С. 535.
185
Голосовкер Я. Э. Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». М., 1963. С. 34.
186
Там же. С. 87.
187
Там же. С.91.
188
См.: Белый А. Начало века. М.: Л., 1933. С. 18.
189
Бугаева К. Н. Воспоминания о Белом. Белки, 1981. С. 270, 272, 274.
190
Белый А. Между двух революций. М., 1934. С. 279.
191
Белый А. Петербург. М., 1981. С. 43.
192
Это был тот самый «Опыт православной теодицеи», который вскоре появился под известным названием «Столп и утверждение истины». М., 1914.
193
Флоренский П. А. Вступительное слово // Богословский вестник. 1914. Сентябрь. С. 5.
194
Там же. С. 7.
195
В 1908 г. Флоренский, впрочем, писал: «Идея о возможности антиномий разума – это самая глубокая и самая плодотворная из идей Канта». Сожалел он лишь о том, что Канту не вполне удалось ее доказать (см.: Флоренский П. А. Космологические антиномии Иммануила Канта. С прибавлением экскурса об антиномической структуре разума // Флоренский П. А. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 28). В кн. П. Флоренского «Столп и утверждение истины» раскрытию коренной антиномичности христианской догматики посвящено Шестое письмо: противоречие. См.: Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 142-204 (переиздание: Флоренский П. А. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1 (П)). «В истории плоского и скучного мышления "новой философии", – пишет он здесь, – Кант имел дерзновение выговорить великое слово "а н т и н о ми я", нарушившее при л и ч и е мнимого единства. За это одно заслуживал бы он вечной славы. Нет нужды, если собственные его антиномии неудачные: дело в переживании антиномичности» (с. 158-159).
196
Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. Сб. 17. М., 1977. С. 122 (Флоренский П. А. Собр. соч. Философия культа Опыт православной антроподицеи). М., 2004. С. 103. Ср. образ диалектических коромысел у Я. Э. Голосовкера (Указ. соч. С. 35).
197
Оставим в стороне, на мой взгляд, не очень пристойные домыслы, рожденные в чаду войны, о том, что Крупп и есть прямой наследник Канта (В. Эрн) и что духовный смысл войны – в борьбе с иссушающей и угрожающей стихией германства (С. Булгаков). Такого рода инсинуации и приготовляли умы и души к той варварской манере, полемизировать, которая до отвращения знакома нам и поныне еще применяется (как всегда, с самыми благими целями).
198
Киреевский И. В. Указ. Соч. С. 249.
199
Флоренский П. А. Космологические антиномии И. Канта (лекция, прочитанная 17. IX. 1908 г.) // Богословский вестник. 1908. С. 612 (Флоренский П. А. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 20). Разумеется скрытая ссылка на Достоевского. Я. Голосовкер в своей книге почти цитирует эти слова П. Флоренского. Наконец, такое понимание романов Достоевского развертывается в серьезную литературоведческую и философскую концепцию М. М. Бахтиным.
200
В смысле В. Соловьева. См.: Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 194. (См. об этом определении ниже).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поворотные времена. Часть 2"
Книги похожие на "Поворотные времена. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Ахутин - Поворотные времена. Часть 2"
Отзывы читателей о книге "Поворотные времена. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.